Ольга Слатвицкая
Программа дополнительного образования Кружок «Любознайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования
Кружок «Любознайка»
Старший дошкольный возраст 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Программа дополнительного образования.
Кружок «Любознайка»
Содержание:
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
1.2. Актуальность программы
1.3. Новизна
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
1.4. Педагогическая целесообразность
1.5. Цель, задачи дополнительной образовательной программы
1.6. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы
1.7. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
1.8. Формы и режим занятий
1.9. Ожидаемые результаты и способы их проверки
2. Содержание программы
3. Целевые ориентиры
4. Ресурсное обеспечение программы
5. Методическое обеспечение программы
1. Пояснительная записка
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
В качестве основных развивающихся функций познавательно - исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста могут быть обозначены следующие:
1. Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);
2. Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно – следственных, родовидовых (классификационных, пространственных и временных отношений;
3. Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (систематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
4. Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
5. Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
1.1 Направленность
Программа имеет естественно-научную направленность. В программе отражены основные направления развивающей педагогической работы с дошкольниками, дана развёрнутая характеристика содержания основных тем («Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир») и блоков деятельности (информационный, действенно-мыслительный, преобразования, что поможет взрослому целостно представить содержание работы.
1.2. Актуальность
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Н. Н. Поддьяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Экспериментирование – это не что иное, как свобода для творчества, полета фантазии. Что делает маленький человечек, когда у него что-нибудь не получается? Он ищет новые пути, пробует другие способы действия.
1.3. Новизна
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.
1.4. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития познавательных способностей обучающихся.
1.5. Цель, задачи дополнительной образовательной программы «Любознайка»
Цель программы : создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивать у детей представления о химических свойствах вещества (выделение вещества путём отстаивания фильтрования, развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света, испарения, магнетизм, сила тяготения и др.).
3. Развивать представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.
4. Развивать элементарные математические представления о мерах измерения (как о способе измерения объема, массы, длины).
5. Развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведение экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли)
6. Развивать мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение.
7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
8. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
1.6. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы
Данная программа описывает курс развития поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста 6 – 7 лет (подготовительная группа)
1.7. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа реализуется в течение 1 года.
1.8. Формы и режим занятий
Программа предполагает проведение 1 занятие в неделю в подготовительной группе. Продолжительность интегрированных занятий составляет с обязательной физкультминуткой (связанной с темой занятий) 30 мин.
Структура проведения занятий экспериментирований:
1. Постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи).
2. Выдвижение предложений (гипотез) отбор, способы проверки.
3. Проверка гипотез.
4. Подведение итогов, вывод.
5. Фиксация результатов.
6. Вопросы детей.
Алгоритм занятий:
• мотивация
• подготовительная беседа
• практическое (экспериментальное) задание
• анализ деятельности
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
• индивидуальная (работа с раздаточными карточками)
• лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы
• фронтальная (беседа)
• подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента)
Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.
Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Большая часть занятий носит комплексный характер. Включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.
1.9. Ожидаемые результаты
-Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
-Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
2. Содержание программы.
Тема
Цель
Сентябрь. Воздушный океан.
1. Встреча с воздушным шариком.
2. Свойства воздуха (опыты).
3. Чистый и грязный воздух.
4. Ветер. Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его сост. Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.
Октябрь. Песок. Глина. Почва.
1. Песок, его свойства.
2. Песочные часы.
3. Глина, ее структура и цвет.
4. Почва. Разности почвы. Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.
Ноябрь. Царь – Водица
1. Путешествие по глобусу.
2. Свойства воды.
3. О различных агрегатных состояниях воды.
4. Круговорот воды в природе.
Уточнить и систематизировать знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов; о различных состояниях воды.
Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях.
Декабрь. Царь – Водица (продолжение)
1. С водой и без воды.
2. Почему идет снег?
3. Выявление механизма образования облаков
4. Выявление механизма образования инея.
Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Образование снежинок.
Январь. Магнит.
1. Магнит и его свойства.
2. Магнитные свойства Земли.
3. Компас.
Познакомить детей с магнитом, некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.
Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Познакомить детей с тем, что Земля–большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представление о компасе.
Развивать способности понимать знаково-символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них.
Февраль. Волшебница соль.
1. Физические и химические свойства.
2. Выращивание кристаллов соли.
3. Способы добычи соли.
4. Применение соли
Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами и характеристикой соли. Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.
Март. Наш мини – огород
1. Способы размножения растений.
2. Посадка лука.
3. Посев семян помидоров для выращивания рассады.
4. Черенкование комнатных растений.
Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию растений, развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями в которых они находятся.
Апрель. Космос. Вселенная. Звёзды.
1. Планета Земля – наш общий дом.
2. Солнце – источник тепла и света.
3. Полет на Луну
Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли. Узнать, почему в космосе темно. Вызвать познавательный интерес к Космосу.
Май. Человек.
1. Проверим слух.
2. Сколько ушей?
3. Наши помощники-глаза.
4. Взаимосвязь органов вкуса и запаха
Познакомить детей с органом слуха–ухом, как частью тела.
Познакомить детей с органом зрения как частью тела.
Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
3. Целевые ориентиры
Целевой результат:
• Устойчивое познавательное отношение к интеллектуальной деятельности
• Проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач.
• Овладение умением видеть проблему. Активно высказывать предположения. Осознано выбирать предметы и материалы для самостоятельной творческой деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.
• В диалоге с взрослым пояснять ход деятельности. Умение доводить дело до конца.
• Формулировать в речи, достигнут ли результат. Умение делать выводы.
4. Ресурсное обеспечение программы
Нормативно – правовой ресурс
1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г №273 ФЗ;
2. Конвенция о правах ребёнка от 2.09.1990г;
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93);
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 26 сентября 2013 г. № 30038;
4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 17.10.2013г № 1155;
Научно-методический ресурс
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования : «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности на 2016-2017 учебный год
Материально – технический ресурс:
Приборы и материалы, необходимые для проведения опытов и экспериментов, дидактические игры, наглядные пособия, картотеки.
Технологический ресурс:
• беседа;
• дневники наблюдения «Мои открытия»;
• теоретические и практические занятия;
• рисунки;
• схемы
5. Методическое обеспечение программы «Любознайка»
1. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
3Дыбина О. В. «Неизведанное - рядом» «Ребенок в мире поиска»;
4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».