МААМ-картинки

«Волшебный мир сказок». Рабочая программа кружка по приобщению дошкольников к книге в старшей группе

Наталья Асташкина
«Волшебный мир сказок». Рабочая программа кружка по приобщению дошкольников к книге в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Пояснительная записка___ 3

2. Календарно-тематическое планирование ___6

3. Содержание изучаемого курса ___8

4. Методическое обеспечение___ 9

5. Список литературы___10

Пояснительная записка

Актуальность

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

Темочки:

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека : посредством интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдо ценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих книгу как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приё мы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».

Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.

Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что ФГОС ДОУ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяют чтение художественной литературы в отдельную образовательную область, призванную помочь в формировании у дошкольника целостной картины мира.

В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:

• Устав ДОУ;

• Закон «Об образовании Российской Федерации»;

• Конвенция о защите прав ребенка;

Цель рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.

Задачи программы :

1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.

2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.

3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

Иными словами, данная рабочая программа является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников.

Новизна программы заключается :

в развитии творческих способностей детей в процессе знакомства с новым литературным материалом через использование различных методов и приемов: рисование, лепка, инсценировка, изготовление поделок и др.

• в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

Общая характеристика программы :

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 5-6 лет (старшая группа) в количестве 10 человек.

Сроки реализации программы

Данная программа рассчитана на 8 месяцев обучения (октябрь – май) 32 занятия : по 1 занятия в неделю.

Формы занятий: подгрупповая, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей.

Продолжительность занятий: 25 минут.

Виды деятельности:

- игровая

-продуктивная

-познавательно-речевая

-музыкальная

-самостоятельная

Формы работы :

- чтение сказок;

- рассказывание и пересказ сказок;

- беседы – диалоги;

- рассматривание иллюстраций, открыток, рисунков;

- рисование героев и сюжетов сказок;

- выставка рисунков по мотивам сказок;

- сюжетная лепка;

- инсценировка, этюды, элементы драматизации;

- игры;

- викторины;

Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д. Родари, и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.

Основными принципами построения программы являются :

Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;

Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с другими образовательными областями.

Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;

Условия реализации рабочей программы «Волшебный мир сказок»

1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения.

2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т. д.

3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей» : не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников : желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т. д.

4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг). Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть - прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.

5. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего кружковую работу по данной рабочей учебной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.

Ожидаемые результаты

- повышение интереса к книге, к чтению сказок;

- активизация словаря, развитие связной речи;

- развитие моторных способностей;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие творческих способностей.

Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:

- совместное пополнение дидактического материала и литературы для уголка чтения;

- открытый показ кружковой работы;

- консультация «Роль сказок в развитии и воспитании детей»;

- консультация «Какие сказки нужно читать детям»;

- фото отчеты кружковой работы

Формы подведения итогов

• викторины;

• открытые занятия;

• фото отчеты.

Показатели результативности:

• позитивная динамика познавательного интереса;

• накопление детьми опыта и социальных установок;

• удовлетворенность всех обучающихся;

• положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации.

В целях обеспечения контроля качества результатов освоения воспитанниками программы применяются следующие виды контроля:

• текущий контроль процесса формирования знаний, умений и навыков;

• тематический контроль, состоящий в оценке качества освоения разделов и тем учебных программ;

• итоговый контроль, состоящий в оценке качества освоения содержания программы.

Контроль качества результатов освоения программы осуществляется в формах анализа процесса и результатов деятельности детей.

Календарно-тематическое планирование

Месяц Тема Кол-во занятий в неделю Формы работы на занятии

Октябрь 1. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

2. Русская народная сказка «Лиса и журавль»

3. Русская народная сказка «Как лиса училась летать»

4. Русская народная сказка «Лиса и кувшин»

5. Русская народная сказка «Кот и лиса»

1

1

1

1

1 Чтение сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке.

Чтение сказки; беседа по содержанию; зарисовка понравившихся героев.

Чтение сказки; беседа по содержанию; отгадывание загадок.

Чтение сказки; беседа по содержанию; веселая аппликация «Лисонька».

Чтение сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке; работа с пазлами по сказке.

Выставка книг : «Сказки, где герои лисички - сестрички».

Ноябрь 1. Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»

2. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

3. П. Ершов «Конек горбунок»

4. М. Горький «Гадкий утенок»

1

1

1

1

Чтение сказки; беседа по содержанию; отгадывание загадок.

Чтение сказки; беседа по содержанию; зарисовка понравившихся героев.

Чтение сказки; беседа по содержанию; веселая аппликация «Жар – птица».

Чтение сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке.

Выставка сказок Г. Х. Андерсена.

Декабрь 1. Сказка «Как собака друга искала?»

2. Украинская сказка «Колосок»

3. Японская сказка «Врун»

4. «Чудесные лопаточки» обработка Н. Колпаковой

1

1

1

1 Чтение сказки; беседа по содержанию; лепка «Собачка».

Чтение украинской сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке.

Чтение японской сказки; беседа по содержанию; настольная игра лото «Сказки».

Чтение сказки; беседа по содержанию; отгадывание загадок; Д/и «Сказки из кубиков».

Выставка книг : «Собака - друг человека».

Январь 1. Русская народная сказка «Хаврошечка»

2. Сказка «Лиса и козел»

3. Английская сказка «Три поросенка»

4. Сказка «Двенадцать месяцев»

1

1

1

1 Чтение сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке.

Чтение сказки; беседа по содержанию; рисование героев сказки.

Чтение сказки; беседа по содержанию; лепка «Веселые поросята на полянке».

Д/задание «Путеводитель по сказкам».

Чтение сказки; беседа по содержанию; аппликация «Подснежники».

Февраль 1. Русская народная сказка «Царевна –лягушка»

2. Нанайская сказка «Айога»

3. «Про Иванушку - дурачка» обр. М. Горького

4. Русская народная сказка “Заяц – хвастун»

1

1

1

1 Чтение сказки; беседа по содержанию; работа с пазлами по сказкам.

Чтение сказки; беседа по содержанию; отгадывание загадок.

Чтение сказки; беседа по содержанию; выставка собственных иллюстраций к данной сказке (работа с родителями). Пантомимическая игра «Угадай кого покажу».

Чтение сказки; беседа по содержанию; д/игра «Вспомни сказки, где герои зайцы».

Март 1. «Крылатый, мохнатый, масляный» обработке А. Толстого)

2. Русская народная сказка «Хвосты»

3. Д. Манин- Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

4. Японская сказка «Ивовый росток»

1

1

1

1

Чтение сказки, беседа о труде, взаимопомощи; д/игра «Сказочные загадки».

Чтение сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке.

Чтение сказки; беседа по содержанию; веселая аппликация «Зайка».

Чтение японской сказки; беседа по содержанию; игра «Лови, бросай- героев сказки называй».

Апрель Сказки В. Сутеевой

1. «Про бегемота, который боялся прививок».

2. «Палочка-выручалочка»

3. «Капризная кошка»

4. «Под грибом»

1

1

1

1

Чтение сказки; беседа по содержанию; просмотр мультфильма по сказке.

Чтение сказки; беседа по содержанию; д/ игра «Найди слово, которое не относиться к данной сказке».

Чтение сказки; беседа по содержанию; зарисовка героев сказки.

Чтение сказки; беседа по содержанию; разгадывание загадок; игра «Попросись под грибок».

Май 1. «Первая охота» Бианки

2. Сказка «Мальчик с пальчик»

3. Литературная викторина «Наши любимые сказки» 1

1

1 Чтение сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке.

Чтение сказки, беседа по содержанию; настольная игра лото «Сказки».

Выставка работ детей и родителей «Моя любимая сказка»

Содержание изучаемого курса

В основу содержания работы с текстом каждой сказки, предлагаемой вниманию дошкольников, лежит методика Л. Фесюковой, изложенная в е книге «Воспитание сказкой». Исследователь справедливо утверждает, что сказки есть в каждом доме, в каждом детском саду. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Однако удивительный сказочник Дж. Родари, а в дальнейшем и большинство авторов, совершенно справедливо утверждают следующее: - существует много сказок жестоких, несущих в сво м содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как зарезали коровушку из сказки «Крошечка – Хаврошечка» и девочка плакала на е могиле, как с стры и мачеха издевались над Золушкой. – сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это – чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей. – сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Л. Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и плюс авторский подход. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход как раз и да т и воспитателю, и реб нку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но без жестокости и агрессии. «Здоровая в своей основе, конструктивная идея: вс можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для реб нка». Для этого Л. Б. Фесюковой разработана универсальная схема, помогающая эти недостатки ликвидировать. Она выглядит следующим образом:

• Название сказки.

• Нравственный урок.

• Воспитание добрых чувств.

• Речевая зарядка.

• Развитие мышления и воображения.

Сказка и математика.

Сказка и экология.

Сказка развивает руки

Основа работы по данной программе – воспитание у реб нка позиции активного читателя (слушателя). Поэтому, работая с содержанием сказки, педагогу необходимо постоянно показывать и личную заинтересованность в процессе. Стимулировать интерес к литературным произведениям помогут такие формы работы, как активизирующее общение на темы: «За что сказать спасибо этой книге, «Как книга человека выручает» и пр.

Крайне важным в процессе реализации данной программы является сотрудничество воспитателя с родителями. Необходимо способствовать тому, чтобы и у родителей возникло понимание: чтение способствует духовной связи реб нка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей. Позитивным моментом в данном аспекте воспитательной работы будет приглашение родителей на кружковое занятие для их наглядного, практического ознакомления с тем, как сделать процесс общения с книгой приятным и полезным для реб нка. Родители вполне способны и, как правило, достаточно активны в подборе книг для выставок, в подготовке для детей рассказов о любимых книгах своего детства. Важно, чтобы воспитатель был здесь направляющей и мотивирующей силой.

Методическое обеспечение

Основной формой работы являются занятия. Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, игровую продуктивную, познавательно-речевую, музыкальную, самостоятельную.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с иллюстрациями, рисование, лепка, пересказ, выполняемые в пространственно-предметной среде группы, фронтальная (чтение, беседа, подгрупповая (театрализация, дидактическая игра) .

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения: словесные- объяснения, беседа, загадывание загадок, пересказ; наглядные- показ иллюстраций, картин, видео ; креативные—творческий подход. Используются игровые упражнения, этюды, игры- драматизации, сюжетно- ролевые игры.

В группе создан уголок «В гостях у сказки». Подобраны печатные пособия: наборы сюжетных картин, репродукции картин в соответствии с тематикой, детские книги из круга детского чтения, портреты художников, их иллюстрации, дидактические игры по сказкам.

Воспитатели в работе используют ИКТ- средства: ноутбук, телефон, магнитофон

Оборудования группы : магнитные доски, наборы для детского творчества, театральные костюмы и куклы.

Список литературы

1. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М. : Просвещение, 2001. –

2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : Линка-Пресс, 2001.

3. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6.

4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5.

5.. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

6. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997.

7 Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Волшебный мир сказок». Рабочая программа кружка по приобщению дошкольников к книге в старшей группе
Опубликовано: 18 ноября 2024 в 12:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Волшебный мир сказок». Рабочая программа кружка по приобщению дошкольников к книге в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Асташкина (УИ 844040) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД