Наталья Асташкина
«Волшебный мир сказок». Рабочая программа кружка по приобщению дошкольников к книге в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка___ 3
2. Календарно-тематическое планирование ___6
3. Содержание изучаемого курса ___8
4. Методическое обеспечение___ 9
5. Список литературы___10
Пояснительная записка
Актуальность
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.
Темочки:
- Книга. Все материалы по теме книг
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека : посредством интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?
Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдо ценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих книгу как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!
В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приё мы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».
Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что ФГОС ДОУ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяют чтение художественной литературы в отдельную образовательную область, призванную помочь в формировании у дошкольника целостной картины мира.
В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.
Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:
• Устав ДОУ;
• Закон «Об образовании Российской Федерации»;
• Конвенция о защите прав ребенка;
Цель рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.
Задачи программы :
1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.
Иными словами, данная рабочая программа является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников.
Новизна программы заключается :
• в развитии творческих способностей детей в процессе знакомства с новым литературным материалом через использование различных методов и приемов: рисование, лепка, инсценировка, изготовление поделок и др.
• в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Общая характеристика программы :
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 5-6 лет (старшая группа) в количестве 10 человек.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 8 месяцев обучения (октябрь – май) 32 занятия : по 1 занятия в неделю.
Формы занятий: подгрупповая, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей.
Продолжительность занятий: 25 минут.
Виды деятельности:
- игровая
-продуктивная
-познавательно-речевая
-музыкальная
-самостоятельная
Формы работы :
- чтение сказок;
- рассказывание и пересказ сказок;
- беседы – диалоги;
- рассматривание иллюстраций, открыток, рисунков;
- рисование героев и сюжетов сказок;
- выставка рисунков по мотивам сказок;
- сюжетная лепка;
- инсценировка, этюды, элементы драматизации;
- игры;
- викторины;
Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д. Родари, и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.
Основными принципами построения программы являются :
Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с другими образовательными областями.
Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;
Условия реализации рабочей программы «Волшебный мир сказок»
1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения.
2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т. д.
3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей» : не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников : желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т. д.
4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг). Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть - прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.
5. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего кружковую работу по данной рабочей учебной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.
Ожидаемые результаты
- повышение интереса к книге, к чтению сказок;
- активизация словаря, развитие связной речи;
- развитие моторных способностей;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие творческих способностей.
Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:
- совместное пополнение дидактического материала и литературы для уголка чтения;
- открытый показ кружковой работы;
- консультация «Роль сказок в развитии и воспитании детей»;
- консультация «Какие сказки нужно читать детям»;
- фото отчеты кружковой работы
Формы подведения итогов
• викторины;
• открытые занятия;
• фото отчеты.
Показатели результативности:
• позитивная динамика познавательного интереса;
• накопление детьми опыта и социальных установок;
• удовлетворенность всех обучающихся;
• положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации.
В целях обеспечения контроля качества результатов освоения воспитанниками программы применяются следующие виды контроля:
• текущий контроль процесса формирования знаний, умений и навыков;
• тематический контроль, состоящий в оценке качества освоения разделов и тем учебных программ;
• итоговый контроль, состоящий в оценке качества освоения содержания программы.
Контроль качества результатов освоения программы осуществляется в формах анализа процесса и результатов деятельности детей.
Календарно-тематическое планирование
Месяц Тема Кол-во занятий в неделю Формы работы на занятии
Октябрь 1. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»
2. Русская народная сказка «Лиса и журавль»
3. Русская народная сказка «Как лиса училась летать»
4. Русская народная сказка «Лиса и кувшин»
5. Русская народная сказка «Кот и лиса»
1
1
1
1
1 Чтение сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке.
Чтение сказки; беседа по содержанию; зарисовка понравившихся героев.
Чтение сказки; беседа по содержанию; отгадывание загадок.
Чтение сказки; беседа по содержанию; веселая аппликация «Лисонька».
Чтение сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке; работа с пазлами по сказке.
Выставка книг : «Сказки, где герои лисички - сестрички».
Ноябрь 1. Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
2. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
3. П. Ершов «Конек горбунок»
4. М. Горький «Гадкий утенок»
1
1
1
1
Чтение сказки; беседа по содержанию; отгадывание загадок.
Чтение сказки; беседа по содержанию; зарисовка понравившихся героев.
Чтение сказки; беседа по содержанию; веселая аппликация «Жар – птица».
Чтение сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке.
Выставка сказок Г. Х. Андерсена.
Декабрь 1. Сказка «Как собака друга искала?»
2. Украинская сказка «Колосок»
3. Японская сказка «Врун»
4. «Чудесные лопаточки» обработка Н. Колпаковой
1
1
1
1 Чтение сказки; беседа по содержанию; лепка «Собачка».
Чтение украинской сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке.
Чтение японской сказки; беседа по содержанию; настольная игра лото «Сказки».
Чтение сказки; беседа по содержанию; отгадывание загадок; Д/и «Сказки из кубиков».
Выставка книг : «Собака - друг человека».
Январь 1. Русская народная сказка «Хаврошечка»
2. Сказка «Лиса и козел»
3. Английская сказка «Три поросенка»
4. Сказка «Двенадцать месяцев»
1
1
1
1 Чтение сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке.
Чтение сказки; беседа по содержанию; рисование героев сказки.
Чтение сказки; беседа по содержанию; лепка «Веселые поросята на полянке».
Д/задание «Путеводитель по сказкам».
Чтение сказки; беседа по содержанию; аппликация «Подснежники».
Февраль 1. Русская народная сказка «Царевна –лягушка»
2. Нанайская сказка «Айога»
3. «Про Иванушку - дурачка» обр. М. Горького
4. Русская народная сказка “Заяц – хвастун»
1
1
1
1 Чтение сказки; беседа по содержанию; работа с пазлами по сказкам.
Чтение сказки; беседа по содержанию; отгадывание загадок.
Чтение сказки; беседа по содержанию; выставка собственных иллюстраций к данной сказке (работа с родителями). Пантомимическая игра «Угадай кого покажу».
Чтение сказки; беседа по содержанию; д/игра «Вспомни сказки, где герои зайцы».
Март 1. «Крылатый, мохнатый, масляный» (в обработке А. Толстого)
2. Русская народная сказка «Хвосты»
3. Д. Манин- Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
4. Японская сказка «Ивовый росток»
1
1
1
1
Чтение сказки, беседа о труде, взаимопомощи; д/игра «Сказочные загадки».
Чтение сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке.
Чтение сказки; беседа по содержанию; веселая аппликация «Зайка».
Чтение японской сказки; беседа по содержанию; игра «Лови, бросай- героев сказки называй».
Апрель Сказки В. Сутеевой
1. «Про бегемота, который боялся прививок».
2. «Палочка-выручалочка»
3. «Капризная кошка»
4. «Под грибом»
1
1
1
1
Чтение сказки; беседа по содержанию; просмотр мультфильма по сказке.
Чтение сказки; беседа по содержанию; д/ игра «Найди слово, которое не относиться к данной сказке».
Чтение сказки; беседа по содержанию; зарисовка героев сказки.
Чтение сказки; беседа по содержанию; разгадывание загадок; игра «Попросись под грибок».
Май 1. «Первая охота» Бианки
2. Сказка «Мальчик с пальчик»
3. Литературная викторина «Наши любимые сказки» 1
1
1 Чтение сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке.
Чтение сказки, беседа по содержанию; настольная игра лото «Сказки».
Выставка работ детей и родителей «Моя любимая сказка»
Содержание изучаемого курса
В основу содержания работы с текстом каждой сказки, предлагаемой вниманию дошкольников, лежит методика Л. Фесюковой, изложенная в е книге «Воспитание сказкой». Исследователь справедливо утверждает, что сказки есть в каждом доме, в каждом детском саду. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Однако удивительный сказочник Дж. Родари, а в дальнейшем и большинство авторов, совершенно справедливо утверждают следующее: - существует много сказок жестоких, несущих в сво м содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как зарезали коровушку из сказки «Крошечка – Хаврошечка» и девочка плакала на е могиле, как с стры и мачеха издевались над Золушкой. – сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это – чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей. – сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Л. Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и плюс авторский подход. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход как раз и да т и воспитателю, и реб нку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но без жестокости и агрессии. «Здоровая в своей основе, конструктивная идея: вс можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для реб нка». Для этого Л. Б. Фесюковой разработана универсальная схема, помогающая эти недостатки ликвидировать. Она выглядит следующим образом:
• Название сказки.
• Нравственный урок.
• Воспитание добрых чувств.
• Речевая зарядка.
• Развитие мышления и воображения.
• Сказка и математика.
• Сказка и экология.
• Сказка развивает руки
Основа работы по данной программе – воспитание у реб нка позиции активного читателя (слушателя). Поэтому, работая с содержанием сказки, педагогу необходимо постоянно показывать и личную заинтересованность в процессе. Стимулировать интерес к литературным произведениям помогут такие формы работы, как активизирующее общение на темы: «За что сказать спасибо этой книге?», «Как книга человека выручает» и пр.
Крайне важным в процессе реализации данной программы является сотрудничество воспитателя с родителями. Необходимо способствовать тому, чтобы и у родителей возникло понимание: чтение способствует духовной связи реб нка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей. Позитивным моментом в данном аспекте воспитательной работы будет приглашение родителей на кружковое занятие для их наглядного, практического ознакомления с тем, как сделать процесс общения с книгой приятным и полезным для реб нка. Родители вполне способны и, как правило, достаточно активны в подборе книг для выставок, в подготовке для детей рассказов о любимых книгах своего детства. Важно, чтобы воспитатель был здесь направляющей и мотивирующей силой.
Методическое обеспечение
Основной формой работы являются занятия. Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, игровую продуктивную, познавательно-речевую, музыкальную, самостоятельную.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с иллюстрациями, рисование, лепка, пересказ, выполняемые в пространственно-предметной среде группы, фронтальная (чтение, беседа, подгрупповая (театрализация, дидактическая игра) .
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения: словесные- объяснения, беседа, загадывание загадок, пересказ; наглядные- показ иллюстраций, картин, видео ; креативные—творческий подход. Используются игровые упражнения, этюды, игры- драматизации, сюжетно- ролевые игры.
В группе создан уголок «В гостях у сказки». Подобраны печатные пособия: наборы сюжетных картин, репродукции картин в соответствии с тематикой, детские книги из круга детского чтения, портреты художников, их иллюстрации, дидактические игры по сказкам.
Воспитатели в работе используют ИКТ- средства: ноутбук, телефон, магнитофон
Оборудования группы : магнитные доски, наборы для детского творчества, театральные костюмы и куклы.
Список литературы
1. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М. : Просвещение, 2001. –
2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : Линка-Пресс, 2001.
3. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6.
4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5.
5.. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
6. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997.
7 Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5