Получи документы

«Волшебный мир сказок». Рабочая программа кружка по приобщению дошкольников к книге в старшей группе

Наталья Асташкина
«Волшебный мир сказок». Рабочая программа кружка по приобщению дошкольников к книге в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Пояснительная записка___ 3

2. Календарно-тематическое планирование ___6

3. Содержание изучаемого курса ___8

4. Методическое обеспечение___ 9

5. Список литературы___10

Пояснительная записка

Актуальность

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

Темочки:

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека : посредством интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдо ценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих книгу как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приё мы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».

Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.

Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что ФГОС ДОУ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяют чтение художественной литературы в отдельную образовательную область, призванную помочь в формировании у дошкольника целостной картины мира.

В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:

• Устав ДОУ;

• Закон «Об образовании Российской Федерации»;

• Конвенция о защите прав ребенка;

Цель рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.

Задачи программы :

1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.

2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.

3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

Иными словами, данная рабочая программа является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников.

Новизна программы заключается :

в развитии творческих способностей детей в процессе знакомства с новым литературным материалом через использование различных методов и приемов: рисование, лепка, инсценировка, изготовление поделок и др.

• в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

Общая характеристика программы :

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 5-6 лет (старшая группа) в количестве 10 человек.

Сроки реализации программы

Данная программа рассчитана на 8 месяцев обучения (октябрь – май) 32 занятия : по 1 занятия в неделю.

Формы занятий: подгрупповая, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей.

Продолжительность занятий: 25 минут.

Виды деятельности:

- игровая

-продуктивная

-познавательно-речевая

-музыкальная

-самостоятельная

Формы работы :

- чтение сказок;

- рассказывание и пересказ сказок;

- беседы – диалоги;

- рассматривание иллюстраций, открыток, рисунков;

- рисование героев и сюжетов сказок;

- выставка рисунков по мотивам сказок;

- сюжетная лепка;

- инсценировка, этюды, элементы драматизации;

- игры;

- викторины;

Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д. Родари, и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.

Основными принципами построения программы являются :

Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;

Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с другими образовательными областями.

Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;

Условия реализации рабочей программы «Волшебный мир сказок»

1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения.

2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т. д.

3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей» : не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников : желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т. д.

4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг). Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть - прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.

5. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего кружковую работу по данной рабочей учебной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.

Ожидаемые результаты

- повышение интереса к книге, к чтению сказок;

- активизация словаря, развитие связной речи;

- развитие моторных способностей;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие творческих способностей.

Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:

- совместное пополнение дидактического материала и литературы для уголка чтения;

- открытый показ кружковой работы;

- консультация «Роль сказок в развитии и воспитании детей»;

- консультация «Какие сказки нужно читать детям»;

- фото отчеты кружковой работы

Формы подведения итогов

• викторины;

• открытые занятия;

• фото отчеты.

Показатели результативности:

• позитивная динамика познавательного интереса;

• накопление детьми опыта и социальных установок;

• удовлетворенность всех обучающихся;

• положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации.

В целях обеспечения контроля качества результатов освоения воспитанниками программы применяются следующие виды контроля:

• текущий контроль процесса формирования знаний, умений и навыков;

• тематический контроль, состоящий в оценке качества освоения разделов и тем учебных программ;

• итоговый контроль, состоящий в оценке качества освоения содержания программы.

Контроль качества результатов освоения программы осуществляется в формах анализа процесса и результатов деятельности детей.

Календарно-тематическое планирование

Месяц Тема Кол-во занятий в неделю Формы работы на занятии

Октябрь 1. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

2. Русская народная сказка «Лиса и журавль»

3. Русская народная сказка «Как лиса училась летать»

4. Русская народная сказка «Лиса и кувшин»

5. Русская народная сказка «Кот и лиса»

1

1

1

1

1 Чтение сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке.

Чтение сказки; беседа по содержанию; зарисовка понравившихся героев.

Чтение сказки; беседа по содержанию; отгадывание загадок.

Чтение сказки; беседа по содержанию; веселая аппликация «Лисонька».

Чтение сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке; работа с пазлами по сказке.

Выставка книг : «Сказки, где герои лисички - сестрички».

Ноябрь 1. Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»

2. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

3. П. Ершов «Конек горбунок»

4. М. Горький «Гадкий утенок»

1

1

1

1

Чтение сказки; беседа по содержанию; отгадывание загадок.

Чтение сказки; беседа по содержанию; зарисовка понравившихся героев.

Чтение сказки; беседа по содержанию; веселая аппликация «Жар – птица».

Чтение сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке.

Выставка сказок Г. Х. Андерсена.

Декабрь 1. Сказка «Как собака друга искала?»

2. Украинская сказка «Колосок»

3. Японская сказка «Врун»

4. «Чудесные лопаточки» обработка Н. Колпаковой

1

1

1

1 Чтение сказки; беседа по содержанию; лепка «Собачка».

Чтение украинской сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке.

Чтение японской сказки; беседа по содержанию; настольная игра лото «Сказки».

Чтение сказки; беседа по содержанию; отгадывание загадок; Д/и «Сказки из кубиков».

Выставка книг : «Собака - друг человека».

Январь 1. Русская народная сказка «Хаврошечка»

2. Сказка «Лиса и козел»

3. Английская сказка «Три поросенка»

4. Сказка «Двенадцать месяцев»

1

1

1

1 Чтение сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке.

Чтение сказки; беседа по содержанию; рисование героев сказки.

Чтение сказки; беседа по содержанию; лепка «Веселые поросята на полянке».

Д/задание «Путеводитель по сказкам».

Чтение сказки; беседа по содержанию; аппликация «Подснежники».

Февраль 1. Русская народная сказка «Царевна –лягушка»

2. Нанайская сказка «Айога»

3. «Про Иванушку - дурачка» обр. М. Горького

4. Русская народная сказка “Заяц – хвастун»

1

1

1

1 Чтение сказки; беседа по содержанию; работа с пазлами по сказкам.

Чтение сказки; беседа по содержанию; отгадывание загадок.

Чтение сказки; беседа по содержанию; выставка собственных иллюстраций к данной сказке (работа с родителями). Пантомимическая игра «Угадай кого покажу».

Чтение сказки; беседа по содержанию; д/игра «Вспомни сказки, где герои зайцы».

Март 1. «Крылатый, мохнатый, масляный» обработке А. Толстого)

2. Русская народная сказка «Хвосты»

3. Д. Манин- Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

4. Японская сказка «Ивовый росток»

1

1

1

1

Чтение сказки, беседа о труде, взаимопомощи; д/игра «Сказочные загадки».

Чтение сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке.

Чтение сказки; беседа по содержанию; веселая аппликация «Зайка».

Чтение японской сказки; беседа по содержанию; игра «Лови, бросай- героев сказки называй».

Апрель Сказки В. Сутеевой

1. «Про бегемота, который боялся прививок».

2. «Палочка-выручалочка»

3. «Капризная кошка»

4. «Под грибом»

1

1

1

1

Чтение сказки; беседа по содержанию; просмотр мультфильма по сказке.

Чтение сказки; беседа по содержанию; д/ игра «Найди слово, которое не относиться к данной сказке».

Чтение сказки; беседа по содержанию; зарисовка героев сказки.

Чтение сказки; беседа по содержанию; разгадывание загадок; игра «Попросись под грибок».

Май 1. «Первая охота» Бианки

2. Сказка «Мальчик с пальчик»

3. Литературная викторина «Наши любимые сказки» 1

1

1 Чтение сказки; беседа по содержанию; раскраска по сказке.

Чтение сказки, беседа по содержанию; настольная игра лото «Сказки».

Выставка работ детей и родителей «Моя любимая сказка»

Содержание изучаемого курса

В основу содержания работы с текстом каждой сказки, предлагаемой вниманию дошкольников, лежит методика Л. Фесюковой, изложенная в е книге «Воспитание сказкой». Исследователь справедливо утверждает, что сказки есть в каждом доме, в каждом детском саду. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Однако удивительный сказочник Дж. Родари, а в дальнейшем и большинство авторов, совершенно справедливо утверждают следующее: - существует много сказок жестоких, несущих в сво м содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как зарезали коровушку из сказки «Крошечка – Хаврошечка» и девочка плакала на е могиле, как с стры и мачеха издевались над Золушкой. – сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это – чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей. – сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Л. Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и плюс авторский подход. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход как раз и да т и воспитателю, и реб нку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но без жестокости и агрессии. «Здоровая в своей основе, конструктивная идея: вс можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для реб нка». Для этого Л. Б. Фесюковой разработана универсальная схема, помогающая эти недостатки ликвидировать. Она выглядит следующим образом:

• Название сказки.

• Нравственный урок.

• Воспитание добрых чувств.

• Речевая зарядка.

• Развитие мышления и воображения.

Сказка и математика.

Сказка и экология.

Сказка развивает руки

Основа работы по данной программе – воспитание у реб нка позиции активного читателя (слушателя). Поэтому, работая с содержанием сказки, педагогу необходимо постоянно показывать и личную заинтересованность в процессе. Стимулировать интерес к литературным произведениям помогут такие формы работы, как активизирующее общение на темы: «За что сказать спасибо этой книге, «Как книга человека выручает» и пр.

Крайне важным в процессе реализации данной программы является сотрудничество воспитателя с родителями. Необходимо способствовать тому, чтобы и у родителей возникло понимание: чтение способствует духовной связи реб нка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей. Позитивным моментом в данном аспекте воспитательной работы будет приглашение родителей на кружковое занятие для их наглядного, практического ознакомления с тем, как сделать процесс общения с книгой приятным и полезным для реб нка. Родители вполне способны и, как правило, достаточно активны в подборе книг для выставок, в подготовке для детей рассказов о любимых книгах своего детства. Важно, чтобы воспитатель был здесь направляющей и мотивирующей силой.

Методическое обеспечение

Основной формой работы являются занятия. Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, игровую продуктивную, познавательно-речевую, музыкальную, самостоятельную.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с иллюстрациями, рисование, лепка, пересказ, выполняемые в пространственно-предметной среде группы, фронтальная (чтение, беседа, подгрупповая (театрализация, дидактическая игра) .

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения: словесные- объяснения, беседа, загадывание загадок, пересказ; наглядные- показ иллюстраций, картин, видео ; креативные—творческий подход. Используются игровые упражнения, этюды, игры- драматизации, сюжетно- ролевые игры.

В группе создан уголок «В гостях у сказки». Подобраны печатные пособия: наборы сюжетных картин, репродукции картин в соответствии с тематикой, детские книги из круга детского чтения, портреты художников, их иллюстрации, дидактические игры по сказкам.

Воспитатели в работе используют ИКТ- средства: ноутбук, телефон, магнитофон

Оборудования группы : магнитные доски, наборы для детского творчества, театральные костюмы и куклы.

Список литературы

1. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М. : Просвещение, 2001. –

2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : Линка-Пресс, 2001.

3. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6.

4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5.

5.. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

6. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997.

7 Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Волшебный мир сказок». Рабочая программа кружка по приобщению дошкольников к книге в старшей группе
Опубликовано: 18 ноября 2024 в 12:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Волшебный мир сказок». Рабочая программа кружка по приобщению дошкольников к книге в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Асташкина (УИ 844040) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД