Лучший педагог года

Программа экологического кружка «В гостях у природы» (1 фото)

Надежда Гулиева
Программа экологического кружка «В гостях у природы»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа экологического кружка «В гостях у природы»

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики большое внимание уделяется проблемам экологического образования дошкольников образовательных учреждений. Об этом говорится в документах: «Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников»; в рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09. 98 года прописано: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания».

Публикация «Программа экологического кружка „В гостях у природы“» размещена в разделах

Но на практике глубоким и содержательным можно считать основной закон, касающийся экологии страны - Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды, который был принят от 10 января 2002г. В статье 72 говорится об установлении системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, которая охватывает дошкольное, школьное, среднее и высшее профессиональное образование, повышение квалификации и средства массовой информации. О Закон «Об экологическом образовании населения ХМАО» от 22.06.2000г. с изменениями №2391 от 27.12.2007г. устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования непрерывного образования в области экологии как одного из приоритетных направлений совершенствования образовательной системы Ханты-Мансийского автономного округа.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного 1образования (от 17.10.2013г. №1155) разработан в соответствии с принципами дошкольного образования, одними из которых являются формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности и учет региональной и этнокультурной ситуации развития детей.

Данная программа направлена на экологическое воспитание детей 6-7 лет с учетом регионального компонента детей, занимающихся по дополнительной образовательной программе «В гостях у природы».

Программа даст возможность знакомить детей с окружающим миром в современных условиях.

Данная система работы, обеспечивающая эффективность воздействий методов и приемов в данных условиях ДОУ позволяет добиться качественных результатов в формировании экологических знаний старших дошкольников.

1.1.1. Цели и задачи реализации программы

Цель программы : формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента.

Основные задачи:

• обогащать представление детей о природе родного края.

• формировать у детей диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

• развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир родного края;

• воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

• воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

1.1.2. Принципы построения программы

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, в основе которых заложены основные дидактические принципы.

• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становиться активным в выборе содержания своего образования.

• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

• Интеграции. Рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.

• Регионализма. Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края. Опора на содержание национально - регионального компонента

• Принцип последовательности - реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному.

• Принцип коммуникативности – предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.

• Принцип доступности и посильности - отбор материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребёнка.

• Принципы наглядности - предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств; формирование у дошкольников понятий и представлений на основе чувственных восприятий явлений и предметов.

• Принцип деятельностного подхода - ребёнок добывает знания не в готовом виде, а в результате своей сознательной и активной познавательной деятельности, в связи с этим обучение, воспитание и развитие личности ребёнка должно происходить в ходе «ведущей деятельности», являющейся оптимальной для определённого возраста.

• Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом всех возрастных психологических особенностей развития детей.

• Принцип целостности - предполагает формирование обобщённого системного представления об окружающем мире.

• Принцип научности - соответствие содержания образования уровню современной науки, а также создание верных представлений об общих методах и важнейших закономерностей процесса научного познания.

Основные принципы взаимодействия с родителями:

- Принцип сотрудничества - общение «на равных»; родители и педагоги являются партнерами в воспитании и развитии детей; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции в процессе общения.

- Принцип открытости и доверия - предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются дети.

- Индивидуальный подход.

1.1.3 Значимые для разработки и реализации программы характеристики

Срок реализации:

Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по формированию экологических знаний у детей 6– 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью разнообразных форм работы.

Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.

Участники реализации Программы

Воспитатели Таибова И. Б; Гулиева Н. А, воспитанники в возрасте от 6-7 лет, родители.

Программа «В гостях у природы» реализует системный подход к решению задач экологического воспитания дошкольников и имеет практическую направленность.

Программа «В гостях у природы» рассчитана на 1год для старшего дошкольного возраста. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится на основе наблюдений с периодичностью 2 раза в год (сентябрь, май) .

Программа «В гостях у природы» включает следующие разделы:

неживая природа, живая природа, охрана природы.

1.1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, значимые для реализации программы.

Дети проводят самостоятельные наблюдения, начинается опытническая работа, самостоятельная практическая деятельность с живыми объектами. Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о природе. Им становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе.

Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Итак, экологические знания, трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом.

. У детей 7 года жизни большой объем знаний о природе. Они понимают, что в окружающем мире все взаимосвязано: живая природа, растения, животные, человек. Их интересы выходят за пределы наблюдаемого: происхождение человека, инопланетяне, звезды, планеты, вопросы жизни и смерти и т. д.

Оценочная деятельность детей поднимается на высокий уровень. Они могут не согласиться с поведением и поступками положительных героев, могут отрицательно оценивать отношение к природе взрослых, в том числе и близких людей. Социально-экологические представления включают уже обобщенные правила поведения человека. Эти правила могут быть одним из важнейших регуляторов отношения ребенка к природе. Педагогу необходимо учитывать возросшие возможности детей в экологическом воспитании.

Вывод: Создание системы экологического образования в детском саду, экологизация педагогического процесса, работа с родителями, позволят эффективно решать задачи экологического образования. Предложенная программа помогает составить и спланировать образовательный процесс с учетом развивающей среды ДОУ, региональных особенностей, программно - методического обеспечения и материально-технической базы детского сада.

1.2. Предполагаемые результаты:

1. Дети будут иметь представление о природе родного края.

2. Сформировано понимание ценности природы, желание оказания помощи живым существам, сохранения природных объектов ближайшего окружения, проявления ответственности за свои поступки

3. Создание системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей при формировании основ экологической культуры у дошкольников.

4. Повышение экологической компетентности родителей.

II Содержательный раздел

2.1. Система воспитательно - образовательной работы по формированию у детей экологических представлений

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Формы реализации программы :

Совместная виды деятельности воспитателя и детей

• Организованно-образовательная деятельность.

Экологические досуги и праздники.

• Работа с моделями и схемами.

• Опыты, исследовательская деятельность

• Сбор коллекций семян, камней, листьев

• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе

• Беседы и разговоры с детьми на экологические темы

• Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы

• Игры

• Целевые прогулки

• Диагностика экологического воспитания детей.

Самостоятельная деятельность детей

• Работа с литературой.

• Уход за растениями в уголке природы.

• Экспериментирование.

• Исследование.

• Разные виды игр.

• Самостоятельные наблюдения.

Деятельность родителей

• Равноправный партнер в образовательном процессе.

• Совместно с ребенком выполняет домашние задания по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.

• Участие в экологических мероприятиях ДОУ.

Деятельность социума (других организаций)

• Экскурсии в лес, на реку, в парк, к достопримечательностям города.

• Встречи с сотрудниками музея, библиотеки, коренными жителями края (ханты).

2.3. Система взаимодействия с семьями воспитанников.

III.Организационный раздел

3.1. Проектирование образовательного процесса

Тематическое планирование по ознакомлению

детей с природой в подготовительной группе.

Тема Задачи

Сентябрь

1.«Растительный мир» - огород и сад («Что растет на огороде и в саду») 1. Отгадывание загадок об овощах, фруктах.

2. Беседа по рассказу Скребицкого Г. «Всяк по –своему».

2. «В гости к осени». Экскурсия в лес. Растения родного края осенью. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе родного края. Деревья, кустарники, и травы родного края. Их отличительные признаки.

Лиственные и хвойные растения. Дидактические игры «Что – сначала, что - потом», «Когда это бывает?»

3. Живая и неживая природа Учить различать объекты живой и неживой природы. Формировать представление о неразрывной связи человека с природой.

4. 26 -сентября всемирный день морей. Расширять знания о морях, океанах, морских обитателях. Формировать представление о пользе морей и океанов для человека, о том, что можно сделать для их сохранения.

Октябрь

1. День защиты животных. -4 октября. Знакомство с международной природоохранной акцией, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, формировать ответственное и доброе отношение к природе.

2. Разнообразие животного мира родного края Югра. «Животный мир». Звери, птицы, рыбы.

Отличительные признаки этих групп животных.

Работа с магнитным панно «Среда обитания»

Д / и «Рассели животных по домам».

3. неживая природа - свойства песка Лаборатория. Опыты- эксперименты: «Сравнение свойств песка».

4.«Растительный мир-лес. Профессия лесник» Знакомство с лесами родного края, с профессией лесника. Охрана лесов.

Ноябрь

1. Знакомство с птицами родного края. Посещение музея. Беседа о птицах Югры. Видеосюжет.

2.«Птицы зимой».

12ноября-День синички. Классификация птиц на группы: зимующие, перелетные, кочующие. Беседа о помощи птицам зимой. Экологическая тропа «Птичья столовая»

3.«Глухарь- лесная птица Югры!» Знакомство с северной птицей. Отношение и почитание северных народов.

4. Международный день домашних животных- 30 ноября. Знакомство с природоохранной акцией,

4. Неживая природа «Глина» Лаборатория. Опыты- эксперименты: «Сравнение свойств глины и песка»

Декабрь.

1.«Красная книга Югры» Продолжать знакомство с Красной книгой.

Знакомство с редкими видами животных и растений Югры, мерами по их охране». Просмотр видеоролика.

2. Международный день гор- 11-декабря Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы,кто живет в горах, что там растет.

3. Жизнь животных зимой Оказание помощи животным и птицам родного края в зимнее время. Сбор корма для белок и птиц.

4. Неживая природа. Свойства воды. Занимательные эксперименты: «Свойства воды». Свойства воды, ее состояния. Разноцветные льдинки.

Январь

1. Животные родного края в зимнее время. Расширять знания детей о зимующих животных, как они зимой добывают пищу, чем питаются и чем человек помогает и может помочь. Охрана природы.

2. День заповедников и национальных парков-11января Формировать представления о заповедных местах национальных парках России, их значимости. Продолжать знакомство с Красной книгой, воспитывать бережное отношение к природе.

3. Неживая природа. Воздух - без которого не жить» невидимка Знакомство с воздухом, его значением для живого на Земле, для жизни человека. Загрязнение воздухи и охрана.

Февраль

1. Болото и его польза. 2 февраля всемирный день водно-болотных угодий Знакомство с растительным и животным миром болот. Просмотр презентации от

2. Знакомство с морскими млекопитающими. 19 февраля - день защиты морских млекопитающих Знакомство с морскими млеко питающимися, экологическим праздником, воспитание экологической культуры у обучающихся.

3. Водные ресурсы Югры Знакомство с реками родного края. Значение воды в природе и жизни человека. Фильтрация воды. Акция «Берегите воду» .

4. «Путешествие капельки.

Вода нужна всем» Показ круговорота воды в природе, показ видеоролика. Значение воды в природе и жизни человека.

Акция «Берегите воду».

Март

1.«Красная книга Югры» Знакомство с Красной книгой.

Знакомство с редкими видами животных и растений Югры, мерами по их охране».

2. Знакомство с экологическими знаками Закрепить правила поведения на природе.

3. Международный день лесов-21 марта Расширить представления детей о видах лесов, его обитателях., взаимосвязи человека с лесом.

4. Земля наш общий дом. День защиты Земли- 30марта Познакомить с праздником. Формировать понятие, что жизнь человека на Земле зависит от взаимосвязи человека с окружающей средой

Апрель

1. Международный день птиц. Просмотр видеоролика.

2. Краснокнижные птицы Югры ЦГБ (библиотека, экологическая игра.

3. Весенняя неделя добра. 19- апреля день подснежника. Познакомить с весенним праздником. Закрепить знания о строении цветка, условиях произрастания.

4.

Май

1.«Деревья, травы и кустарники Югры». Закрепить знания детей о деревьях, травах и кустарниках как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.

2. «Будь природе другом».12мая- день эколога Охрана природы, правила друзей природы.

3. Лето Закрепление знаний детей о временах года. Обобщение представления о лете. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы. Отметить особенности северного лета. Развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи. Воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

IV. Критерии эффективности программы (результативность)

Отслеживание результативности осуществлялся через систематический контроль деятельности детей. В течение работы по каждому направлению проводились наблюдения за детьми, результаты наблюдений отражались в картах экологической воспитания ребенка 6-7 лет (Приложение). Анализировались продукты детской деятельности, проводились беседы с детьми.

Таким образом, анализ усвоения детьми дополнительной программы показывает, что знания детей улучшились, увеличился уровень усвоения программы дошкольниками высокий, а показатель низкого уровня знаний снизился.

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа кружка по вышиванию «Волшебная иголочка» .

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Сценарий экологического досуга «В гостях у госпожи Природы» для детей старшей возрастной группыСценарий экологического досуга «В гостях у госпожи Природы» для детей старшей возрастной группы Мероприятие можно проводить в музыкальном зале или на участке детского сада. Цель: Расширение у детей знаний о лекарственных растениях.

Сценарий экологического праздника «Мы — защитники природы»Сценарий экологического праздника «Мы — защитники природы» Цели: развивать познавательный интерес к миру природы; формировать навыки бережного отношения к окружающей природе; воспитывать у детей.

Сценарий экологического праздника-викторины «Юные знатоки природы»Сценарий экологического праздника-викторины «Юные знатоки природы» Цель: Обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе. Задачи: 1. Расширить знания детей о лесе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа экологического кружка «В гостях у природы»
Опубликовано: 4 июля 2023 в 10:10
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа экологического кружка «В гостях у природы»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Гулиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД