Надежда Гулиева
Программа экологического кружка «В гостях у природы»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики большое внимание уделяется проблемам экологического образования дошкольников образовательных учреждений. Об этом говорится в документах: «Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников»; в рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09. 98 года прописано: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания».
Публикация «Программа экологического кружка „В гостях у природы“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, защита природы. Программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
Но на практике глубоким и содержательным можно считать основной закон, касающийся экологии страны - Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды, который был принят от 10 января 2002г. В статье 72 говорится об установлении системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, которая охватывает дошкольное, школьное, среднее и высшее профессиональное образование, повышение квалификации и средства массовой информации. О Закон «Об экологическом образовании населения ХМАО» от 22.06.2000г. с изменениями №2391 от 27.12.2007г. устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования непрерывного образования в области экологии как одного из приоритетных направлений совершенствования образовательной системы Ханты-Мансийского автономного округа.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного 1образования (от 17.10.2013г. №1155) разработан в соответствии с принципами дошкольного образования, одними из которых являются формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности и учет региональной и этнокультурной ситуации развития детей.
Данная программа направлена на экологическое воспитание детей 6-7 лет с учетом регионального компонента детей, занимающихся по дополнительной образовательной программе «В гостях у природы».
Программа даст возможность знакомить детей с окружающим миром в современных условиях.
Данная система работы, обеспечивающая эффективность воздействий методов и приемов в данных условиях ДОУ позволяет добиться качественных результатов в формировании экологических знаний старших дошкольников.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель программы : формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента.
Основные задачи:
• обогащать представление детей о природе родного края.
• формировать у детей диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир родного края;
• воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
• воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
1.1.2. Принципы построения программы
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, в основе которых заложены основные дидактические принципы.
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становиться активным в выборе содержания своего образования.
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
• Интеграции. Рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.
• Регионализма. Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края. Опора на содержание национально - регионального компонента
• Принцип последовательности - реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному.
• Принцип коммуникативности – предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.
• Принцип доступности и посильности - отбор материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребёнка.
• Принципы наглядности - предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств; формирование у дошкольников понятий и представлений на основе чувственных восприятий явлений и предметов.
• Принцип деятельностного подхода - ребёнок добывает знания не в готовом виде, а в результате своей сознательной и активной познавательной деятельности, в связи с этим обучение, воспитание и развитие личности ребёнка должно происходить в ходе «ведущей деятельности», являющейся оптимальной для определённого возраста.
• Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом всех возрастных психологических особенностей развития детей.
• Принцип целостности - предполагает формирование обобщённого системного представления об окружающем мире.
• Принцип научности - соответствие содержания образования уровню современной науки, а также создание верных представлений об общих методах и важнейших закономерностей процесса научного познания.
Основные принципы взаимодействия с родителями:
- Принцип сотрудничества - общение «на равных»; родители и педагоги являются партнерами в воспитании и развитии детей; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции в процессе общения.
- Принцип открытости и доверия - предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются дети.
- Индивидуальный подход.
1.1.3 Значимые для разработки и реализации программы характеристики
Срок реализации:
Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по формированию экологических знаний у детей 6– 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью разнообразных форм работы.
Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.
Участники реализации Программы
Воспитатели Таибова И. Б; Гулиева Н. А, воспитанники в возрасте от 6-7 лет, родители.
Программа «В гостях у природы» реализует системный подход к решению задач экологического воспитания дошкольников и имеет практическую направленность.
Программа «В гостях у природы» рассчитана на 1год для старшего дошкольного возраста. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится на основе наблюдений с периодичностью 2 раза в год (сентябрь, май) .
Программа «В гостях у природы» включает следующие разделы:
неживая природа, живая природа, охрана природы.
1.1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, значимые для реализации программы.
Дети проводят самостоятельные наблюдения, начинается опытническая работа, самостоятельная практическая деятельность с живыми объектами. Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о природе. Им становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе.
Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Итак, экологические знания, трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом.
. У детей 7 года жизни большой объем знаний о природе. Они понимают, что в окружающем мире все взаимосвязано: живая природа, растения, животные, человек. Их интересы выходят за пределы наблюдаемого: происхождение человека, инопланетяне, звезды, планеты, вопросы жизни и смерти и т. д.
Оценочная деятельность детей поднимается на высокий уровень. Они могут не согласиться с поведением и поступками положительных героев, могут отрицательно оценивать отношение к природе взрослых, в том числе и близких людей. Социально-экологические представления включают уже обобщенные правила поведения человека. Эти правила могут быть одним из важнейших регуляторов отношения ребенка к природе. Педагогу необходимо учитывать возросшие возможности детей в экологическом воспитании.
Вывод: Создание системы экологического образования в детском саду, экологизация педагогического процесса, работа с родителями, позволят эффективно решать задачи экологического образования. Предложенная программа помогает составить и спланировать образовательный процесс с учетом развивающей среды ДОУ, региональных особенностей, программно - методического обеспечения и материально-технической базы детского сада.
1.2. Предполагаемые результаты:
1. Дети будут иметь представление о природе родного края.
2. Сформировано понимание ценности природы, желание оказания помощи живым существам, сохранения природных объектов ближайшего окружения, проявления ответственности за свои поступки
3. Создание системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей при формировании основ экологической культуры у дошкольников.
4. Повышение экологической компетентности родителей.
II Содержательный раздел
2.1. Система воспитательно - образовательной работы по формированию у детей экологических представлений
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Формы реализации программы :
Совместная виды деятельности воспитателя и детей
• Организованно-образовательная деятельность.
• Экологические досуги и праздники.
• Работа с моделями и схемами.
• Опыты, исследовательская деятельность
• Сбор коллекций семян, камней, листьев
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
• Беседы и разговоры с детьми на экологические темы
• Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы
• Игры
• Целевые прогулки
• Диагностика экологического воспитания детей.
Самостоятельная деятельность детей
• Работа с литературой.
• Уход за растениями в уголке природы.
• Экспериментирование.
• Исследование.
• Разные виды игр.
• Самостоятельные наблюдения.
Деятельность родителей
• Равноправный партнер в образовательном процессе.
• Совместно с ребенком выполняет домашние задания по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.
• Участие в экологических мероприятиях ДОУ.
Деятельность социума (других организаций)
• Экскурсии в лес, на реку, в парк, к достопримечательностям города.
• Встречи с сотрудниками музея, библиотеки, коренными жителями края (ханты).
2.3. Система взаимодействия с семьями воспитанников.
III.Организационный раздел
3.1. Проектирование образовательного процесса
Тематическое планирование по ознакомлению
детей с природой в подготовительной группе.
Тема Задачи
Сентябрь
1.«Растительный мир» - огород и сад («Что растет на огороде и в саду») 1. Отгадывание загадок об овощах, фруктах.
2. Беседа по рассказу Скребицкого Г. «Всяк по –своему».
2. «В гости к осени». Экскурсия в лес. Растения родного края осенью. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе родного края. Деревья, кустарники, и травы родного края. Их отличительные признаки.
Лиственные и хвойные растения. Дидактические игры «Что – сначала, что - потом», «Когда это бывает?»
3. Живая и неживая природа Учить различать объекты живой и неживой природы. Формировать представление о неразрывной связи человека с природой.
4. 26 -сентября всемирный день морей. Расширять знания о морях, океанах, морских обитателях. Формировать представление о пользе морей и океанов для человека, о том, что можно сделать для их сохранения.
Октябрь
1. День защиты животных. -4 октября. Знакомство с международной природоохранной акцией, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, формировать ответственное и доброе отношение к природе.
2. Разнообразие животного мира родного края Югра. «Животный мир». Звери, птицы, рыбы.
Отличительные признаки этих групп животных.
Работа с магнитным панно «Среда обитания»
Д / и «Рассели животных по домам».
3. неживая природа - свойства песка Лаборатория. Опыты- эксперименты: «Сравнение свойств песка».
4.«Растительный мир-лес. Профессия лесник» Знакомство с лесами родного края, с профессией лесника. Охрана лесов.
Ноябрь
1. Знакомство с птицами родного края. Посещение музея. Беседа о птицах Югры. Видеосюжет.
2.«Птицы зимой».
12ноября-День синички. Классификация птиц на группы: зимующие, перелетные, кочующие. Беседа о помощи птицам зимой. Экологическая тропа «Птичья столовая»
3.«Глухарь- лесная птица Югры!» Знакомство с северной птицей. Отношение и почитание северных народов.
4. Международный день домашних животных- 30 ноября. Знакомство с природоохранной акцией,
4. Неживая природа «Глина» Лаборатория. Опыты- эксперименты: «Сравнение свойств глины и песка»
Декабрь.
1.«Красная книга Югры» Продолжать знакомство с Красной книгой.
Знакомство с редкими видами животных и растений Югры, мерами по их охране». Просмотр видеоролика.
2. Международный день гор- 11-декабря Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы,кто живет в горах, что там растет.
3. Жизнь животных зимой Оказание помощи животным и птицам родного края в зимнее время. Сбор корма для белок и птиц.
4. Неживая природа. Свойства воды. Занимательные эксперименты: «Свойства воды». Свойства воды, ее состояния. Разноцветные льдинки.
Январь
1. Животные родного края в зимнее время. Расширять знания детей о зимующих животных, как они зимой добывают пищу, чем питаются и чем человек помогает и может помочь. Охрана природы.
2. День заповедников и национальных парков-11января Формировать представления о заповедных местах национальных парках России, их значимости. Продолжать знакомство с Красной книгой, воспитывать бережное отношение к природе.
3. Неживая природа. Воздух - без которого не жить» невидимка Знакомство с воздухом, его значением для живого на Земле, для жизни человека. Загрязнение воздухи и охрана.
Февраль
1. Болото и его польза. 2 февраля всемирный день водно-болотных угодий Знакомство с растительным и животным миром болот. Просмотр презентации от
2. Знакомство с морскими млекопитающими. 19 февраля - день защиты морских млекопитающих Знакомство с морскими млеко питающимися, экологическим праздником, воспитание экологической культуры у обучающихся.
3. Водные ресурсы Югры Знакомство с реками родного края. Значение воды в природе и жизни человека. Фильтрация воды. Акция «Берегите воду» .
4. «Путешествие капельки.
Вода нужна всем» Показ круговорота воды в природе, показ видеоролика. Значение воды в природе и жизни человека.
Акция «Берегите воду».
Март
1.«Красная книга Югры» Знакомство с Красной книгой.
Знакомство с редкими видами животных и растений Югры, мерами по их охране».
2. Знакомство с экологическими знаками Закрепить правила поведения на природе.
3. Международный день лесов-21 марта Расширить представления детей о видах лесов, его обитателях., взаимосвязи человека с лесом.
4. Земля наш общий дом. День защиты Земли- 30марта Познакомить с праздником. Формировать понятие, что жизнь человека на Земле зависит от взаимосвязи человека с окружающей средой
Апрель
1. Международный день птиц. Просмотр видеоролика.
2. Краснокнижные птицы Югры ЦГБ (библиотека, экологическая игра.
3. Весенняя неделя добра. 19- апреля день подснежника. Познакомить с весенним праздником. Закрепить знания о строении цветка, условиях произрастания.
4.
Май
1.«Деревья, травы и кустарники Югры». Закрепить знания детей о деревьях, травах и кустарниках как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
2. «Будь природе другом».12мая- день эколога Охрана природы, правила друзей природы.
3. Лето Закрепление знаний детей о временах года. Обобщение представления о лете. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы. Отметить особенности северного лета. Развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи. Воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
IV. Критерии эффективности программы (результативность)
Отслеживание результативности осуществлялся через систематический контроль деятельности детей. В течение работы по каждому направлению проводились наблюдения за детьми, результаты наблюдений отражались в картах экологической воспитания ребенка 6-7 лет (Приложение). Анализировались продукты детской деятельности, проводились беседы с детьми.
Таким образом, анализ усвоения детьми дополнительной программы показывает, что знания детей улучшились, увеличился уровень усвоения программы дошкольниками высокий, а показатель низкого уровня знаний снизился.