Марина Демериди
Кружок «Умники и Умницы»
«Умники и Умницы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №1 «Чайка» г. Лобня
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. МБДОУ ЦРР-Д/С №1 «Чайка»
И. И. Кырма ___
«___» ___ 201__ г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам по УВР МБДОУ ЦРР-Д/С №1
Чирво Н. Н___
«___» ___201___г
Рабочая программа кружка
художественно-творческого потенциала
для детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Кружок „Умники и Умницы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
Руководитель: Демериди М. В.
2018-2019 учебный год
Содержание
I.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи кружка
1.3. Основные методы и приемы работы
1.4. Предполагаемые результаты работы
II.Содержательный раздел
2.1 Учебный план
2.2. Учебно – тематический план
2.3. Перспективный план работы
III.Организационный раздел
3.1. Организация образовательной деятельности
3.2. Методическое обеспечение
3.3. Список литературы
I.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В. А. Сухомлинский.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими руками.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. Без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов.
Развивать творчество детей можно различными способами, в том числе используя природный и бросовый материалы. Эти материалы настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное – они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радости, успеха; особую радость доставляет детям видеть результат своего труда.
Для формирования устойчивого интереса к творчеству (изготовлению поделок) использую в своей работе устное народное творчество: загадки, потешки, считалки, пословицы, поговорки, создающие богатую почву для размышления, вдохновения, воздействующие на ум и чувства ребенка.
Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
На занятиях решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе;
В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др., навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
1.2. Цели и задачи
Цель: создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей, помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом; развивать детский, сплоченный коллектив через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с разными техниками рукоделия;
- развить у дошкольников художественный вкус, воображение, творческое мышление, а так же целенаправленную деятельность и стремление к созидательной активности;
- обогащать и расширять художественный опыт;
- воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности, к ее результату;
- способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности интересен другим и им самим, привить навыки работы, приучить к терпению и упорству.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”.
1.3. Основные методы и приемы работы
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения, формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, оформление поделок.
Обучающиеся на занятиях приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей поделки до моделирования и конструирования новых поделок.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Задачи:
Обучающие:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на занятиях труда, художественного творчества, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы; обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов; обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала; развитие образного мышления и воображения; развитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики рук, развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, воспитывать любовь к декоративно – прикладному творчеству, к природе.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:
планировать порядок рабочих операций
постоянно контролировать свою работу
пользоваться простейшими инструментами
знание видов и свойств различного материала
знание основных видов работ с разным материалом
владение приемами изготовления несложных поделок
красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку
правил общения, безопасности труда и личной гигиены.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с детьми, а также участием в конкурсах и выставках, использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, младших дошкольников, сотрудников детского сада; оформление группы в праздники.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
1.4. Предполагаемые результаты работы
Должны знать и уметь:
подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет;
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов;
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку;
овладеть навыками культуры труда;
правила личной гигиены, общения, безопасности труда;
овладеть следующими техническими видами:
«Торцевание»
«Оригами»
«Тестопластика»
«Граттаж»
«Бисероплетение»
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
Название темы Количество занятий
«Дары осени» 3
Изготовление поделок из крупы 4
Техника «Торцевание» 4
Рисование ладошкой и ватными палачками 4
Изготовление поделок из ватных дисков 4
Техника «Оригами» 4
«Тестопластика» 4
Нетрадиционная техника рисования «Граттаж» 4
«Бисероплетение» 4
Итого: 35
2.2. Учебно-тематический план работы
Месяц Разделы (блоки) Темы занятий Количество занятий
Теоретические практические
Сентябрь
«Дары осени» Экскурсия по двору «Осенний сад» 1
Коллективная работа «Осенние дары нашего сада» 1
Аппликация из листьев «Рыбки в аквариуме» 1
Аппликация из листьев
«Бабочки» 1
Октябрь
Изготовление поделок из крупы «Ваза для цветов» 2
Панно «Рыбка» 2
Ноябрь Техника «Торцевание» Берёзка 2
Цветок в горшке 2
Декабрь Рисование ладошкой и ватными палачками «Белый мишка» 1
«Весёлый снеговик» 1
«Павлин» 2
Январь
Изготовление поделок из ватных дисков «Подснежники» 1 1
«Лебеди» 1 1
Февраль
Техника «Оригами» Открытка ко дню всех Влюбленных 1
Открытка подарок папе. 2
Открытка подарок дедушке.
1
Март «Тестопластика» «Мышка на сыре» 1
«Мышка на сыре» 1
«Птичка в гнезде» 1
«Птичка в гнезде» 1
Апрель Нетрадиционная техника рисования «Граттаж» Знакомство с техникой
«Подготовка фона для работы» 1
«Космос» 1
«Подготовка фона для работы» 1
«Цап - царап»
(тема рисунка по желанию детей) 1
Май
«Бисероплетение» Фенечка «Крестики» 1 1
«Ангелочки» 1 1
Итого: 5 27
3.1. Перспективный план работы кружка
Аппликация из салфеток «Дары осени»
Месяц Название работы Программное содержание Используемый материал
Сентябрь Наблюдение на прогулке
«Осень к нам пришла» Воспитание чувства прекрасного, приобщение к природе. Отбор и подготовка природного материала.
Коллективная работа «Осенние дары нашего сада»
Знакомство детей с нетрадиционной техникой аппликации «комкование»
Салфетки разного цвета, гуашь, акварель, лист А4, клей ПВА.
Аппликация из листьев «Рыбки в аквариуме» Развитие творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения. Листья деревьев, гуашь, акварель, цветной картон, клей ПВА.
Аппликация из листьев
«Бабочки»
Аппликация «Раз крупинка, два крупинка…»
изготовление поделок из крупы
Октябрь «Ваза для цветов» Развитие мелкой моторики, тактильных опущений, творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения. Воспитывать у детей терпение, усидчивость. Крупа, макаронные изделия, клей титан, пластилин, бутылка из под йогурта, картон.
«Ваза для цветов»
продолжение
Панно «Рыбка»
Панно «Рыбка»
продолжение
Техника «Торцевание»
Ноябрь Берёзка развитие мелкой моторики пальцев, творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения. Пластилин, гофрированная бумага, салфетки, желтая, красная, голубая, белая, зелёная, сиреневая, клей ПВА.
Берёзка
продолжение
Цветок в горшке
Цветок в горшке
продолжение
Рисование ладошкой и ватными палачками
Декабрь «Белый мишка» развитие мелкой моторики пальцев, творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения. Цветной картон, ватные палочки, гуашь, кисти для рисования.
«Весёлый снеговик»
Рисование ладошкой познакомить с нетрадиционным способом рисунка при помощи ладони и отпечатков пальца.
Лист А4, гуашь, кисти для рисования.
«Павлин»
Рисование ладошкой создать изображение павлина, используя в работе гуашь, ладошку и пальчики, а так же различные кисти для рисования.
«Павлин»
Продолжение
формирование художественно- образного мышления.
Изготовление поделок из ватных дисков
Январь «Подснежники» развитие у детей художественно-творческих способностей. воспитывает у детей терпение, усидчивость и фантазию. Цветной картон зелёного цвета, материал, вата, клей ПВА, ножницы.
«Подснежники»
продолжение Развивать чувство формы, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти рук. Ватные диски, клей ПВА ножницы, ватные палочки, цветная бумага зелёного цвета, гуашь
Ватные диски, клей ПВА ножницы, цветной картон, цветная бумага.
«Лебеди»
развивать творческое начало, эстетический вкус, фантазию;
- совершенствовать конструкторские и аппликационные навыки и умения.
«Лебеди»
продолжение
Техника «Оригами»
Февраль Открытка ко дню всех Влюбленных
учить работать по плану;
воспитывать внимание и заботу к родным и близким. цветной картон белого, красного и черного цвета, ножницы, клей ПВА, две пуговицы, черная пряжа, гуашь, кисточки, шаблоны, карандаш.
Открытка ко дню всех Влюбленных
продолжение
Открытка в подарок папе. - учить создавать из бумаги открытку своими руками. цветная бумага, цветная бумага для принтера – 1 лист зеленого цвета, 1 лист белого цвета, клей ПВА, простой карандаш, линейка, ножницы, фломастеры.
Открытка в подарок дедушке. -совершенствовать конструкторские и аппликационные навыки и умения.
Тестопластика
Март «Мышка на сыре» развивать творческое начало, эстетический вкус, фантазию.
мука, соль, клей, гуашь, пустые шариковые пасты от авторучек и колпачки от них.
«Мышка на сыре»
продолжение развивать творческое воображение, фантазию и чувство вкуса.
«Птичка в гнезде»
«Птичка в гнезде»
продолжение -воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, любовь к пернатым.
Нетрадиционная техника рисования «Граттаж»
Апрель Знакомство с техникой
«Подготовка фона для работы»
познакомить детей дошкольного возраста с некоторыми видами нетрадиционных техник в рисовании. листы бумаги белого цвета;
- кисти;
- банка с водой;
- гуашь;
- парафиновая свеча;
«Космос» инициирование поиска изобразительно – выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов посредством использования нетрадиционного способа рисования - граттаж.
- бумага для акварели;
- кисти;
- банка с водой;
- гуашь;
- парафиновая свеча;
- авторучка с пустым стержнем; акварельные краски, восковые карандаши.
«Подготовка фона для работы» Учить детей самостоятельно подготавливать фон для работы. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалами. Развивать воображение, творчество
«Цап - царап»
(тема рисунка по желанию детей)
Бисероплетение
Май Фенечка «Крестики» привить интерес к работе с бисером. бисер разных цветов, леска, проволока.
Фенечка «Крестики»
продолжение развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;
«Ангелочки»
Поделка по желанию воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения
III.Организационный раздел
3.1. Организация кружковой деятельности
Возраст детей Продолжит.
занятия Периодичность в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год
5-6 лет 30 мин. 1 раз 30 мин. 14 часов
3.2. Методическое обеспечение
методические разработки занятий,
пословицы и поговорки о труде,
видео и презентации,
образцы поделок,
схемы и таблицы поэтапного изготовления изделий,
наглядные изделия и поделки,
необходимый материал и инструменты для выполнения работ.
Месяц Название работы Используемый материал
Сентябрь «Дары осени» Ватман, ваза, макеты фруктов, гуашь, акварель, лист А4, клей ПВА, цветные салфетки.
Октябрь Изготовление поделок из крупы Крупа, макаронные изделия, клей, пластиковая тарелка, шаблон рыбки, простой карандаш.
Ноябрь Техника «Торцевание» Пластилин, гофрированная бумага, салфетки, желтая, красная, голубая, белая, зелёная, сиреневая, клей ПВА.
Декабрь Рисование ладошкой и ватными палачками Цветной картон, бумага для акварели, ватные палочки, гуашь, кисти для рисования.
Январь Изготовление поделок из ватных дисков Лист А4, гуашь, кисти для рисования. Ватные диски, клей ПВА ножницы, ватные палочки, цветная бумага зелёного цвета, гуашь
Ватные диски, клей ПВА ножницы, цветной картон, цветная бумага.
Февраль Техника «Оригами» цветная бумага, цветная бумага для принтера – 1 лист зеленого цвета, 1 лист белого цвета, клей ПВА, простой карандаш, линейка, ножницы, фломастеры. Цветной картон зелёного цвета, материал, вата, клей ПВА, ножницы.
Март «Тестопластика» мука, соль, клей, гуашь
Апрель Нетрадиционная техника рисования «Граттаж» бумага для акварели;кисти;
банка с водой;гуашь;парафиновая свеча; авторучка с пустым стержнем; акварельные краски, восковые карандаши.
Май «Бисероплетение» бисер разных цветов, леска, проволока.
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
3.3. Список литературы
1. И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» Старшая группа ООО ИД «Цветной мир», Москва 2014
2. Бумажная филигрань / Александра Быстрицкая. – 2 – е изд. – М. : Айрис-прес, 2008. – 128с.
3. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор. — М: Эксмо, 2004. — 160 с.
4. “Дошкольное воспитание” – журналы 2000-2005, 2006-2008 гг.
5. И. Агапова М. Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва 2008