Наталья Буренко
Дополнительная общеразвиваюшая программа «Умелые пальчики» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 «Теремок» комбинированного вида города Белово»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
(старшая группа)
Составители:
Буренко Н. А.
Куйбарь Т. П.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60»
Публикация «Дополнительная общеразвиваюшая программа „Умелые пальчики“ для старших дошкольников» размещена в разделах
Принята: УТВЕРЖДАЮ:
на Педагогическом совете заведующий МБДОУ № 60
МБДОУ № 60 ___ ___
протокол от ___ приказ от ___
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
(старшая группа)
Составитель:
Буренко Н. А.
Куйбарь Т. П.
Беловский городской округ
Содержание:
Пояснительная записка
1. Целевой раздел:
1.1. Цели и задачи
1.2. Формы, принципы
1.3. Ожидаемые результаты
2. Содержательный раздел:
2.1. Значимые для разработки и реализации программы характеристики детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Методы и приёмы
2.3. Диагностическая методика.
2.4. Взаимодействие с родителями
3. Организационный раздел:
3.1. Планирование мероприятий для детей 5-6 лет реализации программы
3.2. Психологическое обеспечение программы
3.3. Материал
Литература
Пояснительная записка.
Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и действующих во благо развития личности и общества людей. Поэтому социальный заказ общества – развитие у детей творческих способностей, умения мыслить не по шаблону, не бояться высказывать мнение отличающиеся от общепринятого, видеть необычное в обычном.
По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития мышления, воображения – психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач дошкольного образования и воспитания.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать.
Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он, а наша задача помочь в его начинаниях.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, наклеивание из бумаги фигурок, создание различных героев и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Художественная деятельность дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. А также, важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально- поведенческом аспекте.
Актуальность данной программы - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
1. Целевой раздел
1.1. Цели и задачи
Цель реализации программы :
Развитие творческих способностей детей через художественное творчество: рисование, аппликацию, лепку.
Задачи:
1. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.
2. Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
3. Развивать интерес к различным техникам художественного творчества, развивать творческие способности.
4. Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.
5. Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
6. Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
7. Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей.
8. Формировать у детей интерес к видам труда.
1.2. Формы, принципы
Формы проведения:
Фронтальные занятие, длительностью 25 минут один раз в неделю.
Принципы работы с детьми:
• доступность отбираемого материала;
• постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов
руководства детской деятельностью;
• индивидуальный подход к детям.
1.3. Ожидаемые результаты:
- усвоение детьми разнообразных техник художественной деятельности;
- проявление интереса детей к продуктивным видам деятельности
- знания о свойствах и качествах различных материалов;
-знания, умения, навыки по технике безопасности во время работы.
- аккуратное использования кисти и клея;
- умение планировать свою работу;
- умение договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализирование форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- аккуратное и экономное использование материала.
2. Содержательный раздел
2.1. Значимые для разработки и реализации программы характеристики детей старшего дошкольного возраста.
В возрасте от 5 до 6 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов –к живописи или графике, пластике или дизайну. На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности. Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов. Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.
2.2. Методы и приемы:
Метод тычка; рисование кистью; лепка; обрывная аппликация; аппликация из мятой бумаги; рисование ватной палочкой; рисование ладошками.
Создание игровой ситуации.
Показ воспитателя.
Использование движения руки.
Проговаривание последовательности работы
2.3. Диагностическая методика.
У детей старшего дошкольного возраста развивается самостоятельная конструктивная деятельность. Основными показателями такой деятельности являются следующие умения:
• создавать замысел (образ будущей постройки);
• определять средства его реализации (находить адекватные замыслу способы конструирования);
• намечать последовательность практических действий, приводящих к реализации задуманного;
• отбирать материал по форме, цвету, величине в определенном сочетании и в соответствии с замыслом;
• положительное отношение к процессу деятельности и к ее результату.
2.4. Взаимодействие с родителями
Задачи воспитателей по взаимодействию с родителями:
• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
• Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей;
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия с родителями:
• Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.
• Индивидуальный подход.
• Сотрудничество, а не настойчивость.
• Серьёзная подготовка. (Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить).
• Динамичность.
Темы консультаций для родителей: «Первые шаги в работе с бумагой в освоении техники «Оригами». «Как воспитать творческую личность». «Истоки рукоделия» и т. д.
3. Организационный раздел:
3.1. Планирование мероприятий для детей 5-6 лет реализации программы
Сентябрь.
№ Занятие Цель
1. «Помечтаем о лете»» Рисование ластиком. Совершенствовать навыки нетрадиционной техники рисование ластиком, закреплять умения выполнения штриховки простым карандашом; развивать творческие особенности детей, эстетическое воспитание
2. «Сказочные герои» Поделки из природного материала. Предложить детям изготовить зверушек из природного материала. Учить детей самостоятельно составлять зверей: туловище-шишка, голова-каштан и подобное. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.
3. «Наш осенний лес» Пластилинография. Формировать навыки работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер; художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
4. «Маленький Мишутка» Аппликация с использованием чайной заварки. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заварки. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию.
Октябрь.
№ Занятие Цель
1. «Рябиновые бусы» Поделка из природного материала. Упражнять детей в нанизывании ягод рябины на иголку с ниткой. Закреплять правила безопасности при работе с иглой, воспитывать у детей усидчивость, развивать мелкую моторику руки, творческий подход, восприятие и эмоциональный отклик от полученного результата.
2. «Золотая осень» Мозаичная аппликация из бросового материала. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.
3. «Чебурашка» Поделки из спичечных коробков Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить игрушку (показ образца поделки). Упражнять в вырезании круглых и овальных форм, аккуратно обклеивать спичечные коробки.
4. «Петя - петушок» Мозаичная аппликация из пластилина. Учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шарики и наклеивать их на форму, приготовленную педагогом.
Ноябрь.
№ Занятие Цель
1. «Моя первая картина» Рисование по сырой бумаге. Познакомить с нетрадиционным способом рисования. Развивать творческие способности детей, воображение, дорисовывая предметы
деталями, для получения целостности картины
2. «Мышка-норушка» Объемная фигурка и бумаги. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.
3. «Собачка» Поделки и спичечных коробков. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить собачку разных пород, (возможен показ образцов собачек.). Продолжать учить склеивать спичечные коробки, дополнять их деталями.
4. «Ваза с цветами» Аппликация с использование различной ткани. (подарок маме) Учить различать различные виды тканей, их фактуру. Поупражнять детей в вырезывании деталей из ткани и составлении панно. Закреплять умение вырезать цветы из ткани, вазу и листочки по шаблону. Располагать их на листе бумаги, группируя в букет.
Декабрь.
№ Занятие Цель
1. «Ёлочка» Мозаичная аппликация из бросового материала. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.
2. «Дед Мороз». Аппликация из резаных ниток и пластилина. Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток и мозаичной аппликацией из пластилина. Учить равномерно намазывать небольшие участки (волосы, бороду, мех) изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них маленькие шарики, выкладывать шарики на готовую форму.
3. Открытка «С Новым годом» Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно скатывать кусочки салфетки в комочки и аккуратно наклеивать на нарисованную форму открытки.
Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.
Январь.
№ Занятие Цель
1. «Волшебные снежинки» Лепка из соленого теста. Украшение из бисера. Учит детей изготавливать снежинку их четырех тонких колбасок, пересекающихся в центре. Развивать фантазию в украшении снежинок бисером.
2. «Марийская сказка на спиле дерева» Поделки из природного материала. Учить создавать композицию из природных материалов: шишек, желудей, орехов, мхов, сучьев. Предложить самим придумать сюжет (показ образцов). Объемная фигурка и бумаги. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.
3. «Веточка елочки с шишками» Мозайка из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина.
Февраль.
№ Занятие Цель
1. Поздравительная открытка. Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать цветы гвоздики и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.
Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.
2. «Валентинки» Поделка из салфеток. Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток.
3. «Медвежонок» Конструирование-оригами. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперек. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным
4. «Звери из конусов» «Зайчик» Конструирование. Ручной труд. Учить создавать выразительный образ из бумаги, продолжать знакомить со способом закручивания полукруга в конус, украшать дополнительными деталями. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению.
Март.
№ Занятие Цель
1. «Открытка для мам»» Аппликация с использованием круп (горох, рис, гречка, семечки ягод). Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать пластилином необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок крупой соответствующей формы. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. создавать композицию.
2. Волшебные цилиндры. Ручной труд. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы, закручивания прямоугольника в цилиндр, украсить дополнительными деталями, вырезанными из цветной бумаги.
3. «Весенние цветы» Аппликация. Учить детей самостоятельно вырезать лепесточки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.
4. «Тарелочки» Поделка из папье-маше. Продолжать знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму (тарелочки).
Разукрашивание готового изделия. Учить аккуратно, раскрашивать подсохшие изделие гуашью.
Апрель.
№ Занятие Цель
1. «Волшебные цилиндры» Конструирование. Ручной труд. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы, закручивания прямоугольника в цилиндр, украсить дополнительными деталями, вырезанными из цветной бумаги.
2. «Петушок» Поделки и спичечных коробков. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить собачку разных пород, (возможен показ образцов собачек.). Продолжать учить склеивать спичечные коробки, дополнять их деталями.
3. «Рыбки» Аппликация с использованием круп (горох, рис, гречка, семечки ягод). Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать пластилином необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок крупой соответствующей формы. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. создавать композицию.
4. «Пасхальные яйца» Лепка из соленого теста. Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца.
Бисерография. Украшать форму по желанию ребенка, использовать при украшении бисер и стеклярус.
Май.
№ Занятие Цель
1. «Чашки» Поделка из папье-маше. Продолжать знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму (Чашек)
Разукрашивание готового изделия. Учить аккуратно, раскрашивать подсохшие изделие гуашью.
2. «Звери из полоски картона» Конструирование. Учить детей отрезать от листа картона неширокие полосочки, склеивать эти полосочки в кольца. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению.
3. «Цветы» Аппликация с использованием резанных цветных ниток. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок цветной ниткой соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении.
4. «Барашек» Аппликация, выполненная торцом бумаги. Учить детей скручивать готовые полосочки бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму барашка.
3.2 Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;
- применение индивидуальных, групповых форм обучения;
- формирование знаний детей на разных психологических уровнях
3. 3 Материал:
– гуашь; – пластилин.
– цветная бумага, картон;
– ватные палочки; – ватные диски;
– клей; – кисти;
Используемая литература:
1. И. Агапова, М. Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г.
2. М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007.
3. Л. В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г.
4. Е. Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.
5. Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами
• Работай за своим рабочим местом.
• Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
• Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
• Нельзя брать в рот мелкие детали.
• При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.
• При работе с ножницами, держи их параллельно столу.
• Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
• Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
• При работе не держи ножницы концами вверх.
• При вырезывании деталей поворачивай бумагу.
• Не оставляй ножницы в раскрытом виде. • Не работай ножницами с ослабленным креплением.
• При работе с резаком для бумаги не оставляй пальцы под режущей поверхностью.
• Не касайся пальцами красящей поверхности чернильных подушечек, для этого есть специальные тампоны.
• Не держи фигурный дырокол в руках, работай с ним на столе. Так инструмент дольше сохранится в рабочем состоянии.
• Не бросай и не роняй инструменты, чтобы не сломать их.
• Береги инструменты, экономь материалы.