Байрамова Ханум Эльхановна
Кружок по ПДД «Три сигнала светофора» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок по ПДД для детей 4–5 лет
1. Пояснительная записка
В нашей стране проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) является весьма актуальной. Статистика показывает, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями. Это незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Публикация «Кружок по ПДД „Три сигнала светофора“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Светофор
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а также прививать навыки безопасного поведения на улице и в транспорте. Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров.
2. Актуальность.
Актуальность данного проекта обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма. Острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности педагогов к поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
3. Новизна.
Новизна программы основывается на принципе интеграции работы, на основе правил поведения и мер безопасности жизнедеятельности с различными направлениями воспитательной работы и общественной жизни, тем самым способствуя развитию речевой, игровой, творческой, изобразительной деятельности детей. Данная программа способствует формированию у дошкольников навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки.
Программа составлена на основе правил дорожного движения, а также на основе Программы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ". Цель данной программы - вооружить дошкольников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.
4. Цели и задачи программы.
Цель:
сформировать у детей среднего дошкольного возраста навыки безопасного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Задачи:
-систематизировать знания по ПДД и учить правилам поведения, способствующим формированию навыков безопасного поведения на дороге;
-расширить знания о правилах соблюдении дорожной безопасности;
-формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям для жизни и здоровья человека в дорожно-транспортной обстановке;
-научить применять полученные знания по ПДД в повседневной жизни;
- воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте у дошкольников и родителей.
5. Принципы реализации программы.
Жизненная среда может и должна развивать ребенка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии и с взрослыми и другими детьми. Тактика построения развивающей среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности. Вся программа в силу ее особой значимости для охраны жизни и здоровья детей требует соблюдения следующих основных принципов:
-Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении реб нка опирается на уже освоенное в предыдущем.
-Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
-Принцип деятельности – включение реб нка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
-Принцип полноты. Начиная с раннего возраста, реализуется содержание программы по всем разделам, т. к. если какой-либо раздел выпадает, то дети могут оказаться незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
-Принцип системности. Работа проводится систематически весь учебный год.
-Принцип сезонности. Если в зимний период можно ограничиваются методическими пособиями, то в остальные времена года можно организовывать экскурсии к проезжей части, катание на велосипедах, самокатах и т. д.
-Принцип возрастной адресованности. Предусматриваем объединение по группам детей младшего и среднего дошкольного возраста, среднего и старшего; старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
-Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
-Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки
безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
-Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
Ожидаемые результаты:
1. Расширить представления детей о различных видах транспорта, об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформировать навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Развить умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повысить активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
5. Развить интегративные качества:
«любознательный, активный» через заинтересованность новым, неизвестным в окружающем мире; проявление интереса к информации, полученной в процессе общения;
«способный управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений» по средствам соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения на улице, в общественных местах, транспорте.
Реализуемые познавательные области:
Физическое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Художественно – эстетическое развитие
Речевое развитие
Воспитание общей культуры поведения начинается в младших группах и с этого времени начинается подготовка к пожизненной «профессии» участника движения - пешехода.
Очень важно для снижения аварийности среди водителей и пешеходов, чтобы из сегодняшних мальчишек и девчонок выросли грамотные в вопросе безопасности дорожного движения.
В первую очередь ребенок должен хорошо усвоить обязанности пешеходов. В детском саду правила пешеходов мы отрабатываем как на занятиях, так и в практической деятельности в процессе прогулок. Дети усваивают правила движения пешеходов через проезжую часть, правила пересечения проезжей части в разрешенных местах вне пешеходного перехода.
Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. В процессе занятий используются разнообразные формы работы с детьми. Прежде всего, активизируется мыслительная деятельность детей, полученные знания
применяются в практической деятельности. Продуманное использование интересного наглядно дидактического материала развивает у детей логическое мышление, память, внимание.
Необходимым условием для успешного обучения дошкольников правилам безопасного поведения является создание соответствующей развивающей среды.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием, а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
По окончании каждого занятия дети могут применить полученные навыки в игровой деятельности: дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для закрепления знаний используются целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, разыгрывание дорожных ситуаций.
Большое внимание уделяется работе с родителями. Основная цель работы с родителями: поддерживать устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
Режим занятий:
место
проведения количество
занятий время
проведения ответственный
Групповая
комната 1 занятие
в неделю, 4 в месяц,36 занятий
в год 16.10-16.30 воспитатель
Байрамова Х. Э.
Развивающая среда:
• Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
• Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
• Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
• Плакаты;
• Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
• Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
• Дорожные знаки;
• Ноутбук.
Дидактические игры:
1. «Наша улица».
2. «Поставь дорожный знак».
3. «Угадай, какой знак».
4. «Улица города».
5. «Запрещается - разрешается».
6. «Собери светофор».
7. «О чём говорят знаки?».
8. «Где спрятался знак?».
Программное содержание занятий.
№ занятия Цель Формы работы
Сентябрь
Занятие№1,2
Диагностика Оценить знания и представления детей по данной теме на начальном этапе. Опрос.
Занятие №3,4
«Улица. Дорога. Светофор» Уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре.
Продолжать учить детей узнавать и называть транспортные средства.
Называть основные части грузовой машины: кабина, кузов, окно, колеса, их назначение и назначение грузового транспорта.
Учить детей внимательно слушать взрослого и друг друга; задавать вопросы и отвечать на них. Беседа, рассматривание плаката, дидактическая игра, физкультминутка, подвижная игра, чтение, рисование.
Октябрь
Занятие№1,2
«Наша улица»
целевая прогулка.
Расширить представление детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся различные учреждения.
Дать представление о том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним.
Закреплять названия транспортных средств.
Упражнять в сравнении машин по размеру. Наблюдение, беседа, загадки, дидактическая игра, подвижная игра, словесная игра.
Занятие №3,4
«Правила поведения на улице». Сформировать элементарные правила поведения на улице.
Закрепить значения слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность.
Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома.
Воспитывать наблюдательность, осторожность. Беседа, игровая ситуация, чтение, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра.
Ноябрь
Занятие№1,2
«Какой бывает транспорт». Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения, используя мультимедийную игру, художественное слово.
Расширять кругозор детей.
Развивать у детей смекалку и сообразительность.
Воспитывать внимание, терпение. Беседа, мультимедийная игра, физкультминутка, аппликация.
Занятие №3,4
«Когда мы пассажиры». Сформировать у дошкольников некоторые обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления.
Развить умение оценивать действия пешеходов и пассажиров как правильные - безопасные и неправильные – опасные.
Развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
Закрепить представление о правилах поведения в общественном транспорте.
Воспитывать вежливое отношение друг к другу. Беседа, игровая ситуация, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра.
Декабрь
Занятие №1,2
«Кто регулирует движение транспорта и пешеходов».
Дать начальное представление о раб работе регулировщика.
Закрепить знание сигналов
светофора.
Развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитывать уважительное отношение к работникам полиции. Рассказ воспитателя, беседа, практическое действие, рисование, пальчиковая гимнастика, чтение.
Занятие №3,4
«Что такое пешеходный переход». Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть», машины движутся по проезжей части, пешеходы по тротуару.
Познакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход».
Воспитывать внимание, терпение. Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра, физкультминутка, игровая ситуация, аппликация, чтение.
Январь
Занятие№1,2
«Как правильно
переходить
улицу». Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о средствах регулирования движения, дорожных знаках и различных видах транспорта.
Закреплять практические навыки поведения при переходе улицы.
Учить применять их в различных ситуациях.
Развивать мышление, память, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире.
Воспитывать чувство ответственности, желание помочь своим друзьям, коллективизм. Беседа, рассматривание иллюстраций,
дидактическая игра, физкультминутка, чтение, сюжетно-ролевая игра.
Занятие №3,4
«Дорожные знаки». Расширять знания детей о дорожных знаках.
Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, перехода через улицу, поведения на дороге.
Формировать навыки осторожного поведения на улице. Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра, физкультминутка, игровая ситуация, конструирование, чтение.
Февраль
Занятие№1,2
«О чем разговаривает улица». Закрепить знания детей о светофоре.
Систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении.
Развивать наблюдательность, зрительную память.
Развивать умение составлять рассказ по сюжетной картинке, отвечать полным ответом. Беседа, чтение, дидактическая игра, физкультминутка, составление рассказа по сюжетным картинкам, подвижная игра.
Занятие №3,4
«Где можно и где нельзя играть». Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе.
Научить их необходимым мерам предосторожности. Формировать навыки осторожного поведения на улице. Рассказ воспитателя, беседа, практическое действие, рисование, пальчиковая гимнастика, чтение.
Март
Занятие№1,2
«КВН “Знатоки дорожных правил». Закрепить знания об опасностях, которые ждут на улице.
Повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения.
Закрепить знание сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков.
Воспитывать внимание, сосредоточенность. Загадки, подвижные игры, игровая ситуация, дидактическая игра.
Занятие №3,4
«Дорожные ловушки». Обобщить знания детей по теме.
Закрепить понятия «опасные и безопасные ситуации», помочь детям хорошо запомнить основные моменты, опасные для жизни и здоровья, самостоятельно делая выводы о последствиях невнимательного отношения.
Воспитывать внимание, терпение. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, практическое действие, отгадывание загадок, рисование, физкультминутка.
Апрель
Занятие№1,2
«Мой дом - моя улица».
Закрепить правила дорожного движения.
Закрепить обозначение дорожных знаков; сигналов светофора.
Закрепить правила пользования общественным транспортом.
Развивать творческие способности.
Стимулировать умственную деятельность.
Довести до сознания детей необходимость соблюдения правил дорожного движения. Беседа, рассматривание плакатов, конструирование, подвижная игра, игровая ситуация, чтение.
Занятие №3,4
«Катание на велосипеде (самокате, роликах)». Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых конька.
Научить детей правильному поведению в таких ситуациях.
Воспитывать внимание, сосредоточенность. Рассказ воспитателя, беседа, практическое действие, рисование, пальчиковая гимнастика, чтение, аппликация.
Май
Занятие №1,2
Диагностика Оценить знания и представления по теме с сентября по май. Опрос.
Занятие №3,4
«Это должен каждый знать обязательно на «пять». Уточнить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге.
Формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора.
Воспитывать чувство сопереживания, умение применять правила безопасности на дорогах,
Закрепить представление о правилах поведения в общественном транспорте. Игровые упражнения, подвижные игры, дидактические игры, конструирование.
Педагогическая диагностика детей 4-5 лет по формированию основ безопасности по ПДД
№ п/п
Имя ребенка Показатели
Знают все сигналы светофора, рассказывают об их значении. Различают дорожные
знаки. Имеют представление об основных правилах дорожного движения, где можно переходить проезжую часть. Узнают разные виды транспорта, умеют классифицировать их: водный, воздушный, наземный, умеют объяснить их значение. Называют правила поведения в транспорте, на проезжей части, на улице.
н к н к н к н к н к
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Эффективность
педагогических
воздействий % Не сформиро-ван
Находится в стадии формирования
Сформирован
Примечание:
- показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности.
- показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
- показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его проявление носит случайный характер.
Список использованной литературы:
1. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.
2. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
3. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
4. Извекова Н. А., Медведева А. Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. : ТЦ Сфера, 2007.
5. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.