Светлана Бугакова
Кружок «Речевичок»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность
[/b]Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Публикация «Кружок „Речевичок“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
• связные высказывания короткие;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста
Це
ль:[/i] формирование связной речи дошкольников с использованием метода наглядного моделирования.
Задач
и:
[/i]1. Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
3. Развивать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части и признаки.
4. Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.
Кружок «Речевичок» проводится с детьми 6-7 лет, 1 раз в неделю, в течении 25-30
Ожидаемые результат
ы: [/i]
1. Дети научатся составлять рассказы и рассказы – описания о предметах по образцу и предложенному плану, связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок;
2. Дети смогут самостоятельно пересказывать сказки и короткие тексты;
3. У детей должны развиться коммуникативные функции речи, произвольное внимание, память, связная речь.
Диагности
ка
[/b]
Выявить умения:
1. При пересказывании литературных произведений, интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.
2. Составлять описание, повествование или рассуждение.
3. Развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
1 задание.
Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежика острые иголки. Они нужны ему, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах.
2 задание.
[/h4]Воспитатель предлагает серию из 4 картинок, объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
3 задание
Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
Развитие связной речи ребенка подготовительной группы, оценивается по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания.
1. Содержательность
(в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем, признаков, действий). Если ребенок придумывает сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; идет перечисление признаков.
2. Композиция высказывания:
наличие трех структурных частей, выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла; наличие лишь двух структурных частей – 2 балла; отсутствие начала и конца – 1 балл.
3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях
– 3 балла; использование только простых предложений – 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл.
4. Разнообразные типы связей между предложениями
– 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) – 2 балла; неумение связывать между собой предложения – 1 балл.
5. Разнообразие лексических средств
(использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.
6. Звуковое оформление высказывания
(плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла; незначительные заминки и паузы - 2 балла; монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.
Данные диагностики вносятся в таблицу.