Получи документы

Кружок по краеведению «Я мал»

Наталья Кубайчук
Кружок по краеведению «Я мал»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Актуальность: Россия — Родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, природные богатства, культуру как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же, как мы видим, наблюдая сегодняшнюю ситуацию в соседней стране, ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою. Учитывая ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), в которых четко озвучена необходимость приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; сотрудничество с семьёйучёт этнокультурной ситуации развития детей натолкнули меня на давно знакомый всем педагогам вопрос патриотического воспитания дошкольников.

Публикация «Кружок по краеведению „Я мал“» размещена в разделах

Педагогическая целесообразность. Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и у ребенка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Первые чувства патриотизма – доступны ли они малышам? Исходя из своего опыта работы я могу утвердительно сказать, детям дошкольного возраста, доступно чувства любви к родному краю, так как фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому- то все, что усвоено в этот период, знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Работая ранее с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась с актуальными проблемами:• дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, его природных богатствах, о родном поселке, стране, особенностях русских традиций, традиций народа, рядом с которым ты живешь, равнодушное отношение детей к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Познакомившись с литературой, методическими разработками, наблюдая за поведением детей в реальной жизни, учитывая тот фактор что именно со среднего дошкольного возраста идет более углубленное изучение своей страны, края, символики, решила более углубленно изучать и применять в своей работе данную тему, которая привлекла своей:

• Актуальностью и перспективностью;

• Возможности подачи материала в новой форме;

• Высокой результативностью, доступностью понимания;

• Стабильностью, системностью, возможностью творческого применения.

Новизна: Новизна заключается в том, что программа «Люби и знай свой край родной» модифицированная, с образовательными элементами, развивающая познавательную, исследовательскую, речевую активность детей.

Учитывая тот фактор, что патриотическое воспитание ведется давно, я считаю необходимостью так структурировать материал так, чтобы он как можно больше и глубже раскрыл перед детьми чувство любви к своему краю.

Отличительные особенности программы :проявляются в том, что материал будет подаваться детям блочной системой: Моя семья, история малой Родины, животный мир тундры или чудеса северной природы, растительный мир тундры, русский народный и северный фольклор, знакомство с символикой российского государства, культурные традиции моего края, наши добрые дела. Использование проектного метода для закрепления знаний о родном крае, продуктивная деятельность (рисование, аппликация, экспериментально – исследовательская деятельность, нетрадиционные формы работы с родителями «Семейный альбом или путешествие в прошлое своей семьи», «Словотворчество», проведение акции «Сделаем наш поселок чище», участие родителей в совместных мероприятиях с целью повышения культурно – исторических знаний, анкетирование родителей с целью повышения их нравственно – патриотической грамотности. В проекте посещение музея национальных культур севера в п. Горнокнязевск и г. Салехард совместно с родителями.

Цель программы: нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, поселка, знакомство с прошлым и настоящим, становление у дошкольников научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и к своему народу на основе единства чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения.

Задачи:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к Родине, семье, родному краю.

• формирование бережного отношения к природе и всему живому.

• формирование экологических и краеведческих знаний; системно и углубленно познакомить юных харповчан с историей и культурой родного поселка, формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций Ямало – Ненецкого Автономного округа.

знакомство с государственными символами: флагом, гербом, гимном, формирование чувства уважения и симпатии к другим людям и традициям…

Формы работы:

Учитывая возрастные особенности дошкольников, содержание программы представлено не в виде традиционных занятий, а в виде образовательных ситуаций, бесед, исследовательской деятельности. При адаптации программы буду руководствоваться уровнем интеллектуального развития детей, их психологическими особенностями, уровнем работоспособности. Программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста.

Для реализации программы буду использовать следующие методы и формы: Наглядный метод во время чтения рассказов, стихотворений, сказок, наблюдения, рассматривания иллюстраций, экскурсии по поселку, целевые прогулки, беседы с просмотром фотографий, иллюстраций, видео фильмов, экспериментально – опытнической деятельности. Словесный метод будет использоваться при чтение легенд, литературных произведений, стихотворений, проведение разнообразных игр, загадывание загадок, участие в творческих конкурсах, тематических вечерах, Практический метод буду использовать в продуктивной деятельности: изготовление наглядных пособий для занятий.

Формы работы с детьми:

Занятия, беседы, игры – путешествия, викторины, проведение совместных праздников с участием родителей, экскурсии, целевые прогулки; игровые образовательные ситуации, основанные на русском фольклоре, а также фольклор народов Севера, выставки детского рисунка, подготовка и участие воспитанников в исследовательских проектах, проходящих ежегодно в начальной школе. Каждое последующее занятие будет продолжать и конкретизировать главную тему, заканчиваться продуктивной, творческой деятельностью, где дети будут высказывать свои впечатления, отражать в рисунках, чертежах, картах – схемах, изготавливать макеты. Во время таких занятий дети будут наблюдать явления природы, знакомиться с объектами,, научаться контактировать друг с другом и взрослыми. На основе собранного материала будем стремиться к созданию мини – музея, который позволит познакомить дошкольников с национальными природными особенностями края, с использованием ресурсов и отношением людей к природе в районе Крайнего Севера. В свободное время от занятий (беседы, чтение художественной литературы, рассматривание фото, иллюстрации о родном крае, просмотр видео фильмов, слушание песен.);

• целевые прогулки по поселку ;

• праздники, развлечения;

• тематические выставки;

• мониторинг по нравственно- патриотическим способностям детей.

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)

Продолжительность занятий: 20 минут

Периодичность : 1 раз в неделю

Техническое оснащение занятий:

Интерактивная доска, компьютер, колонки, фотоаппарат, дидактические и развивающие игры, наглядные пособия, художественная литература, видеотека, аудиотека.

Ожидаемые результаты:У детей наблюдается высокий интерес к Родине, к семье, малой Родине, бережное отношение к природным ресурсам своего края, дети имеют необходимые знания о происхождении своего поселка, о национальных и культурных традициях ЯНАО, узнают и правильно называют государственные символы, обогатился словарный запас посредством знакомства детей с устным народным творчеством, с творчеством поэтов и писателей ЯНАО.

Форма подведения итогов :

1 Викторина «Люби и знай свой край родной!» (с участием родителей.)

2 Фото – выставка «Как мы знакомились со своим краем»

Работа с педагогами:

3 Посещение педагогами открытых занятий с целью обмена опытом по данной теме.

Публикации по теме:

Конспект НОД по краеведению конспект НОД по краеведению Тема: «Прошлое и Настоящее моего города» (старший возраст) Цели: • Расширять знания детей об истории города Липецка; • Формировать эмоциональное восприятие образа малой Родины; • Развивать умение.

Конспект образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Свистулька — народный музыкальный инструмент»Конспект образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Свистулька — народный музыкальный инструмент» Цель: продолжать формировать интерес к музыкальному народному творчеству липецкого края. Задачи:-воспитывать чувство гордости за земляков-народных.

Моя группа «Почемучки»Моя группа «Почемучки» Хотелось бы перед фотоотчетом сказать. Смотрю на эти фотографии и улыбаюсь, каждый ребенок индивидуален, со своим характером. Но что значит.

Открытое музыкальное занятие в группе №4 «Почемучки» (возраст детей 3–4 года) Открытое музыкальное занятие для детей 3-4 лет. Тип занятия: Открытое занятие. Цель: Приучать детей вслушиваться в звучание мелодии, развивать.

Перспективный план работы по использованию национально-регионального компонента в старшей группе «Почемучки» Перспективный план работы по использованию национально – регионального компонента Месяц Сентябрь Продолжаем знакомиться с ближайшим.

Перспективный план работы с родителями в старшей группе Сентябрь 1. Анкетирование. Составление социально - демографического паспорта семей. 2. Консультация «Азбука дорожного движения». 3. Беседа.

Праздник «Святки» в старшей группе «Почемучки» Праздник «СВЯТКИ» в старшей группе «Почемучки» Цель: познакомить детей с праздником «Святки». Задачи: формировать у детей интерес к фольклору,.

Кружок по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Познавательно – исследовательская деятельность как один из основных механизмов развития ребёнка 1. В соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Рабочая программа по организации поисково-исследовательской деятельности «Маленькие почемучки» в первой младшей группе Содержание - «Живая природа» - «Неживая природа» - «Физические явления» - «Человек» - «Рукотворный мир» Форма организации работы с детьми.

Уголок природы, экспериментирования в 2 младшей группе «Почемучки»Уголок природы, экспериментирования в 2 младшей группе «Почемучки» Уголок экспериментирования, природы и бросовый материал объединила в одну общую зону. На стене выделила картинками времена года, рядом выставив.

Автор публикации:
Кружок по краеведению «Я мал»
Опубликовано: 18 октября 2015 в 12:36
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружок по краеведению «Я мал»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кубайчук (УИ 377082) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД