Жанна Юрьевна Жарова
Кружок «Эрудит»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
познавательного кружка
детей старшей группы
«ЭРУДИТ»
Программа разработана на основе программно-методического пособия В. П. Новикова «Математика в детском саду», О. Баранова «Пространственная геометрия для малышей», Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Раз – ступенька, два – ступенька. Методические рекомендации к курсу математики», А. В. Горячев, Н. В. Ключ «Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников».
Программу разработала
воспитатель
Жанна Юрьевна Жарова
г. Новокуйбышевск 2014
Пояснительная записка
Публикация «Кружок „Эрудит“» размещена в разделах
Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей – это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. В сегодняшних условиях информации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок, скорее всего, столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.
Хотя школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление.
Но если навыки работы с конкретными прикладными программами можно приобрести и в старшей школе, то опоздание с развитием логического мышления – это опоздание навсегда. Понятно, что для логического мышления компьютеры использовать не обязательно, достаточно тщательно подобранной серии игр и задач.
Проанализировав свою работу по обеспечению условий развития познавательной деятельности, пришла к выводу, что регламентированной деятельности недостаточно для высокого уровня развития детей. Поэтому я решила организовать познавательный кружок для развития логического мышления детей «Эрудит» в своей группе.
Цели и задачи
Цель программы данного курса: развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через систему занятий познавательной направленности дополнительного кружка «Эрудит».
Задачи
Образовательные задачи:
Закрепление знаний и умений детей по основному разделу «Математика» в рамках «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Развивающие задачи:
Сформировать у ребенка уровень развития математических представлений выше требований государственного образовательного стандарта.
Научить различать и называть объемные геометрические тела: шар, куб, пирамида, конус, цилиндр, призма. Дать представление о геометрических понятиях: ребро, луч, прямая, отрезок, вершина, окружность.
Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.
Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
Воспитательные задачи:
Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Данная программа рассчитана на детей 5 – 6 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий – 1 раз в неделю (среда или четверг) по 25 минут, всего 36 занятий в год.
Форма реализации программы: регламентированная деятельность дополнительного образовательного кружка «Эрудит».
Методы и приемы:
практические (игровые);
экспериментирование;
моделирование;
воссоздание;
преобразование;
конструирование.
Развивающая среда:
Игры на составление плоскостных изображений предметов;
Обучающие настольно-печатные игры по математике;
Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
Геометрические мозаики и головоломки;
Занимательные книги по математике;
Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
Простой карандаш;
Набор цветных карандашей;
Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;
Небольшие ножницы;
Набор цветной бумаги;
Счетный материал;
Набор цифр.
Ожидаемые результаты
В результате проведения занятий по математике дети будут уметь:
выделять свойства предметов, находить предметы, обобщающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
называть главную функцию (назначение) предметов;
расставлять события в правильной последовательности;
выполнять перечисляемую или изображенную последовательность
действий;
применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
находить похожее у разных предметов;
научить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов;
переносить свойства одного предмета на другие.
Диагностика детей проводится 2 раза в год. Диагностическая методика прилагается.
Изучение познавательного уровня развития детей 5 – 6 лет в кружке
«Эрудит»
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
Результаты собеседования с ребенком заносятся в протокол.
Выполнение ребенком заданий оценивается в баллах:
Критический уровень (0 баллов) — ребенок на вопросы не ответил, «показать решение» на наглядном материале не смог.
Допустимый уровень (1 балл) – ребенок ответил наугад или с ошибками, объяснить свой ответ не может, с трудом исправляет ошибки.
Норма (2 балла) – ребенок ответил верно, но односложно; пытается объяснить ответ, используя формальное или поверхностное объяснение, самостоятельно исправляет ошибки.
Оптимальный уровень (3 балла) – ребенок отвечает правильно и полно, аргументирует свой ответ; заметив ошибку или неточность, исправляет ее сам; объясняет, почему именно так следует ответить.
1. Умение продолжать заданную закономерность с 1 – 2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность
• Посмотрите на эти фигуры. Сравните их: что у них общего? (форма). Чем они отличаются? (размером и цветом)
• Сколько признаков отличия вы заметили? (два признака отличия)
• Я предлагаю вам пофантазировать и поставить 2 следующие фигуры, изменяя два признака, (поставить рядом с маленьким синим треугольником, например, маленький желтый круг)
2. Умение находить похожее у разных предметов
Пред ребенком ставятся различные предметы, и предлагается найти в них общее и отличие, объяснить свой выбор.
3. Умение расставлять события в правильной последовательности
Ребенку предлагается серия сюжетных картинок и предлагается выложить их в определенной последовательности.
4. Умение переносить свойства одного предмета на другие
5. Умение решать загадки-шутки
6. Умение находить ошибки в неправильной последовательности простых действий
7. Умение приводить примеры истинных и ложных высказываний
8. Умение описывать простой порядок действий для достижения заданной цели
Уровни развития
Уровни Баллы
Оптимальный 20 – 24
Норма 12 – 19
Допустимый 3 – 11
Критический 0 – 2
Выводится процентное количество детей с определенным уровнем развития.
Тематический учебный план занятий
старшая группа
№ Темы занятий Занятия Срок проведения
1 Сравнение предметов по свойству 1 Сентябрь
3 неделя
2 Подготовка к знакомству с отрицанием 1 Сентябрь
4 неделя
3 Подготовка к введению понятий «истина» и «ложь» 1 Октябрь
1 неделя
4 Отрицание по аналогии.
Поиск закономерностей. 1 Октябрь
2 неделя
5 Подмножества с общим свойством. Часть и целое. 1 Октябрь
3 неделя
6 Описание последовательности действий 1 Октябрь
4 неделя
7 Функции (назначения) предметов.
Логическая операция «И». 1 Ноябрь
1 неделя
8 Элементы кодирования. Симметрия по образцу. 1 Ноябрь
2 неделя
9 Обобщение по признаку 1 Ноябрь
3 неделя
10 Выделение главных свойств предметов 1 Ноябрь
4 неделя
11 Разбиение множеств на подмножества с общим свойством 1
3 Декабрь
1 неделя
12 Повторение тем о свойствах, обобщении по признакам 1 Декабрь
2 неделя
13 Вложенность множеств предметов с общими свойствами 1 Декабрь
3 неделя
14 Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков 1 Декабрь
4 неделя
15 Подготовка к введению понятия «Алгоритм» 1 Январь
2 неделя
16 Закономерность в расположении фигур и предметов 1 Январь
3 неделя
17 Логическая операция «И» 1 Январь
4 неделя
18 Упорядочение серии предметов по разным признакам 1 Февраль
1 неделя
19 Последовательность событий 1 Февраль
2 неделя
20 Расстановки и перестановки 1 Февраль
3 неделя
21 Задачи-шутки (на внимание и логические рассуждения) 1 Февраль
4 неделя
22 Упражнения на развития воображения 1 Март
1 неделя
23 Повторение тем: упорядочение, последовательность действий.
Логические операции 1 Март
2 неделя
24 Части – целое 1 Март
3 неделя
25 Сравнивание объектов.
Отличия. 1 Март
4 неделя
26 Объединение множеств, задаваемых свойством 1 Апрель
1 неделя
27 Вложенность множеств, характеризуемых свойствами 1 Апрель
2 неделя
28 Элементы кодирования 1 Апрель
3 неделя
29 Простейшие алгоритмы расстановки 1 Апрель
4 неделя
30 Функции (назначение предметов) 1 Май
1 неделя
31 Отображение множеств 1 Май
2 неделя
32 Выделение свойств 1 Май
3 неделя
Список литературы
А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» - М., 1999
А. В. Горячев, Н. В. Ключ «Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников» - М. ,1999
А. В. Горячев, Н. В. Ключ «Все по полочкам. Учебник-тетрадь для дошкольников 6 – 7 лет» - «Ювента»
З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М., 1990
Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Раз – ступенька, два – ступенька. Методические рекомендации к курсу математики»
Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Раз – ступенька, два – ступенька. Учебник-тетрадь для детей 6 – 7 лет»
Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Задачи в кроссвордах. Математика для детей 5 – 7 лет»
Руководитель: ___ Ж. Ю. Жарова