МААМ-картинки

Кружок «Эрудит»

Жанна Юрьевна Жарова
Кружок «Эрудит»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОГРАММА

познавательного кружка

детей старшей группы

«ЭРУДИТ»

Программа разработана на основе программно-методического пособия В. П. Новикова «Математика в детском саду», О. Баранова «Пространственная геометрия для малышей», Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Раз – ступенька, два – ступенька. Методические рекомендации к курсу математики», А. В. Горячев, Н. В. Ключ «Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников».

Программу разработала

воспитатель

Жанна Юрьевна Жарова

г. Новокуйбышевск 2014

Пояснительная записка

Публикация «Кружок „Эрудит“» размещена в разделах

Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей – это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. В сегодняшних условиях информации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок, скорее всего, столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.

Хотя школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление.

Но если навыки работы с конкретными прикладными программами можно приобрести и в старшей школе, то опоздание с развитием логического мышления – это опоздание навсегда. Понятно, что для логического мышления компьютеры использовать не обязательно, достаточно тщательно подобранной серии игр и задач.

Проанализировав свою работу по обеспечению условий развития познавательной деятельности, пришла к выводу, что регламентированной деятельности недостаточно для высокого уровня развития детей. Поэтому я решила организовать познавательный кружок для развития логического мышления детей «Эрудит» в своей группе.

Цели и задачи

Цель программы данного курса: развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через систему занятий познавательной направленности дополнительного кружка «Эрудит».

Задачи

Образовательные задачи:

Закрепление знаний и умений детей по основному разделу «Математика» в рамках «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Развивающие задачи:

Сформировать у ребенка уровень развития математических представлений выше требований государственного образовательного стандарта.

Научить различать и называть объемные геометрические тела: шар, куб, пирамида, конус, цилиндр, призма. Дать представление о геометрических понятиях: ребро, луч, прямая, отрезок, вершина, окружность.

Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.

Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

Воспитательные задачи:

Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Данная программа рассчитана на детей 5 – 6 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Режим занятий – 1 раз в неделю (среда или четверг) по 25 минут, всего 36 занятий в год.

Форма реализации программы: регламентированная деятельность дополнительного образовательного кружка «Эрудит».

Методы и приемы:

практические (игровые);

экспериментирование;

моделирование;

воссоздание;

преобразование;

конструирование.

Развивающая среда:

Игры на составление плоскостных изображений предметов;

Обучающие настольно-печатные игры по математике;

Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

Геометрические мозаики и головоломки;

Занимательные книги по математике;

Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;

Простой карандаш;

Набор цветных карандашей;

Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;

Небольшие ножницы;

Набор цветной бумаги;

Счетный материал;

Набор цифр.

Ожидаемые результаты

В результате проведения занятий по математике дети будут уметь:

выделять свойства предметов, находить предметы, обобщающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;

сопоставлять части и целое для предметов и действий;

называть главную функцию (назначение) предметов;

расставлять события в правильной последовательности;

выполнять перечисляемую или изображенную последовательность

действий;

применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;

описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

приводить примеры истинных и ложных высказываний;

находить похожее у разных предметов;

научить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов;

переносить свойства одного предмета на другие.

Диагностика детей проводится 2 раза в год. Диагностическая методика прилагается.

Изучение познавательного уровня развития детей 5 – 6 лет в кружке

«Эрудит»

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

Результаты собеседования с ребенком заносятся в протокол.

Выполнение ребенком заданий оценивается в баллах:

Критический уровень (0 баллов) — ребенок на вопросы не ответил, «показать решение» на наглядном материале не смог.

Допустимый уровень (1 балл) – ребенок ответил наугад или с ошибками, объяснить свой ответ не может, с трудом исправляет ошибки.

Норма (2 балла) – ребенок ответил верно, но односложно; пытается объяснить ответ, используя формальное или поверхностное объяснение, самостоятельно исправляет ошибки.

Оптимальный уровень (3 балла) – ребенок отвечает правильно и полно, аргументирует свой ответ; заметив ошибку или неточность, исправляет ее сам; объясняет, почему именно так следует ответить.

1. Умение продолжать заданную закономерность с 1 – 2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность

• Посмотрите на эти фигуры. Сравните их: что у них общего? (форма). Чем они отличаются? (размером и цветом)

• Сколько признаков отличия вы заметили? (два признака отличия)

• Я предлагаю вам пофантазировать и поставить 2 следующие фигуры, изменяя два признака, (поставить рядом с маленьким синим треугольником, например, маленький желтый круг)

2. Умение находить похожее у разных предметов

Пред ребенком ставятся различные предметы, и предлагается найти в них общее и отличие, объяснить свой выбор.

3. Умение расставлять события в правильной последовательности

Ребенку предлагается серия сюжетных картинок и предлагается выложить их в определенной последовательности.

4. Умение переносить свойства одного предмета на другие

5. Умение решать загадки-шутки

6. Умение находить ошибки в неправильной последовательности простых действий

7. Умение приводить примеры истинных и ложных высказываний

8. Умение описывать простой порядок действий для достижения заданной цели

Уровни развития

Уровни Баллы

Оптимальный 20 – 24

Норма 12 – 19

Допустимый 3 – 11

Критический 0 – 2

Выводится процентное количество детей с определенным уровнем развития.

Тематический учебный план занятий

старшая группа

№ Темы занятий Занятия Срок проведения

1 Сравнение предметов по свойству 1 Сентябрь

3 неделя

2 Подготовка к знакомству с отрицанием 1 Сентябрь

4 неделя

3 Подготовка к введению понятий «истина» и «ложь» 1 Октябрь

1 неделя

4 Отрицание по аналогии.

Поиск закономерностей. 1 Октябрь

2 неделя

5 Подмножества с общим свойством. Часть и целое. 1 Октябрь

3 неделя

6 Описание последовательности действий 1 Октябрь

4 неделя

7 Функции (назначения) предметов.

Логическая операция «И». 1 Ноябрь

1 неделя

8 Элементы кодирования. Симметрия по образцу. 1 Ноябрь

2 неделя

9 Обобщение по признаку 1 Ноябрь

3 неделя

10 Выделение главных свойств предметов 1 Ноябрь

4 неделя

11 Разбиение множеств на подмножества с общим свойством 1

3 Декабрь

1 неделя

12 Повторение тем о свойствах, обобщении по признакам 1 Декабрь

2 неделя

13 Вложенность множеств предметов с общими свойствами 1 Декабрь

3 неделя

14 Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков 1 Декабрь

4 неделя

15 Подготовка к введению понятия «Алгоритм» 1 Январь

2 неделя

16 Закономерность в расположении фигур и предметов 1 Январь

3 неделя

17 Логическая операция «И» 1 Январь

4 неделя

18 Упорядочение серии предметов по разным признакам 1 Февраль

1 неделя

19 Последовательность событий 1 Февраль

2 неделя

20 Расстановки и перестановки 1 Февраль

3 неделя

21 Задачи-шутки (на внимание и логические рассуждения) 1 Февраль

4 неделя

22 Упражнения на развития воображения 1 Март

1 неделя

23 Повторение тем: упорядочение, последовательность действий.

Логические операции 1 Март

2 неделя

24 Части – целое 1 Март

3 неделя

25 Сравнивание объектов.

Отличия. 1 Март

4 неделя

26 Объединение множеств, задаваемых свойством 1 Апрель

1 неделя

27 Вложенность множеств, характеризуемых свойствами 1 Апрель

2 неделя

28 Элементы кодирования 1 Апрель

3 неделя

29 Простейшие алгоритмы расстановки 1 Апрель

4 неделя

30 Функции (назначение предметов) 1 Май

1 неделя

31 Отображение множеств 1 Май

2 неделя

32 Выделение свойств 1 Май

3 неделя

Список литературы

А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» - М., 1999

А. В. Горячев, Н. В. Ключ «Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников» - М. ,1999

А. В. Горячев, Н. В. Ключ «Все по полочкам. Учебник-тетрадь для дошкольников 6 – 7 лет» - «Ювента»

З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М., 1990

Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Раз – ступенька, два – ступенька. Методические рекомендации к курсу математики»

Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Раз – ступенька, два – ступенька. Учебник-тетрадь для детей 6 – 7 лет»

Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Задачи в кроссвордах. Математика для детей 5 – 7 лет»

Руководитель: ___ Ж. Ю. Жарова

Публикации по теме:

Авторская педагогическая разработка «Родничковые перезвоны». Программа кружка хореографии Авторская педагогическая разработка "Родничковые перезвоны" разработана на основе кружковой работы "Сударушка" (хореография). Программа.

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Автор публикации:
Кружок «Эрудит»
Опубликовано: 23 апреля 2015 в 20:11
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружок «Эрудит»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Юрьевна Жарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД