Будаева Дари
Кружок по Stem технологиям «Робомышь» в старшей группе «Брусничка» на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Данная программа включает в себя работу с игровым набором по изучению программирования дошкольниками, такие как: набор STEM «Робомышь».
Программа направлена:
- на обучение структурированной деятельности воспитанников, развитие логического мышления, инженерного мышления, воображения, конструирования, изучение причинно-следственных связей;
- на знакомство с алгоритмизацией и начальным программированием;
- на формирование познавательных интересов и действий дошкольников;
-на любознательность, целеустремлённость, самостоятельность, ответственность дошкольников;
Актуальность.
Публикация «Кружок по Stem технологиям „Робомышь“ в старшей группе „Брусничка“ на учебный год» размещена в разделах
- STEM технологии
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Робот-пчела «Bee Bot» и робомышь. Конспекты занятий
- Роботы и робототехника. Программирование
- Старшая группа
- Темочки
Современное общество предъявляет все новые требования к подрастающему поколению, вступающему в жизнь. «Завтра» сегодняшних детей – это информационное общество.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм воспитания и обучения детей. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями.
Для успешного обучения детей в школе важен не только набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач.
Следует отметить, что обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Помочь в этом нам могут различные конструкторы, разные развивающие игры, так же очень хорошо нам помогают Steam технологии /STEM - Набор "Робомышь".
Этот комплект был специально разработан, чтобы заинтересовать и увлечь детей такими областями как: науки, технология, инженерия и математика с юных лет.
Так же набор "Робомышь" помогает освоить пошаговое программирование, развивает навыки критического мышления и логику.
Актуальность программы и педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что кружок «Робомышь» заключается в том, что робототехника, как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность своих идей.
Цель: Научить дошкольников работать с интерактивным оборудованием- «Робомышью».
Задачи:
Обучающие:
Учить понимать элементарные схемы пространства;
Учить передвигаться в заданном направлении;
Обучить программированию робомыши;
Формировать навык ориентировки на плоскости, совершенствовать навык счета.
Развивающие:
Развивать навыки и умения работы с интерактивным оборудованием; развивать мышление, мелкую моторику.
Обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Развивать интеллектуальные способности детей дошкольного возраста средствами STEM-образования.
Воспитательные:
Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми во время образовательной деятельности;
Формировать умение добиваться поставленной цели и доходить до результата.
Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Отличительная особенность программы.
Что такое лого робот Робомышь? Это дружественный ребенку программируемый мини-робот. Он прост в использовании и выполнен из прочных безопасных материалов, является одним из средств формирования информационно-коммуникационной грамотности детей дошкольного возраста. Огромным преимуществом этого лого робота является то, что его можно использовать как в совместной, так и в самостоятельной игровой деятельности ребенка, как индивидуально, так и в группе.
Робот - это технология, инструмент, с помощью которого педагог при правильной организации деятельности детей и соблюдении методических рекомендаций может решить абсолютно любые задачи.
Основные формы организации работы кружка
Во время проведения кружковых занятий всячески поддерживается детская инициатива в воплощении любого замысла, и фантазии и выборе необходимых для этого средств. Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости, заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность. Для реализации программы кружка по робототехнике «Робомышь» используются формы работы:
совместная деятельность педагога с детьми;
свободная самостоятельная деятельность детей.
Методы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
беседы;
постановка и решение вопросов проблемного характера;
наблюдения;
дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие;
игровые ситуации;
Форма проведения занятий кружка:
занимательные игры-занятия робототехники (игры-путешествия, игры-соревнования, игры на логику и мышление).
Игровые приёмы:
моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – мыши;
повтор инструкций;
выполнение действий по указанию детей;
«намеренная ошибка»;
проговаривание хода предстоящих действий;
предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
фиксирование детьми результатов.
Перечень материалов и оборудования:
• Интерактивное оборудование «Робомышь»;
• Схемы и т. д.
Программа основывается на следующих принципах:
1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3. поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
4. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
5. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в продуктивной творческой деятельности;
6. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Ожидаемые результаты освоения Программы
ребенок проявляет интерес к робототехнике и умению работать по предложенным инструкциям, творчески подходить к решению инженерных задач, доводить решение задачи до готовности;
развиваются навыки логического, алгоритмического, конструкторского и инженерного мышления.
активно проявляет любознательность, как во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, задавая вопросы, так и самостоятельно, устанавливая причинно-следственные связи;
владеет способами элементарного планирования деятельности, построения замысла, умения выбирать себе партнёров по совместной деятельности;
ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
способен проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.
Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3)
График работы кружка «Робомышь»: 2 раз в неделю
Время: 15.40 - 16.05
Срок реализации: 2022 – 2023 учебный год
Продолжительность – 25 минут.
Количество детей - 10
Начало учебного года – 1 октября 2022 года.
Окончание учебного года – 30 июня 2023 года.
Учебный план программы.
№ п/п Тема
1. Роботы
2. Знакомство с робомышью
3. Основные команды.
4. Учим робота двигаться? Программируем робомышь
5. Работа с тематическими карточками
6. Работа с полем Геометрические фигуры
7. Работа с полем Сказки
8. Работа с полем Цифры
9. Работа с полем Космос
10. Работа с полем Дорожные знаки
11. Самостоятельная работа с робомышью.
Игры-соревнования
12. Итоговое занятие совместно с родителями
Содержание программы:
№ п/п Цели и задачи Цели и задачи Методы и приемы Обеспечение
1 Зачем человеку Знакомить детей Беседа Ноутбук, проектор,
роботы? с краткой
историей Просмотр презентации разные виды роботов.
робототехники,
различными Обсуждение Видеопрезентация
видами
роботов.
2-3 Знакомство робомышью с Знакомить с робомышью, ее возможностями. Беседа. Показ
объяснением просмотр
видеоролика с Робомышь,
Поле для робомыши
Ноутбук
Проектор
4-6 Основные Знакомить с Показ Робомышь, поле для
команды. основными Демонстрация робомыши
командами и
элементами Совместная деятельность
управления робо-
мыши
6-8 Основные Закреплять Показ Робомышь, поле для
команды. знания об Демонстрация робомыши
основных Совместная
командах и деятельность
элементах
управления
робомыши
9-11 Как научить Знакомить детей Показ Робомышь, поле для
робота с основами Демонстрация робомыши
двигаться? Мы- движения мыши, Совместная
роботы учить деятельность
прокладывать
маршрут,
отсчитывая шаги,
задавать роботу
план действий.
12-14 Как научить
робота
двигаться? Программируе Учить программировать робомышь с помощью, карточек-стрелок, задавать план
действий Показ Демонстрация Совместная деятельность Робомышь, поле для робомыши
м
робомышь
16 Программирован ие робомыши Учить программировать робомышь с помощью, карточек-стрелок,
задавать план действий Показ Демонстрация Совместная деятельность Робомышь, поле для робомыши
17 Программирован ие робомыши Учить программировать робомышь с помощью, карточек-стрелок,
задавать план действий Показ Демонстрация Совместная деятельность Робомышь, поле для робомыши
18 Работа тематическими карточками
«Деревья» Учить программировать робомышь, закреплять
знания о деревьях Показ Демонстрация Совместная деятельность Робомышь, поле для робомыши
19 Работа тематическими карточками
«Овощи фрукты» Учить программировать робомышь, разрабатывать задания для робомыши, закреплять знания о фруктах
и овощах Показ Демонстрация Совместная деятельность Робомышь, поле для робомыши
20 Работа тематическими карточками
«Съедобные ядовитые» Учить программировать робомышь, разрабатывать задания для робомыши,
закреплять знания о грибах Показ Демонстрация Совместная деятельность Робомышь, поле для робомыши
21 Работа
тематическими карточками
«Одежда» Учить
программировать робомышь, разрабатывать задания для робомыши, закреплять знания об
одежде Показ
Демонстрация Совместная деятельность Робомышь, поле для
робомыши
22 Работа тематическими карточками
«Птицы» Учить программировать робомышь, разрабатывать задания для
робомыши,
закреплять знания о птицах Показ Демонстрация Совместная деятельность Робомышь, поле для робомыши
23 Работа тематическими карточками
«Домашние животные» Учить программировать робомышь, разрабатывать задания для робомыши, закреплять
знания о
домашних животных Показ Демонстрация Совместная деятельность Робомышь, поле для робомыши
24 Работа тематическими карточками
«Дикие
животные» Учить программировать робомышь, разрабатывать задания для робомыши, закреплять знания о диких
животных Показ Демонстрация Совместная деятельность Робомышь, поле для робомыши
25 Работа с полем Геометрические фигуры Учить разрабатывать задания для робомыши, составлять план действий
на игровом поле Показ Демонстрация Совместная деятельность Робомышь, поле для робомыши
26 Работа Сказки Учить разрабатывать задания для робомыши, составлять план действий на
игровом поле Показ Демонстрация Совместная деятельность Робомышь, поле для робомыши
27 Работа Цифры Учить разрабатывать задания для робомыши, Показ Демонстрация Совместная деятельность Робомышь, поле для робомыши
составлять план действий на игровом поле
28 Работа с полем Космос Учить разрабатывать задания для робомыши, составлять план действий на
игровом поле Показ Демонстрация Совместная деятельность Робомышь, поле для робомыши
29-30 Работа с полем Дорожные знаки Учить разрабатывать задания для робомыши, составлять план
действий на игровом поле Показ Демонстрация Совместная деятельность Робомышь, поле для робомыши
31-35 Самостоятельна я работа с робомышью
Игры-соревнования Закреплять умение разрабатывать задания для робомыши, составлять план действий на игровом
поле. Показ Демонстрация Совместная деятельность Робомышь, поле для робомыши
36 Итоговое занятие
совместно с родителями Выявление полученных
знаний и умений Соревнование Робомышь, поле для робомыши
Список литературы
1. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.
2. Энциклопедический словарь юного техника. – М. ,
«Педагогика», 1988. – 463 с.
3. «Робототехника для детей и родителей», Санкт-Петербург «Наука» 20с.
4. Программа курса «Образовательная робототехника». Томск: Дельтаплан, 2012.- 16с.
5. Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK- 7190 Billund, Дания; авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва.
6. Сборник материалов международной конференции
«Педагогический процесс, как непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва. : МГИУ, 1998г.
7. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч. -метод. центр образоват. робототехники. — М. : Изд. -полиграф. центр
«Маска», 2013. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей под редакцией д-ра техн. наук, проф. А. Л. Фрадкова, С. - П., «НАУКА», 2011.
8. Ташкинова Л. В. Программа дополнительного образования
«Робототехника В детском саду» [Текст] // Инновационные
педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук,
2016. — С. 230-232. — URL