Репина Елена
Кружок по правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
I. Аннотация.
Плотность транспортных потоков и скорость движения автомобилей на улицах города быстро возрастает и будет прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Публикация «Кружок по правилам дорожного движения» размещена в разделах
Виновниками дорожно-транспортных происшествий чаще всего становятся сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные сами себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Избежать этого можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста.
К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
Уже несколько лет коллектив педагогов нашего ДОУ системно и организованно ведёт работу в направлении по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения. Это особенно актуально, потому что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё то, что ребёнок усвоит в это время, прочно останется у него навсегда. Поэтому очень важно в детском саду с младшего возраста начинать подготовку ребёнка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения – пешехода.
К 4-5 годам у детей накапливается определённый двигательный опыт, обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки. В более старшем возрасте (6-7лет) отдельные сведения о правилах дорожного движения выстраиваются в последовательную и стройную систему представлений. Дети не только знакомятся с дорожными знаками, усваивают правила и нормы поведения на улице и в транспорте, но и приобретают умения применять полученные знания на практике. Перед детьми ставятся задачи, требующие от них проявления самостоятельности, активности мышления, умения применять знания на практике.
Большое внимание уделяется работе с родителями, т. к. для ребёнка очень важен положительный пример в поведении взрослых на улице и в транспорте. Организуются тематические выставки творческих работ детей и родителей, конкурсы плакатов. Ведётся тесное сотрудничество с инспекторами ГИБДД. Именно в условиях целенаправленной работы с семьёй по подготовке дошкольников к роли самостоятельных пешеходов повышается уровень усвоения детьми знаний и навыков ПДД.
Цель. Формирование у дошкольников осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Задачи.
1. Знакомство детей с Правилами дорожного движения
2. Обучение правилам поведения на улице и в транспорте.
3. Развитие у детей способности осознанно выполнять обязанности у частника дорожного движения.
Для успешной реализации программы по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах в ДОУ организованы уголки дорожного движения, в которых представлены: наглядно-иллюстрированный материал; настольно-печатные игры; магнитная доска, изображающая перекресток; атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой; детская художественная литература по тематике дорожного движения; конструкторы; пособия и игры по обучению детей ПДД; безопасные маршруты «Дом – детский сад», разработанные для каждого ребенка; действующие выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике; альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия); аудио- и видеотехнические средства.
Формы организации кружка :
• Традиционные
• Комбинированные
• Практические
• Игры, конкурсы
Методы:
• Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
• Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
• Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
• Наглядный ( с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
II. Учебный план программы.
Цель программы: Повысить активность родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения; формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.
Категория обучающихся: воспитанники детского сада 5-7 лет.
Срок обучения: 1 год.
Режим занятий: Вторник 16.10-16.35
План по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движия.
Работа с детьми
СЕНТЯБРЬ
«Мы знакомимся с улицей».
1. Занятие «Наше село и его транспорт». 6.09
2. Занятие «Как ослик в школу пошел». 13.09
3. Дидактическая игра «Улица». 20.09
4. Целевая прогулка. «Пешеходный переход». 27.09
ОКТЯБРЬ «Азбука дороги».
1. Занятие «Влиятельная палочка». 4.10
2. Занятие «Зачем нужны дорожные знаки?». 11.10
3. Спортивный досуг «В гостях у светофора». 18.10
4. Дидактическая игра «Угадай по описанию». 25.10
НОЯБРЬ
«Кто важнее всех на улице?»
«Всем ребятам нужно знать как по улице шагать». 1.11
1. Занятие «Дорога в школу». 8.11
2. Дидактическая игра «Автомобиль». 15.11
3. Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы». 22.11
4. Организация уголка ПДД. 29.11
ДЕКАБРЬ
«Умелый пешеход».
1. Занятие «Безопасность на дороге». 6.12
2. Дидактическая игра «Викторина». 13.12
3. Подвижная игра «В гости к Айболиту». 20.12
4. Экскурсия к перекрестку. 27.12
ЯНВАРЬ
«Это всем должно быть ясно».
1. Занятие «Маленький шофер». 10.01
2. Дидактическая игра «Дорожная азбука». 17.01
3. Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый». 24.01
4. Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков». 31.01
ФЕВРАЛЬ
«Красный, желтый, зеленый». 1
.Занятие «В городском транспорте». 7.02
2. Беседа «Мы путешествуем в метро». 14.02
3. Сюжетно-ролевая игра «Перекресток». 21.02
4. Конкурс рисунков на тему ПДД. 28.02
МАРТ
«Как избежать беды?»
1. Занятие «Движение транспорта и работа водителя». 7.03
Беседа «Соблюдай ПДД и не окажешься в западне» 14.03
2. Дидактическая игра «Дорожные знаки». 21.03
3. КВН «Зелёный огонёк». 28.03
4. Целевая прогулка «Дорожные знаки».
АПРЕЛЬ
«Правила – наши помощники».
1. Беседа «Где можно и где нельзя играть». 4.04
2. Дидактическая игра «Логические дорожки». 11.04
3. Подвижная игра «Цветные автомобили». 18.04
4. Театрализованная постановка «Дорога к теремку». 25.04
МАЙ
«Школа дорожных наук». 1. Занятие «Правила катания на велосипеде (самокате, роликах)». 2.05 .
2. Дидактическая игра «Моделируемые знаки». 9.05
3. Акция «Водитель! Сохрани мне жизнь!». 16.05
4. Музыкально - игровой досуг «Помни правила дорожного движения». 23.05
5. Конкурс рисунков на асфальте на тему ПДД. 30.05
Планируемые результаты освоения программы:
Таким образом, реализация мероприятий в рамках данной программы позволяет вести работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма наиболее эффективно. Программа направлена на возможность донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать Правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей.
Благодаря программе дети получат и усвоят знания о правилах поведения на дороге, научаться применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках.
Приложение
Конспекты мероприятий по программе «Знатоки ПДД».
Занятие «Наше село и его транспорт».
Цели и задачи. Формировать любовь к родному селу, дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по селу.
Подготовка. Беседа о селе. Экскурсия в краеведческий музей.
Ход занятия.
- Рассказ педагога об истории села. Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей нашего села.
- Загадки о транспорте с показом картинок.
- Составление детьми рассказов по картинкам.
Занятие «Как ослик пошел в школу?».
Цели и задачи. Уточнить представление о сигналах светофора. Воспитать общую культуру поведения на улице.
Подготовка. Экскурсия к светофору. Заучивание стихотворения «Светофор». Чтение стихотворений С. Михалкова «Это всем должно быть ясно». «Моя улица».
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Вступительная беседа.
- Групповая подвижная игра «Светофор».
Дидактическая игра «Улица».
Цели и задачи. Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.
Оборудование. Макет улицы. Деревья (макет). Автомобили (игрушки). Куклы-пешеходы. Светофоры. Дорожные знаки.
Целевая прогулка «Пешеходный переход».
Цели и задачи. Учить находить пешеходный переход. Познакомить с правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу. Воспитывать внимательное отношение к переходу улицы.
Семинар – практикум «ОБЖ для дошкольников».
Цели и задачи. Систематизировать знания педагогов о Правилах дорожного движения, развивать практические умения при проведении этих правил, создавать условия по взаимодействию с социумом по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников ДОУ.
Занятие «Влиятельная палочка».
Цели и задачи. Дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика. Закрепить правильное употребление пространственной терминологии (слева - справа, вверху – внизу, спереди – сзади и т. д.). Воспитывать уважение к окружающим.
Оборудование. Жезл. Изображение улиц, перекрестков. Изображения регулировщика в разных положениях. Макет светофора. Наглядное пособие «Дорожная азбука в загадках».
Ход занятия.
- Загадка – шутка. Беседа.
- Рассматривание картинок регулировщика в разных положениях.
- Физкультминутка «Жесты регулировщика».
- Рассказ сотрудника ГИБДД.
- Чтение детьми стихов С. Михалкова.
Занятие «Зачем нужны дорожные знаки?».
Цели и задачи. Закрепить знания детей о правилах поведения на улице. Вспомнить известные дорожные знаки – переход. Познакомить с новыми знаками: «зебра», внимание, осторожно, дети.
Оборудование. Дорожные знаки («Пешеходный переход», предупреждающие знаки, запрещающие знаки, указательные знаки, рабочая тетрадь.
Ход занятия.
- Организационный момент. Показ знаков и чтение стихотворения Я. Пишумова.
- Рисование детьми знаков.
Спортивный досуг «В гостях у светофора».
Цели и задачи. Закрепить умения применять полученные знания в играх и повседневной жизни. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми. Совершенствовать двигательные навыки. Способствовать созданию положительного эмоционального настроения.
Ход досуга.
- Представление команд.
- 1 конкурс «Пройди по переходу».
- 2 конкурс «Собери автомобиль».
- 3 конкурс «Дорожные знаки».
- Отгадай загадку.
- 4 конкурс «Извилистая дорога».
- 5 конкурс «Веселые гонки».
- Выступление инспектора. Вручение призов.
Дидактическая игра «Угадай по описанию».
Цели и задачи. Учить различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о Правилах дорожного движения. Развивать зрительное внимание.
Оборудование. Дорожные знаки, штативы для них.
Проектная деятельность. Создание макета «Наша улица».
Цели и задачи. Воспитание творческих способностей. Закрепление представлений об улице, её основных частях (тротуар, проезжая часть, перекресток, и т. д.).
Издание буклета для родителей «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»
Цели и задачи. Способствовать повышению родительской компетентности в вопросах по обучению детей Правилам дорожного движения в условиях семьи.
Занятие «Дорога в школу».
Цели и задачи. Познакомить детей с правилами безопасного поведения в общественном транспорте. Закрепить знания о правилах поведения на улице, а также понятия «пешеход», «пассажир».
Оборудование. Картины с изображением улиц, школы, пассажирского транспорта, Буратино, Мальвины. Схема маршрута от дома к школе на фланелеграфе. Дорожные знаки, фломастеры и листы бумаги для рисования.
Ход занятия.
- Демонстрация картины с изображением школы. Беседа.
- Помоги Мальвине и Буратино попасть в школу. Работа на фланелеграфе с изображением схемы маршрута.
- Физкультминутка «Автобус». (Дети – пассажиры).
- Рисование схемы своего маршрута от дома к детскому саду.
Дидактическая игра «Автомобиль».
Цель. Закрепить представления детей о внешнем виде автомобиля.
Оборудование. Разобранная модель автомобиля (пазлы).
Ход игры.
- Дети по команде педагога начинают собирать модель. Выигрывает ребенок или команда, первой собравшая автомобиль.
Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы».
Цели и задачи. Расширять знания о правилах поведения детей на улице. Воспитывать у детей внимание, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.
Оборудование. Макет светофора, дорожные знаки, обозначение пешеходного перехода «зебра», велосипеды, самокаты.
Организация уголка ПДД.
Цели и задачи. Формирование эффективного обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Способствовать повышению родительской компетентности в вопросах знакомства детей с ПДД в условиях семейного воспитания.
Презентация уголков по Правилам дорожного движения в группах.
Цели и задачи. Проанализировать соответствие уголков безопасности по критериям:
- соответствие возрасту;
- разнообразие дидактического и игрового материала;
- эстетика оформления.
Занятие «Безопасность на дороге».
Цели и задачи. Закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улице. Закрепить знание сигналов светофора, их значение. Повторить правила поведения на улице. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость.
Оборудование. Фланелеграф. Кукла Буратино. Наглядное пособие «Дорожная азбука в загадках». Шапочки с окошечками цветов светофора. Недорисованная схема улицы.
Подготовка. Экскурсии. Разучивание стихотворений.
Ход занятия.
- Создание игровой ситуации, появление сказочного персонажа Буратино.
- Физкультминутка «Красный, желтый, зеленый».
- Чтение тематических стихов.
- Игра – инсценировка (дети в шапочках изображают светофор).
- Дидактическая игра «Какой это знак?»
Дидактическая игра «Викторина».
Цель игры. Закрепить знания детей о Правилах дорожного движения.
Ход игры.
- Педагог задаёт тематические вопросы. Дети отвечают «Да» или «Нет».
Подвижная игра «В гости к Айболиту».
Цель игры. Формирование навыков поведения на улицах.
Оборудование. Разнообразные шапочки зверей, велосипеды, жезлы регулировщика, обозначение пешеходных переходов.
Ход игры.
- Дети по двое начинают движение на велосипедах или пешком.
- Регулировщики отмечают, кто нарушил правила.
- Нарушители идут лечиться к Айболиту.
- Кто правильно проделал весь путь, получает от Айболита подарок.
Экскурсия к перекрестку.
Цели и задачи. Уточнить знания о перекрестке. Познакомить с правилами перехода проезжей части, где есть перекресток. Закрепить знания о правилах поведения на проезжей части.
Занятие «Маленький шофер».
Цели и задачи. Познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде. Научить детей правилам поведения в разных опасных ситуациях, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде. Закрепить знание основных частей велосипеда. Воспитывать уважение к окружающим людям.
Оборудование. Картинки с изображением Гены и Чебурашки. Раздаточные карточки на каждого ребенка с изображением корабля, поезда, велосипеда. Дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено». Детский велосипед. Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.
Ход занятия.
- Педагог читает стихотворение В. Кожевникова «Машина моя».
- Беседа по сюжету на фланелеграфе.
- Рассматривание настоящего детского велосипеда.
- Педагог знакомит детей с правилами езды на велосипеде.
- Слушание рассказа «Зайка-велосипедист».
Дидактическая игра «Дорожная азбука».
Цель игры. Закрепить знания детей о Правилах дорожного движения.
Оборудование. Наглядное пособие «Дорожная азбука в загадках» (черно–белый вариант – раскраска, цветные карандаши, фломастеры.
Ход игры.
- Отгадывание детьми загадок.
- Раскрашивание картинок с отгадками.
Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый».
Цель игры. Закреплять знание детьми сигналов светофора.
Оборудование. Действующая модель светофора.
Ход игры.
- Педагог включает светофор.
- Дети: на красный сигнал светофора стоят на месте, на желтый – хлопают, на зеленый – шагают.
Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков».
Цели и задачи. Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и Правилах дорожного движения.
Действующие лица. Рассеянный. Сотрудник ГИБДД. Дорожные знаки. Помеха – неумеха. Незнайка. Светофорики – Желтый, Зеленый, Красный.
Ход развлечения.
- Появляется Рассеянный. Беседует с детьми и сотрудником ГИБДД.
- Входят, плача, дорожные знаки.
- Сотрудник ГИБДД предлагает детям помочь справиться с Помехой – неумехой.
- Помеха – неумеха загадывает детям загадки.
- Выходят Светофорики.
- Игра «Красный, желтый, зеленый».
- Въезжает Незнайка. Дети знакомят его с правилами поведения на дороге.
- Словесная игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья».
Проектная деятельность. «Безопасное колесо».
Цели и задачи. Воспитание творческих способностей. Разработать совместно с детьми правила при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках. Оформить эти правила в виде папки – передвижки с детскими рисунками - иллюстрациями.
Анкетирование. «Я и мой ребенок на улице».
Цели и задачи. Выявить уровень знаний родителей о ПДД. Продолжать организовать работу по взаимодействию детского сада и семьи по обучению детей основам безопасного поведения на улице. Повысить у родителей ответственность за привитие детям навыков ОБЖ.
Занятие «В городском транспорте».
Цели и задачи. Ознакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте.
Оборудование. Наглядные пособия: сюжетные картинки в альбоме, изображающие различные ситуации в вагоне метро, в автобусе, троллейбусе, трамвае. Клей, кисточки, ножницы.
Ход занятия.
- Организационный момент. Вступительная беседа.
- Рассказ педагога о том, почему нужно уступать место пожилому пассажиру; почему нельзя толкаться и затевать игру и т. д.
- Анализ ситуаций.
- Работа в альбоме. Предложить детям исправить ситуацию.
Беседа «Мы путешествуем в метро».
Цели и задачи. Закрепить знания о городском транспорте – метро. Продолжать знакомить детей с правилами поведения и культуре общения в метро. Дать детям элементарные знания о безопасности при поездке в метро.
Оборудование. Иллюстрации или фотографии станций метро (3-4).
Ход беседы.
- Предложить детям перечислить виды пассажирского транспорта.
- Загадки о метро и эскалаторе. Рассказ педагога о принципе работы эскалатора, о правилах поведения в вагоне поезда.
Сюжетно-ролевая игра «Перекресток».
Цели и задачи. Закреплять знания детей о правилах поведения пешехода. Формировать навыки ролевого поведения, учить брать роль и вести её до конца игрового действия. Развивать зрительно-двигательную координацию в процессе игр.
Оборудование. Светофор, накидки для детей, ограничительные полосы, знак «Пешеходный переход».
Ход игры.
- Дети разыгрывают различные дорожные ситуации.
Конкурс рисунков на тему ПДД.
Цели и задачи. Закреплять умение изображать предметы и явления, отбирая содержание в соответствии с тематикой. Закреплять знания о правилах движения автотранспорта и пешеходов.
Оборудование. Листы ватмана, формат А3, краски, кисточки, цветные карандаши.
Ход конкурса.
- Вступительное слово инспектора ГИБДД.
- Организация выставки.
Занятие «Движение транспорта и работа водителя».
Цели и задачи. Познакомить детей с правилами движения транспорта на дороге. Закрепить знания о профессии водителя. Формировать координированные действия.
Оборудование. Иллюстрации с изображением дороги, улицы. Набор: наглядное пособие «Улица», автомобили и знаки на магнитах.
Ход занятия.
- Рассматривание иллюстраций. Беседа.
- Конструирование дороги. Разыгрывание ситуаций с объяснением педагога.
- Рассказ педагога о профессии водителя.
Дидактическая игра «Дорожные знаки».
Цели и задачи. Закрепить представления детей о значении дорожных знаков. Развивать зрительное внимание.
Оборудование. Предметные картинки-пазлы.
КВН «Зеленый огонёк».
Цели и задачи. Закрепить знания детей об элементах дороги, средствах регулирования движения, группах дорожных знаков, правилах перехода проезжей части. Закрепить в игровой форме практические навыки поведения на улице пешехода и водителя. Воспитывать желание помочь своей команде, внимательность, коллективизм.
Оборудование. Эмблемы команд. Конверты с вопросами. Магнитофонная запись вопросов родителей. Элементы дороги на фланелеграфе. Дорожные знаки. Фотографии с изображением улиц. Элементы аппликации грузового автомобиля. Гонг. Жетоны красного, желтого, зеленого цветов.
Ход КВН.
- Вступительное слово педагога.
- Тематические вопросы.
- Чтение детьми стихов о ПДД.
- Загадки.
- Игра «Поющий светофор».
- Задание знатокам за минуту сделать аппликацию грузового автомобиля.
- Подведение итогов. Вручение призов.
Целевая прогулка «Дорожные знаки».
Цели и задачи. Закрепить названия и назначение дорожных знаков. Определить какие дорожные знаки предназначены для водителей, а какие - для пешеходов. Убеждать в необходимости соблюдать Правила дорожного движения.
Беседа «Где можно и где нельзя играть».
Цели и задачи. Научить детей правилам поведения на улице, где можно и где нельзя играть.
Оборудование. Сюжетные картинки, на которых изображена обсуждаемая тема. Альбомы, цветные карандаши, фломастеры. Игрушка бибабо Буратино.
Ход беседы.
- Появление Буратино и его рассказ о том, как он играл около проезжей части.
- Попросить детей прокомментировать рассказ Буратино.
- Разобрать с детьми ситуации на картинках. Обсуждение.
- Чтение педагогом стихотворения В. Семернина «Запрещается – разрешается».