Классен Елена Ивановна
Кружок по научно-экспериментальной деятельности «Маленькие Эйнштейны»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования
кружок по научно-экспериментальной деятельности
«Маленькие Эйнштейны»
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Публикация «Кружок по научно-экспериментальной деятельности „Маленькие Эйнштейны“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Актуальность программы заключается в том, что детское
экспериментирование как форма деятельности используется в практике
недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать.
свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса должны осуществляться в соответствии с потребностями и интересами воспитанников, обязательно отслеживаться средствами системы мониторинга.
Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно-прагматических до ценностных. Личностно - деятельностный подход предполагает овладение ребенком видами самостоятельной экспериментальной деятельности и саморазвитие ребенка.
Содержание парциальной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. сотрудничество ДОУ с семьей;
6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;
8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. учет этнокультурной ситуации развития детей.
Цель программы – развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Расширять представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Формировать социально-личностные качества ребенка: наблюдательность, коммуникабельность, самостоятельность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
3. Формировать навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
4. Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов
5. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
6. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
7. Развивать умственные способности детей.
8. Активизировать речь и обогащать словарь детей
9. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Формы работы:
• занятия,
• экскурсии,
• проведение опытов,
• игры,
• совместная и самостоятельная деятельность
Срок реализации программы: 1 год.
Принципы обучения:
Программа построена на основе следующих принципов:
- доступности, использование доступного материала детям;
- наглядности, использование наглядных пособий для обучения;
- последовательности, изложение материала идет последовательно;
- систематичности, в определенной последовательности, системе;
- индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В работе применяются следующие методы обучения:
- информационно-познавательные: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, проблемные ситуации;
- игровые: создание игровых ситуаций, познавательные дидактические игры;
- наглядные: иллюстрации, показ, презентации мультимедиа;
- практические: выполнение практических действий детьми (экспериментирование)
Ожидаемый результат
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года.
Каждый воспитанник должен уметь:
• выделить и поставить проблему, которую необходимо разрешить;
• предложить возможные решения;
• проверить эти возможные решения;
• сделать выводы в соответствии с результатом проверки;
• применить выводы к новым данным;
• сделать обобщение.
Показателями результативности реализации программы кружка
является:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
- рост уровня любознательности, наблюдательности;
- активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;
- возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Организация исследовательской деятельности воспитанников
Освоение программного материала кружка «Маленькие эйнсшейны» рассчитано на один учебный год: средняя группа (4-5 лет).
Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется 2 раз в месяц по 20 минут.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
Уровни реализации исследовательского обучения:
- на первом уровне (сентябрь-октябрь) педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предоставляется детям осуществить самостоятельно;
- на втором уровне (ноябрь –январь) педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребята ищут самостоятельно ;
- на высшем, третьем уровне (февраль – май, постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.
Структура проведения игры - эксперимента:
1. постановка, формулирование познавательной задачи;
2. уточнение правил безопасности в ходе эксперимента;
3. выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
4. проверка гипотез;
5. проверки итогов, вывод;
6. фиксация результатов;
7. вопросы детей.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий
Основное оборудование:
• Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и д. р.
• Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
• Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
• Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др.
• Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
• Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
• медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д. р);
• технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д. р.);
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Дополнительное оборудование:
• специальная одежда (халаты, фартуки);
• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
• карточки-схемы проведения эксперимента;
Учебно-тематический план работы научно-экспериментального кружка «Маленькие Эйнштейны» на 2022-2023 учебный год
Месяц
Неделя
Тема
Содержание
Формы работ
Сентябрь 1 неделя Вводное. Знакомств
во с лабораторией. Почему осенью бывает грязно Формировать у детей элементарные естественно – научные представления. Беседа, рассматривание, диалог.
3 неделя Цветной песок Игры с песком Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (песка)
Рассказывание, беседа,
Экспериментирование
Октябрь 1 неделя Воздух – первое знакомств
во: вдох – выдох Познакомить детей со свойствами воздуха.
Учиться делать выводы
в самостоятельной работе Рассказывание, беседа, подвижная игра.
3 неделя Прогулки неведимкиКак работает воздух Поддерживать у детей инициативу анализировать
Развивать речь. Экскурсия.
Беседа,игра.
Ноябрь 1 неделя Свойства воды.
Дождь в банке Знакомить со свойствами воды.
Учиться устанавливать
Причинно-следственные связи Отгадывание загадок,
Опыты,
упражнения, обсуждение.
3 неделя Волшебница вода.
Как добыть воду для питья Создать условия для экспериментальной деятельности Рассматривание, беседа, экспериментирование.
Декабрь 1 неделя Волшебная рукавичка.
Фокусы магнита Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности Рассказ, упражнения по развитию мелкой моторики,
Беседа.
3 неделя Действие магнита на металл. Игра
’’Рыбалка” Развивать самостоятельную деятельность. Продолжать экспериментальную деятельность Рассматривание, имитации упражнения.
Игра.
Январь 1 неделя Лед.
Свойства льда и снега Познакомить детей со свойствами воды. Проводить опыты со льдом Игра, рассматривание иллюстраций, беседа.
3 неделя Таяние льда и снега. Цветные льдинки. Поддерживать у детей инициативу поисково-познавательной деятельности. Беседа, подвижная игра,
экспериментирование.
Февраль 1 неделя Бумажный вихрь. Ткань. Сминаем-разминаем Активизировать речь детей
Продолжать самостоятельную деятельность детей Рассказывание, подвижная игра.
3 неделя В мире стекла.
Знакомств с пластмасс
сой. Познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы,
учить сравнивать. Рассказывание, наблюдение,
Экспериментирование с материалами
Март 1 неделя Лабора
тория огородных наук. Что нужно растениям для жизни? Знакомить с растениями
Развивать мыслительный процесс, пополнять словарный запас.
Беседа, рассматривание, подвижная игра.
3 неделя Лабиринт. Чудесные
растения. Поощрять самостоятельную деятельность. Активизировать речь детей. Рассматривание иллюстраций,
Обсуждение,
отгадывание загадок.
Апрель 1 неделя Свет повсюду.
Поймай солнечно
го зайчика Знакомить со светом.
Создать условия для самостоятельной экспериментальной деятельности. Беседа, опыт,
Познавательная игра.
3 неделя Свет и тень. Радуга-дуга. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Делать выводы. Беседа,
Наблюдение,
Виртуальное
путешествие
Май 1 неделя Волшеб
ный шарик
Тайный похититель варенья Способствовать развитию умения детей делать правильный выбор в своей деятельности. Игра, рассказывание,
Решение проблемных ситуаций
3 неделя Естественная лупа.
Провести совместный опыт
И сделать вывод о совместной работе. Беседа,
Игра,
Экспериментирование.
Список литературы:
1. Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
3. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно - экспериментальная деятельность»
4. Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»
5. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
8. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
9. Проектирование основной общеобразовательной программы ДОУ / Авт. -сост. : И. Б. Едакова, И. В. Колосова А. В., Копытова, Г. Н. Кузнецова, М. Л. Семенова, С. Н. Обухова, Т. А. Сваталова, Т. А. Тарасова. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 104 с
10. Иванова. А,И Детское экспериментирование как метод обучения / Управление ДОУ. - 2014,№4.