Ольга Кузьминова
Кружок по развитию мелкой моторики в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок по развитию мелкой моторики в подготовительной группе
МДОУ «Детский сад №28» г. Шуя Ивановская область
Воспитатель: Кузьминова Ольга Сергеевна
«Очумелые ручки»
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Публикация «Кружок по развитию мелкой моторики в подготовительной группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Кружок умелых пальчиков, мелкая моторика
- Мелкая моторика
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Этому я и решила научить воспитанников своей группы. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Актуальность и новизна кружка заключается в том,что используются разные формы работ.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Наблюдая за детьми на занятиях прикладного искусства, я заметила что дети моей группы плохо владеют ножницами, не знают правила безопасности при работе. Как безопасно использовать клей во время работы с аппликацией. Создавая программу кружка «Очумелые ручки» перед собой поставила цели и задачи.
Цель
Создание условий для развития у детей творческих способностей через изготовление поделок из различных материалов; развивать мелкую моторику рук.
Задачи
Образовательные
-Сформировать у детей интерес к видам труда
-познакомить со свойствами материалов
Воспитательные
-воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность
Развивающие
-развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе
-развивать твёрдость рук, технические навыки
-способствовать развитию внимания, памяти, воображения, творческой фантазии.
4. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
5. Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
6. Способствовать развитию конструктивной деятельности.
7.
8.
Возраст детей: 5-6 лет.
Срок реализации: 1 год.
Подведение итогов: осуществляется в виде составления выставок.
В программу кружка «Очумелые ручки» входит ряд разделов :
- Работа с бумагой и картоном (отрывная аппликация и аппликация из геометрических фигур)
- Работа с пластилином (аппликация из пластилиновых шариков)
- Работа с природным материалом (шишки, желуди, листья)
- Работа с манной крупой.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Рассмотрим каждый из разделов.
Отрывная аппликация- один из видов популярного детского творчества похожий на мозаику. Ведь и там, и здесь картина постепенно складывается как мозаика из множества маленьких кусочков-сегментов. Все максимально просто и доступно, но при этом интересно и занимательно для детей.
Цель:
Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавая различные изображения. Контур, нанесенный на картину-фон, стараниями умелых пальчиков медленно превращается в яркую сюжетную картину.
Аппликация из геометрических фигур не только учит детей понятием формы и размера, но и развивает ассоциативное мышление, учит видеть основные формы в сложных вещах.
Цель: Закрепить умение раскладывать и наклеивать готовые формы, сопоставлять их с образцом, соотносить по размеру и цвету.
Аппликация из пластилиновых шариков
Цель:
Формировать умение создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, сплющивания; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Мозаика из мелких пластилиновых шариков очень интересная игра для детей. Такое занятие полезно для развития моторики рук.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней и формирование трудовых навыков.
Дети очень любят рассматривать шишки, желуди различные камушки и веточки. Они их перебирают, ощупывают, обследуют. Это способствует запоминанию формы, свойств каждого вида материала.
Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; разовьют мелкую моторику рук.
Вывод:
В результате реализации кружка удалось положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей. Ребята стали более усидчивыми, стали стремиться довести начатое дело до конца, активизировалась речевая активность.
Диагностика:
1. Создаёт изображения предметов из готовых фигур
2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Результаты:
-низкий уровень-1 балл
-средний уровень-2 балла
-высокий уровень-3 балла
Перспективный план
Октябрь
«Мозаичная аппликация»
1. Вводное занятие.
2. Беседа «Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.
3.«Яблочко».
Цель: Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую,
соблюдая расстояние между ними.
4.«Листик».
Цель: Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками.
Ноябрь
«Отрывная аппликация»
1. «Деревья».
Цель: Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья.
2.«Яблочный сад».
Цель: Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги; учить скатывать из неё большие и маленькие комочки (яблочки); развивать воображение.
3.«В саду много ягод и цветов».
Цель: Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки ягоды, цветы. (Коллективная работа).
4. «Зверюшки».
Цель: Учить детей самостоятельно выполнять работу, предложить самим придумать и изготовить зверушек.
Декабрь
«Объёмные аппликации из бросового материала»
1. «Зимушка, зима».
Цель: Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности.
2. Украшением на елку (снежинка).
Цель: воспитывать у детей терпение, самостоятельность и аккуратность.
3. Открытка «Веселые хоровод».
Цель: Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.
4.«Елочка»
Цель: продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда.
Январь
«Аппликации из ваты»
1.«Зайчик»
Цель: Учить на бархатной бумаге изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.
2. «Барашек»
Цель: продолжаем учиться делать аппликацию из ваты.
3. «Веселый снеговик».
Цели: уточнить и обобщить знания детей о зиме;
4. «Картина зимний лес».
Февраль
«Аппликация из крупы, яиц, макарон»
1.«Декоративные узоры на круге».(Поделка из семян тыквы, арбуза и семечек).
Цель: Учить задумывать содержание рисунка на круге и доводить задуманное до конца. Закреплять приёмы лепки. Развивать фантазию, творчество
2.«Цыплёнок». (Аппликация из крупы).
Цель: Продолжать учить детей приклеивать крупу на готовый силуэт. На цыплёнка посыпаем пшено, червячка делаем из гречки, травку из гороха.
3.«Экзотические рыбки». (Аппликация из семян тыквы).
Цель: Учить аккуратно приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определённом порядке.
4.«Открытка ко дню защитника отечества». (Аппликация из макарон).
Цель: Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей. Аккуратно приклеивать на картон.
Март
«Аппликация из природного материала»
1.«Зверушки».
Цель: Учить детей изготавливать зверушек из природного материала: туловище – шишка, голова – каштан. Для соединения деталей использовать пластилин.
2.«Ёжик».
Цель: Учить детей изготавливать ёжика из каштана, проявлять фантазию, вылеплять мелкие детали из пластилина.
3. «Веточки с листьми»
4. «Беседа о флористике. Картина из листьев»
Апрель
«Аппликация из цветной и гофрированной бумаги»
1. «Первые цветы».
Цель: Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.
2.«Ракеты и кометы».
Цель: Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на 3 треугольника (большой треугольник- нос ракеты, два маленьких- крылья).
3.«Нарядные крылышки» (Поделки из фантиков, гофрированной бумаги).
Цель: Приготовить разные цилиндры размером с пальчик. И будем мастерить разных насекомых, туловище которых напоминает трубочку. У них такие красивые крылышки. Их будем вырезать из фантиков и гофрированной бумаги.
4.«Аппликация корзина с цветами».
Май
«Аппликация из ткани и нити»
1.«Беседа откуда нитки к нам пришли. АппликацияВерба»
Цель: Познакомить детей техникой вытягивания ваты из комочка, изготовления веток из нити и завязыванием узелков для утолщения.
2.«Морковка». (Аппликация из ниток).
Цель: Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.
3.«Красивое платье». (Аппликация из ткани).
Цель: Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.
В результате обучения в кружке дети должны получить знания:
- О материалах, инструментах;
- О правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- О месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
- О видах декоративно - прикладного искусства
- Об особенностях лепных игрушек;
- О способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, ткань и т. д.)
- О проектной деятельности.
Заключение
Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К. Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».
Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.
Литература
1. Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М,«Просвещение»,1991г.
2. Кошелев В. М., Афонькин С. Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 1999г.
3. Куцакова Л. В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
4. Макарова Н. Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
5. Макарова Н. Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
6. Машинистов В. Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 1989г.
7. Роенко И. П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.
8. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Умные руки», изд. дом «Федоров», 2000г