Оксана Александровна
Кружок по дополнительному образованию для детей 5–7 лет «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №33 «ЗВЕЗДОЧКА»
с. Александровское
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическом совете №___ Заведующая МДОУ Детский сад№33
МДОУ Детский сад №33 «Звездочка» «Звездочка»
Протокол от 30 августа 2022г. ___ Г. Н. Козлова
30 августа 2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(от 5-7 лет)
направленность: художественно – эстетическая
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Публикация «Кружок по дополнительному образованию для детей 5–7 лет „Умелые ручки“» размещена в разделах
Срок реализации программы: 2022-2024 учебный год
Автор программы:
Белякова Оксана Александровна
2022г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Структура программы
I Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка. Актуальность. Введение….
1.2 Цели и задачи реализации программы…
1.3 Принципы и подходы к реализации Рабочей программы по дополнительному образованию….
1.4 Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей…. …
1.5 Целевые ориентиры образования на этапе завершения работы с детьми по дополнительному образованию….
1.6 Предполагаемые результаты….
1.7 Формы проведения итогов реализации программы….
II Содержательный раздел
2.1 Содержание программы по дополнительному образованию – модель организации работы, формы и методы работы….
2.2 Перспективный план работы с детьми в кружке «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 2022-2024уч. г. (приложение1…
2.3 Мониторинг результатов реализации программы….
2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников на 2022-2024 уч. г. (приложение 2….
III Организационный раздел
3.1 Материально – техническое обеспечение реализации программы по дополнительному образованию….
3.2 Список литературы….
•
I.Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования направлена на обучение воспитанников самостоятельному конструированию художественного образа, нахождению выразительных средств для его передачи, развитию умения действовать с образом воображаемой ситуации, играть с ним.
Актуальность.
Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В условиях роста социальной конкуренции человеку необходимо уметь применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной.
Творческое мышление, характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободы в решении проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличие от реальности учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верные решения.
Новизна.
Для этого мы сами, педагоги, должны творчески подходить к своему труду: свободно оперировать знаниями, переносить их в новые методические ситуации в зависимости от разных условий, в каждом случае учитывать особенности учебного материала программы и возможности обучающихся, мотивируя их к творческой активности.
Педагогическая целесообразность.
Это ли не радость, если ребенок встает в позицию созидателя, начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своего труда, если он все больше утверждается в своих возможностях, увереннее берется за изготовление новой самоделки. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию технического мышления. Ребенок учится обдумывать и создавать схему будущей поделки, подбирать материал с учетом возможностей его использования, придумывать оформление, приемы изготовления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он познает свойства самых различных материалов бумаги, картона, ткани, природного материала.
В результате такой деятельности воспитанник активно получает знания, умения и навыки, которые станут его достоянием на всю жизнь. Ребенок приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объем его новых представлений, умений, приобретаемых в учебе, труде, жизни.
Введение
Настоящая рабочая программа по дополнительному образованию разработан воспитателем МДОУ «Детский сад «Звездочка» Беляковой О. А. Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей, запросов воспитанников и их родителей (законных представителей).
Программа «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» по дополнительному образованию является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в возрастной группе. В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей : «Познавательное развитие» : игры по художественному творчеству, игры - моделирование композиций, беседы природоведческой направленности и др.
«Речевое развитие» : чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
«Социально – коммуникативное развитие» : решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения; воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
«Физическое развитие» - физкультминутки, пальчиковые игры, подвижные дидактические.
«Художественно – эстетическое развитие» : музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
В сфере образования федерального уровня :
• - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
• -«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа2013 года №1014 г. Москва);
• СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержание и организации работы образовательных организаций для детей и молодежи в условиях распространения СОVID – 19» (от 30.06.2020 № 16)
• Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Санитарные правила СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
• Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Общие сведения о МДОУ
№ Основные показатели Полная информация
1 Полное название образовательного учреждения
Сокращённое Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33 Звездочка» с. Александровское
МДОУ Детский сад № 33 «Звездочка»
2 Юридический адрес
Фактический адрес 356300 Ставропольский край с. Александровское ул. Пушкина 81
356300 Ставропольский край
с. Александровское ул. Пушкина 81
3 Режим работы ДОУ 10 – часовой, с 7.30 до 17.30. Реализация Рабочей программы осуществляется во вторую половину дня.
4 Воспитатель, руководитель кружка Белякова Оксана Александровн – образование высшее
1.2 Цели и задачи реализации программы.
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, интереса к
собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи:
• учить создавать композиции с изделиями выполненными в различных техниках работы с бумагой.
• Обучать детей различным приёмам работы с бумагой.
• знакомить воспитанников с различными видами декоративно-прикладного творчества, многообразием художественных материалов и приемов работы с ними.
• закреплять и обогащать знания воспитанников о разных видах художественного творчества.
• формировать творческое мышление, устойчивый интерес к ручному труду;
• развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, воображение;
• формировать и развивать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
• развивать активность и самостоятельность.
• развивать трудолюбие и аккуратность.
• воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе.
• Воспитывать у детей интерес к работе с бумагой и другими материалами.
1.3. Отличительные особенности программы.
Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии. Он старается сделать свою поделку красивой, прочной, аккуратной, выразительной. При этом развиваются его фантазия, творчество, художественный вкус. Он учиться подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композицию. Воспитанник приобщается к красоте природы и мира, созданного руками людей, учиться понимать и ценить прекрасное, при этом сам активно
стремится к созиданию. Программа предполагает такие формы обучения, которые способны вызвать заинтересованность, зародить в его душе стремление к познанию, направить активность на анализ учебного материала, активизировать его пытливый ум.
1.4. Характеристика особенностей развития детей.
Старший возраст (5-7 лет) :
Возраст 5—7 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок четко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. К пяти годам
дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. В 5—7 лет ведущее значение приобретает наглядно- образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные
задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей
отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от её привлекательности для него. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования и лепки. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рисунках дети стараются — передать перспективу. При придумывании темы рисунка дети не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
1.5 Планируемые результаты реализации рабочей программы
В результате обучения воспитанник должен знать:
•название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
•название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
•правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
•виды различных техник работы при изготовлении того или иного изделия;
•сведения о сувенирных и подарочных изделиях;
•приемы и техники соединения различных деталей;
Должен уметь:
•правильно организовать свое рабочее место;
•пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
•моделировать и изготавливать различные виды изделия;
•работать с различными материалами (глиной, бумагой, тканью, картоном, шерсть и т. д.);
•сочетать различные материалы и техники в одной работе;
•экономно размечать материалы с помощью трафарета, шаблона, линейки; вырезать строго па разметке)
•выполнять работы самостоятельно согласно технологии, применяя полученные знания и умения;
•уметь работать в коллективе, оказывать помощь, проявлять
самостоятельность;
•оценивать качество своей работы.
К 6 годам ребенок:
- высказывает предпочтения ассоциации; стремится к самовыражению
впечатлений; эмоционально - эстетически откликается на проявления прекрасного;
последовательно анализирует произведение, верно понимает художественный образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, высказывает собственные ассоциации;
- различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы
народных промыслов по материалам, функциональному назначению, узнает
некоторые известные произведения и достопримечательности;
- любит и по собственной инициативе рисовать, лепить, конструировать
необходимые для игр объекты, «подарки» родным, предметы украшения
интерьера;
- самостоятельно определяет замысел будущей работы, может е
конкретизировать; уверенно использует освоенные техники; создает образы,
верно подбирает для их создания средства выразительности;
- проявляет творческую активность и самостоятельность; склонность к
интеграции видов деятельности;
- демонстрирует хороший уровень технической грамотности; стремится к
качественному выполнению работы; к позитивной оценке результата
взрослым;
- приминает участие в процессе выполнения коллективных работ.
К 7 годам ребенок:
- владеет элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, нитками, использовать по образцу крупы, семена растений, бисером, ткани и простейшими инструментами (ножницами)
- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла
- разрезать бумагу по нанесенным меткам
-переводить рисунок на бумагу, картон
-эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет
2. Содержательный раздел
2. 1 Описание образовательной деятельности по освоению детьми
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» .
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества
Задачи образовательной деятельности :
Активизировать проявление эстетического отношения к окружающему
миру (искусству, природе, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям).
Развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений.
Развивать представления об жанрово-видовом разнообразии искусства, способствовать освоению детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности, и формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства.
Развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.
Развивать изобразительную деятельность детей : самостоятельное определение замысла будущей работы, стремление создать выразительный образ, умений самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, выбирать соответствующие
образу изобразительные техники и материалы, планировать деятельность и достигать результата, оценивать его, взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективных творческих работ. Развивать технические и изобразительно выразительные умения.
Поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативности, проявлении индивидуальности, творчества.
Продолжать развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.
Содержание образовательной деятельности
Развитие умений определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета. Создавать выразительный образ и передавать свое отношение. По собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Проявление инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок. Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его; экономично
использовать материалы. Знакомство со способом создания наброска. Умения рисования контура предмета простым карандашом. Освоение новых более сложных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, с натуры; умения анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе.
Изобразительно-выразительные умения
Продолжение развития умений выделять главное, используя адекватные
средства выразительности. Использование цвета как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного в картине; свойства
цвета (теплая, холодная гамма, красота яркость насыщенных или приглушенных тонов. Умения тонко различать оттенки (развитое цветовое восприятие). Умения подбирать фон бумаги и сочетание красок. Развитие умений передавать многообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. В изображении предметного мира : передавать сходства с
реальными объектами; при изображении с натуры передавать характерные и
индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении
сказочных образов передавать признаки необычности в сюжетном изображении : передавать отношения между объектами, используя все средства выразительности и композицию: изображать предметы на близком, среднем и дальнем планах, рисовать линию горизонт.
Технические умения
В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и
инструментов. Умения создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон. Пользоваться палитрой; техникой кистевой росписи; передавать оттенки цвета, регулирует силу нажима на карандаш. Освоение разных изобразительных живописных и графических техник: способы работы с
акварелью и гуашью (по - сырому, способы различного наложения цветового пятна, техникой пера, тушевки, штриховки, оттиска, монотипии, «рельефного» рисунка, способов рисования кистью.
Организация ОД кружка :
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет
5-7лет (старшая группа, подготовительная группа)
Сроки реализации программы – 2 год обучения.
Режим работы кружка 1 раз в неделю по 25 минут / 38 занятий в год.
Режим работы кружка 1 раз в неделю по 30 минут / 38 занятий в год
Количество детей – 12.
Формы работы с детьми 5-7 лет:
Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы деятельности, а дети получают возможность проявить собственную активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности. Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Формы работы с детьми 5-6 лет: наблюдение, решение проблемных ситуаций, организация и посещение выставок, творческие, изобразительные игры, дидактические игры и упражнения, экспериментирование, виртуальные экскурсии, выполнение самостоятельных коллективных работ, «творческая мастерская» - практические занятия.
График дополнительной образовательной деятельности : 2022- 2024уч. г.
День недели Группа Время проведения
среда старшая группа А 15.35 – 16.00
среда Подготовительная группа А 15.35 – 16.00
2.3 Мониторинг результатов реализации программы.
После проведения каждого этапа работы предполагается овладение детьми
определенными знаниями, умениями и навыками:
- быстрое включение в активный познавательный процесс;
- самостоятельное пользование материалом;
- постановка цели и нахождение путей ее достижения;
- самостоятельность при поиске открытий;
- проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
- настойчивость в отстаивании своего мнения;
- расширение кругозора детей.
Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:
- самостоятельно ставит проблему;
- выдвигает гипотезы, предположения;
- самостоятельно планирует деятельность;
- выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
- доводит дело до конца;
- ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы.
IIIОрганизационный раздел
3.1 Материально - техническое обеспечение реализации программы.
Материалы и инструменты:
• акварельные краски;
• фломастеры;
• щётка;
• гуашевые краски;
• восковые мелки,
• цветные и простые карандаши;
• бумага различной текстуры и цвета;
• картон белый и цветной, гофрированный;
• пластилин, солёное тесто;
• природный материал;
• бросовый материал, ткань;
• готовые формы для декорирования и декупажа;
• ленты атласные, тесьма;
• стразы, бусины, пайетки, скотч;
• салфетки;
• ножницы;
• клей ПВА, клей карандаш, клей «Момент»;
• кисти;
• пластиковые бутылки;
• ватные диски, ватные палочки
• одноразовые тарелки;
• нити различной толщины и цветов;
• соль, крупы;
• пластиковые трубочки.
3.3 Список литературы.
1) А. А. Грибовская. Аппликация в детском саду. –М. : ООО «Фораз», 2006. – 36с.
2) А. Эм. Оригами. – Минск: Харвест, 2010. -256 с.
3) А. Ю. Макаров Методика обучения технике торцевания из бумаги //Школа и производство. -2011.- №3 – С. 20.
4) В. В. Выгонов, И. В. Захарова. Оригами для малышей. –М. : Издательский дом МСП, 2007. -128с.
5) В. В. Выгонов. Игрушки из бумаги. –М. : Издательский дом МСП, 2007. - 128с.
6) Е. П. Иванова. Поделки из папье-маше, ООО "Книжный клуб семейного досуга"- 2011.
7) Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов [текст]. - М. : Мозаика-Синтез,2008.
8) Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома пособие для педагогов и родителей [текст]- М., 2010;
9) И. А. Лыкова. Наше папье-маше, – Мастерилка-Карапуз,2008.
10) Наглядно-методическое пособие по обучению аппликации детей "Аппликация из бумаги» (цветы, насекомые, веселый космос и др.) И. А. Лыкова (5-8 лет). Издательство "Карапуз", 2010 г.
11) М. Лупато. «Все о декупаже: технике и изделия», изд. «Ниоло –Пресс». 2006
12)Д. Н. Колдина Рисование с детьми 5-6 лет: : Мозаика Синтез; Москва; 2010
13)Д. Н. Колдина. Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий» : Мозаика Синтез; Москва; 2010
14) И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
15)В. В. Гаврилова «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет; Учитель; 2017г
16) Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
17) Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2012 г.
18)И. А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками; Сфера; 2019г
19)Т. В. Смирнова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет»; Учитель; 2015г
20) Т. В. Смирнова «Учимся рисовать пластилином» для детей 5-7 лет. ФГОС ДО; Учитель; 2019г
21) Технологические карты, схемы, шаблоны, фотографии, готовые образцы.
22) Электронные ресурсы.