Татьяна Шитикова
Развитие творческих способностей детей через конструирование из различных материалов для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Мы — строители» (по формированию конструктивно-модельной деятельности)
Цель: развитие творческих способностей детей через конструирование из различных материалов.
Задачи:
Публикация «Развитие творческих способностей детей через конструирование из различных материалов для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
• Обогащение представлений об архитектуре, знакомство со строительством и конструированием как искусством создания различных построек для жизни, работы, общения и отдыха человека.
• Расширение опыта создания конструкций из строительных деталей, бумаги, фольги, блоков Дьенеша, счетных палочек и палочек Кюизенера.
• Ознакомление с базовыми строительными деталями: узнавание, различение, сравнение, обследование, использование по назначению, адекватные замены.
• Формирование обобщенных представлений о постройках, умения анализировать: выделять части и детали конструкции, определять их пространственное расположение; использовать детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, способ размещения в пространстве).
• Развитие художественного восприятия, наглядно-образного мышления, воссоздающего и творческого воображения.
План работы кружка
Месяц Название темы Цели
Октябрь Загородки и заборы.
Конструирование из строительного материала. Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник); закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок); учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения. (ист. Л. В. Куцакова. Конструирование из строительного материала : Средняя группа. стр. 13)
Как грядки превратились в огород.
Констуирование из различных материалов. Расширять опыт конструирования замкнутых построек и организации внутреннего пространства. Создать проблемно-поисковую ситуацию – предложить соорудить огород с капустными грядками и защитить его заборчиком. Инициировать поиск способов изображения капусты из бумажных салфеток и вариантов размещения «грядок». Помочь установить ассоциативные связи между реальным огородом и детской постройкой из строительного материала. Развивать ассоциативное восприятие, воображение, чувство ритма и способность к композиции. Воспитывать интерес к конструированию построек по аналогии с реальными сооружениями. (ист. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Средняя группа. стр. 36).
Как цветная капуста росла и выросла.
Конструирование модульное с натуры. Вызвать интерес к конструированию цветной капусты с натуры. Инициировать поиск и выбор адекватного материала (бумажные салфетки, лоскуты ткани) и способа. Напомнить каркасный и модульный способы конструирования, предложить вариант их сочетания. Закрепить технику скатывания шариков (круговыми движениями) и технику обрывания аппликации для создания образа капусты. Развивать воображение, чувство формы, мелкую моторику, координацию в системе «глаз-рука», обогащать тактильные ощущения. Воспитывать эстетические эмоции, желание передавать представления об окружающем мире «языком искусства». (ист. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Средняя группа. стр. 40).
Как мы построили сказочные домики.
Конструирование из строительного материала. Вызвать интерес к конструированию сказочных домиков (из разного строительного материала) и прокладыванию дорожек (из шнурков) «от порога до порога». Уточнить понятие о доме как жилище человека и его строении (фундамент, пол стены, окно, потолок, крыша, порог, помочь выявить сходство и отличие между реальными постройками и фантазийными образцами. Создавать условия для конструирования домиков в парах. Развивать восприятие, пространственное мышление, воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию сюжетных построек. (ист. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Средняя группа. стр. 32).
Ноябрь Грузовой автомобиль.
Конструирование из строительного материала. Учить детей анализировать сходные объекты, выделять в них части, определять их пространственное расположение (за, перед, сверху, из каких деталей выполнены образцы, находить сходное и отличное. Учить возводить более сложную постройку грузовой машины в соответствии с графической моделью, идентифицировать графическую модель и конструкцию, делать постройку прочной, точно соединяя детали между собой. Формировать умение преобразовывать готовую конструкцию в соответствии с заданными условиями. (ист. Л. А. Ремезова. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. стр. 39).
Как из искры вспыхнул костер.
Конструирование из салфеток, фольги и брусков. Вызвать интерес к конструированию огня по представлению. Инициировать поиск и выбор адекватного материала (бумажные салфетки, лоскуты ткани, фольга, бруски, палочки) и способа конструирования. Предложить вариант свободного сочетания бытовых и строительных материалов. Закрепить технику обрывной аппликации и скручивания для создания образа огня. Развивать творческое воображение, чувство формы, мелкую моторику, координацию в системе «рука-глаз», обогатить тактильные ощущения. Воспитывать эстетические эмоции, желание передавать представления об окружающем мире «языком искусства». (ист. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Средняя группа. стр. 64).
Домик для любимой мамочки.
Конструирование из строительного материала. Учить детей анализировать полную расчлененную графическую модель, определять изображенный на схеме предмет, указывать его функцию. Формировать представление о том, что схема несет информацию не только о том, какой материал необходим для возведения конструкции по схеме, а так же о способе пространственного расположения деталей и их соединении. Учить детей сравнивать графические модели, находить в них сходство и отличие. Формировать умение самостоятельно строить по схеме в соответствии с внесенными в нее изменениями, отчитываться о своих действиях. (ист. Л. А. Ремезова. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. стр. 37).
Конструируем из палочек.
Конструирование из счетных палочек. Вызвать интерес к конструированию из счетных палочек. Продолжать учить выкладывать изображения (фигурки) с опорой на схему. Совершенствовать элементарные навыки пространственной ориентации (вверху внизу, справа, слева). Развивать творчество, изобретательность. (Л. В. Куцакова. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. стр. 138(180, задание 10.)
Декабрь Машина с прицепом.
Конструирование из строительного материала. Продолжать учить исследовать образец развивать способность к его целостному восприятию. Отрабатывать умения, обеспечивающие выделение присутствующих образцу признаков и свойств, формировать на этой основе обобщенные представления о конструируемом объекте. Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета. Учить самостоятельно находить отдельные способы решения поставленной задачи, связанной с перестройкой конструкции в соответствии с заданными условиями. Добиваться рассуждений вслух при решении детьми конструктивной задачи, поощрять подобные проявления. (ист. Л. А. Ремезова. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. стр. 41).
Как бумага превратилась в фонарик.
Конструирование из цветной бумаги. Начать знакомить детей с культурами мира. Дать первое представление о китайских бумажных фонариках и связанных с ними традициях. Вызвать интерес к конструированию фонарика из цветной бумаги. Учить ставить цель и мотивы деятельности. Предложить для освоения традиционный способ «цилиндр с ажурной юбочкой». Закрепить навыки резания ножницами до метки. Познакомить с цветовой символикой. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию, желание создавать своими руками праздничное пространство. (ист. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Средняя группа. стр. 68).
Как фольга стала серебряной птичкой.
Конструирование каркасное из фольги. Расширять опыт конструирования из фольги. Учить планировать деятельность и конструировать с опорой на технологическую карту (4 операции). Познакомить со способом конструирования новогодней игрушки из квадрата каркасным способом (по ассоциации с внешним видом птицы). Продолжать учить работать с фольгой. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение. Воспитывать жеание обустраивать праздничное пространство. (ист. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Средняя группа. стр. 72).
Игры с палочками Кюизенера: «Разноцветные флажки», «Бусы».
Конструирование из палочек Кьизенера. Расширять опыт конструирования. Продолжить учить конструировать из палочек Кюизенера. Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько). Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» (ист. распечатка).
Январь Гараж для машиниы.
Конструирование из строительного материала. Сформировать представление о назначении и стоении гаража, названий его частей (стены, крыша, двери). Закреплять умение анализировать конструктивную и графическую модели. Учить детей сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки, для которой она предназначается. Упражнять детей в употреблении слов : «длинный - короткий», «высокий - низкий», «широкий - узкий», «перед чем-то», «сбоку от чего-то», «справа от чего-то», «слева от чего-то». Продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой, находить заданную схему, выбирая из трех похожих, вносить изменения в конструкцию взависимости от поставленной задачи (заменять конструктивную деталь постройки по указанному элементу на схеме). (ист. Л. А. Ремезова. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. стр. 45).
Как мы построили кроватки для трех медведей.
Конструирование из строительного материала. Уточнить представление о кровати как предмете мебели, созданном людьми для комфортного и здорового сна. Расширить опыт конструирования кровати. Инициировать освоение способа создания построек по заданному условию (размеры медведей). Продолжать знакомить с бруском. Предложить бруски разного размера в качестве условных заместителей трех медведей и моделирования ситуации. Помочь установить ассоциативные связи между реальными кроватками (для людей, игрушечными кроватками (для игрушек) и детскими постройками. развивать нагляднообразное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойсивый интерес к конструированию и обыгрыванию построек с помощью предметов-заместителей. (ист. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Средняя группа. стр. 78).
Как избушка встала на курьи ножки.
Конструирование из строительного материала. Вызвать интерес к конструированию сказочных домиков по мотивам русских народных сказок. Создать условия для конструирования избушек на курьих ножках. Уточнить понятие о доме как архитектурном сооружении и его строении (фундамент, пол, стены, окно, потолок, крыша, порог, помось выявить сходство и различие между реальными постройками и фантазийными образами. Закрепить и усложнить способ постройки дома. Инициировать поиск деталей для изображения «курьих ножек». Продолжать знакомить с цилиндром и его вариантами (высокий/низкий, широкий/узкий). Развивать восприятие, пространственное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию сюжетных построек. (ист. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Средняя группа. стр. 82).
Трамвай.
Конструирование из строительного материала. Развивать у детей умение отражать свои наблюдения, знания о предметах и постройках. Продолжать формировать умение последовательно обследовать постройку. Упражнять в соотнесении элементов граической модели с частями предмета. Учить вносить изменения в конструкцию в зависимости от поставленной задачи (заменять конструктивную деталь постройки по указанному элементу на схеме). (ист. Л. А. Ремезова. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. стр. 43).
Февраль Ворота.
Конструирование из строительного материала. Сформировать представление о назначении и стоении ворот, названий частей (опоры, перекрытие). Инициировать освоение способа создания построек по заданному условию (размеры игрушки). Упражнять детей в употреблении слов : «высокие узкие», «низкие широкие». Закрепить названия строительных деталей. Развивать восприятие, пространственное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию сюжетных построек. (ист. Л. В. Куцакова. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. стр. 48, 210)
Как обеденный стол стал письменным.
Конструирование из строительного материала. Расширять и обобщать представления о столе как предмете мебели, его строении, назначении, конструктивных вариантах. Напомнить способ конструирования стола на черырех ножках и создавать постройку с опорой на технологическую карту, сверять результат с замыслом. Продолжать знакомить с пластиной в разнообразии ее вариантов. Обратить внимание на то, что предметы могут быть в разных масштабах (взрослом, детскои и игрушечном). Помочь установить ассоциативные связи между реальными столами (для людей, игрушечными столиками (для кукол) и детскими постройками. Развивать восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к отображению в постройках реальных бытовых предметов. (ист. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Средняя группа. стр. 88).
Как мы конструировали машины.
Конструирование из бумаги или картона. Обогащать технику конструирования из бумаги и тонкого картона. Вызвать интерес к конструированию машинок в подарок папам и дедешкам. Уточнить представление о конструкции автомобиля. Продолжать учить складывать лист бумаги попалам, разглаживая линию сгиба от середины в обе стороны, дополнять конструкцию : загибать углы, приклеивать колеса, рисовать окна и фары. Развивать творческое воображение, наглядно-образное мышление, чувство формы, симметрии и пропорций. Воспитывать устойчивый интерес к конструирования, желание создавать своими руками подарки любимым людям. (ист. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Средняя группа. стр. 93).
Как мы вместе строили высокую горку.
Конструирование из строительного материала. Вызвать интерес к конструированию горки и поиску способов ее преобразования в более высокую и безопасную. Учить создавать постройку по представлению о ее строении и назначении. Расширять опыт конструирования ассиметричных построек. Продолжать учить работать в парах и малых группах. Знакомить с пластиной в разных ее вариантах. Инициировать поисково-исследовательскую деятельность для сопоставления таких признаков, как высота горки и длина спуска. Развивать восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение. Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к совместному конструированию, поиску аналогов в раельном мире и обыгрыванию созданных построек. (ист. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Средняя группа. стр. 90).
Март Разные машины.
Конструирование из блоков Дьенеша. Расширять и обобщать представления о машинах как предметах транспорта, их строении, назначении, конструктивных вариантах. Продолжать развивать умение работать с блоками Дьенеша, учить «читать» условные обозначения и соотносить их с реальными предметами. Формировать умение называть геометрические фигуры, описывать их свойства. Продолжать учить строить машины с опорой на схему. Инициировать выбор схемы по желанию. Развивать воображение и логику.
Как квадрат превратился в маску с ушами.
Конструирование из бумаги. Продолжать знакомить с театром как видом искусства. Вызвать интерес к созданию персонажей театра путем преобразования бумажного квадрата. Продолжать учить складывать бумажный квадрат по диагонали и видоизменять форму. Показать варианты изменений: попарно отгибать уголки вниз ли вверх, чтобы получились ушки животных. Развивать восприятие, творческое воображение, наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать своими руками игровое и праздничное пространство. (ист. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Средняя группа. стр. 74).
Мост.
Конструирование из строительного материала. Сформировать представление о назначении и строении мостов, умение называть их части: мостовое перекрытие (или пролет, скаты, опоры. Закрепить умение рассматривать и анализировать образец. Обогащать речь словами: «длинный - короткий», «длинее - короче», «высокий - низкий», «выше - ниже». Учить идентифицировать конструктивную и графическую модели, находить сходство и отличия. Обучать детей самостоятельно находить отдельные способы решения поставленной задачи, связанной с перестройкой конструкции в соответствии с заданными условиями, учить делать конструкцию устойчивой. Добиваться от детей коментариев при решении конструктивной задачи, поощрять подобные проявления. (ист. Л. А. Ремезова. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. стр. 47).
Мост для машин.
Конструирование из строительного материала. Закреплять представления о назначении мостов и их разнообразии. Обучать детей умению анализировать конкретный образец конструкции и соотносить его со схемой. Учить вносить изменеия в схему в соответствии с конструкцией при помощи шаблонов. Закрепить умение возводить постройку по схеме. учить вносить изменения в постройку в соответствии с заданным условием, добиваться рассуждений вслухпри решении конструктивной задачи, поощрять подобные проявления. (ист. Л. А. Ремезова. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. стр. 48).
Апрель Как ворота превратились в арку.
Конструирование из строительного материала. Уточнить представление о воротах как вожной части любого ограждения. Познакомить с аркой как архитектурным сооружением и провести аналогию с деталью «арка». Вызвать интерес к конструированию красивой стены с воротами и аркой. Показать варианты открывающихся ворот (высокие, низкие, двойные) и варианты арок (высокая, низкая, крутая, пологая, одинарная, двойная). Закрепить способы преобразования постройки в длину и в высоту. Развивать восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию построек. (ист. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Средняя группа. стр. 110).
Вот какие разные у нас звездолеты.
Конструирование из строительного материала. Вызвать интерес к конструированию космического транспорта на основе представления о его строении и назначении. Расширять опыт создания вертикальных построек по типу «башня». Инициировать выбор подходящих деталей для изображения частей космического корабля. Развивать ассоциативное восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение. Формировать опыт сотрудничества при создании и обыгрывании общей композиции «Космодром». Воспитывать патриотические чувства, гордость достижениями своей страны в деле освоения космоса. (ист. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Средняя группа. стр. 108).
Как одноэтажный дом стал двухэтажным.
Конструирование из строительного материала. Вызвать интерес к конструированию красивых деревенских домиков из строительного материала. Расширять опыт создания замкнутых конструкций на основе реальных архитектурных сооружениях. Уточнить понятие о доме как желище человека и его строении (стены, крыша, окна, двери, помочь установить ассоциацию между деревенским домиком и детской постройкой. Продолжать знакомство с аркой для изображения окошек. Развивать восприятие, пространственное мышление, творческое воображение. Воспитывать любознательность, активность, устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию созданных построек. (ист. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Средняя группа. стр. 118).
Как загородка превратилась в зоосад.
Конструирование из строительного материала. Расширять опыт создания замкнутых построек по условию (с определенным количеством секций). Создать проблемно-поисковую ситуацию – предложить построить загородку и превратить ее в зоосад для разных животных. Инициировать поиск способов замыкания конструкции в пространстве. Закрепить синхронный способконструирования – от начальной точкидвумя руками одновременно. Вызвать интерес к усложнению постройки: изменению высоты и добавлению новых секций. Помочь установить аналогии между уже освоенными и новыми постройками и способами их создания. Развивать ассоциативное восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию построек. (ист. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Средняя группа. стр. 104).
Май Как мы воздвигли обелиск Победы.
Конструирование из строительного материала. Вызвать интерес к конструированиюобелисков воинской славы. Расширять детский кругозор и опыт создания построек-символов. Инициировать выбор подходящих строительых деталей. Развивать историческую и культурную память. Формировать опыт планирования и организации деятельности. Воспитывать чувство гордости воинами-освободителями, патриотические чувства. (ист. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Средняя группа. стр. 112).
Как лист бумаги стал письмом с фронта.
Конструирование из бумаги. Вызвать интерес к созданию открытки «Фронтовой треугольник» в подарок ветеранам войны и на выставку «День Победы». Обогащать опыт конструирования с опорой на технологическую карту. Формировать умение складывать лист бумаги в разных направлениях. Начинать учить ставить цели и мотивы своей деятельности, достигать высокого качества результата. Развивать восприятие, историческую и культурную память. Воспитывать патриотические чувства, интерес к историческому прошлому своей Родины. (ист. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Средняя группа. стр. 114).
Беседка.
Конструирование из строительного материала. Закреплять представление о назначении и строении беседок, знание об их частях (крыша, колонны). Учить возводить постройку беседки по схеме, предполагая возможные вариантыдостраивания конструкции в соответствии с заданными условиями. Стимулировать детей к созданию новых вариантов конструкции беседки по собственному замыслу. (ист. Л. А. Ремезова. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. стр. 49).
Конструирование по замыслу.
Конструирование из различный материалов. Учить детей заранее обдумывать тему будущей постройки, намечать цели деятельности, давать ее общее описание. Добиваться освоения детьми плана разработки замысла. Обучать сравнивать полученную постройку с задуманной. (ист. Л. А. Ремезова. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. стр. 51).
Используемая литература:
• Л. В. Куцакова. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера,2006. – 240 с. – (Программа развития).
• Л. В. Куцакова. Конструирование из строительного материала : Средняя группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г. – 80 с.
• И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Средняя группа. Учебно методическое пособие к парциальной программе «Умелые пальчики». М. : ИД «Цветной мир», 2015. – 144 с., 152 фотографии с вариантами построек.
• Л. А. Ремезова. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. – М. : Школьная Пресса, 2004.