Марина Куваева
Кружковая работа. Вокально-хоровой ансамбль «Гармония»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный руководитель: Куваева Марина Всеволодовна
Категория: высшая
Режим работы: 1 раз в неделю
Форма работы: групповая, индивидуальная
Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Публикация «Кружковая работа, Вокально-хоровой ансамбль „Гармония“» размещена в разделах
Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушивать произведения до конца, следить за его развитием, запоминать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение – основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков – путь к выразительному исполнению. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению.
Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения вырабатывает у хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать состояние другого человека. Пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора. В условиях совместного пения дети чувствуют себя хорошо. Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое и психическое здоровье.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева).
Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых музыкальных произведений (классических, как отечественных, так и зарубежных, знакомство с симфоническим оркестром.
Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка.
Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность и формирование музыкально-эстетических навыков и основ сценического поведения детей.
Программа предполагает решение воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
- привить навыки общения с музыкой
- формировать чувство прекрасного, на основе песенного музыкального материала
- формировать музыкально-эстетический вкус;
- обучить основам музыкальной культуры;
- совершенствовать вокальное мастерство;
- формировать основы сценической культуры;
- развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
- развивать творческую активность детей;
- создавать условия для пополнения словарного запаса;
- проводить коррекцию речи, звукопроизношения;
- развивать память, внимания воспитанников;
- формировать эмоционально-волевую сферу воспитанников.
Учебный план вокально-хорового кружка «Гармония».
Количество часов в неделю - 30 минут
Возраст детей, на которых рассчитана программа 5 - 7 лет.
Предполагается 32 занятия в год. Занятия проводятся с октября по май, один раз в неделю во второй половине дня с группой детей 23 человека. Время проведения: вторник с 16.00 – 16.30.
Продолжительность занятия 20 – 30 минут.
Работа хорового кружка по обучению детей пению проводится в различных формах:
• Занятия - игра, игра на музыкальных инструментах;
• Работа подгруппами.
Структура проведения занятия.
Вводная часть:
1. Приветствие;
2. Коммуникативная игра или развивающая игра.
Основная часть:
3. Музыкальная грамотность (основные понятия);
4. Распевание;
5. Пение.
Заключительная часть:
6. Музыкальная игра.
3. Основополагающие принципы программы:
• Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
• Принцип деятельностного подхода;
• Принцип культуросообразности;
• Принцип последовательности;
• Принцип системности;
• Принцип интеграции;
• Принцип развивающего обучения;
• Принцип гуманизации;
• Принцип сотрудничества;
• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;
4. Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний, поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки ми - фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
5. Особенности слуха и голоса детей 6-7 лет.
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, постепенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
• песни хором в унисон;
• хоровыми группами (дуэт, трио и т. д.);
• при включении в хор солистов;
• пение под фонограмму;
• пение по нотам.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь: слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
• игровой характер занятий и упражнений,
• активная концертная деятельность детей,
• доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях.
• атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
• звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
• сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
6. Певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции).
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни).
Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
7. Структура занятия.
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
8. Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
• знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
• работа над вокальными и хоровыми навыками;
• проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
• споем песню с полузакрытым ртом;
• слоговое пение («ля», «бом» и др.);
• хорошо выговаривать согласные в конце слова;
• произношение слов шепотом в ритме песни;
• выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово.
• настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
• задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
• обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
• использовать элементы дирижирования;
• пение без сопровождения;
• зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
• выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
• образные упражнения;
• вопросы;
• оценка качества исполнение песни.
9.Учебно-тематический план работы вокально-хорового кружка «Гармония».
Вид деятельности - Распевание
Программные задачи - Расширять диапазон детского голоса. Учить распределять дыхание при пении протяжных фраз.
Содержание занятия - Упражнения для развития музыкального слуха и голоса.
Музыкальный репертуар - Система упражнений Т. Орловой. «Три синички», «Серая коза», «Белка», «Зима», «Шутка-прибаутка».
Вид деятельности - Разучивание и исполнение новых песен
Программные задачи - Учить чисто интонировать мелодию в диапазоне до1-ре.
Учить петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Петь с музыкальным сопровождением и без него. Учить передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка.
Содержание занятия - Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке.
Музыкальный репертуар - «С нами друг» Г. Струве, «Гномики» К. Костина, «Почемучки» Л. Туркина, «Я рисую море» Н. Тимофеева, «Кэти и Петя» О. Поляковой, «Мурлыка» А. Морозова, «Зелёные ботинки» С. Гаврилова. «Вдоль да по речке» р. н. м. ; «Снег-снежок», «Метелица», «Здравствуй, Родина моя», «Защитники Отечества».
Вид деятельности - Музыкальная грамота
Программные задачи - Познакомить с основными средствами выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, сопровождение). Дать понятия «хор», «солист».
Музыкальный репертуар - Разучиваемые произведения.
Вид деятельности - Ритмические игры и упражнения.
Программные задачи - Тренировать чувство метро – ритма, ритмический слух.
Содержание занятия - Картотека игр и упражнений.
Вид деятельности - Исполнение знакомых песен.
Программные задачи - Закреплять навыки выразительного исполнения. Исполнять песню слаженно, в одном темпе, отчётливо произносить слова, чисто интонировать мелодию, брать дыхание по музыкальным фразам, точно воспроизводить ритмический рисунок.
Содержание занятия - Пение подгруппой и индивидуально. Пение с движением, инсценирование песен.
Музыкальный репертуар - «С нами друг» Г. Струве, «Гномики» К. Костина, «Я рисую море» Н. Тимофеевой, «Почемучки» Л. Туркина, «Кати и Петя» О. Поляковой, «Мурлыка» А. Морозова, «Зелёные ботинки» С. Гаврилова, «Новый год», «Супербабушка» Карева.
10. Планируемый результат.
1. Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в постепенном движении вверх на квинту и на кварту.
2. Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивать ритмический рисунок, движение мелодии, играть слаженно.
3. Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению.
4. Основаны этические нормы на основе праздников.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта, фестиваля.
11. Список литературы
1. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей
4. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
5. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
6. Кононова Н. Г. Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах. М. Просвещение, 1980г.
7. Костина Э. П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
8. Меркулова Л. Р. Малыши в оркестре. Песни и пьесы для детского оркестра. М. «Музыка», 1999г.
9. Метлов Н. А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
10. Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
11. Орлова Т. М. Бекина С. И. Учите детей петь. М. дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», Санкт - Петербург, 2010.
11. Картушина М. Ю. Просвещение, 1986г.
12. Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.
13. Радынова О. П. Слушаем музыку. М. Просвещение, 1990г.
14. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. Просвещение, 1984г.
15. Разуваева Н. А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.
16. Струве Г. А. Ступеньки музыкальной грамотности. Санкт - Петербург. Лань, 1999г.
17. Шереметьев В. А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.
18. Шейн В. А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.