Яна Оконешникова
Кружковая работа по физическому воспитанию с помощью степа
▼ Скачать + Заказать документы
Кружковая работа по физическому воспитанию по средствам степа.
Цель : Организовать степ на основе янских легенд.
Задачи:
• Развивать физические качества (координацию, силу, скорость, выносливость) дошкольников.
• Укреплять и сохранять здоровье детей.
• Формировать потребности в двигательной активности.
• Повышать эмоциональный настрой детей.
Публикация «Кружковая работа по физическому воспитанию с помощью степа» размещена в разделах
• Воспитывать у дошкольников стойкий интерес.
• Способствовать формированию правильной осанки.
• Повышать физическую работоспособность.
• Совершенствовать чувство ритма, музыкальность.
Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности. Для детей старшей -5-6; для подготовительной к школе -6-8. Педагог напоминает детям, чтобы они добивались точности положений тела, чёткого соблюдения направлений движения, воспитывает умение выполнять упражнение в соответствии со счётом или с темпом музыкального сопровождения. Необходимо чередовать проведение степа с музыкальным сопровождением и без него.
Пояснения упражнения сочетается с наглядностью лишь в первые дни освоения комплекса. Причём к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющих данными движениями.
Наглядным методам относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы, кинокольцовки, имитации (подражания, зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.
Обучение основных программным комплексам упражнений проходит постепенно, в соответствии сюжетом сказки (легенды). Комплексы осваиваются в порядке их усложнения и в соответствии с возрастной группой дошкольников. Каждый комплекс состоит из нескольких частей-композиций, связанных сюжетной линией.
Каждое упражнение имеет своё название и выполняется под соответствующую музыку. Занимаясь гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым и необычным.
Обучение основных программным комплексам упражнений проходит постепенно, в соответствии сюжетом сказки (легенды). Комплексы осваиваются в порядке их усложнения и в соответствии с возрастной группой дошкольников. Каждый комплекс состоит из нескольких частей-композиций, связанных сюжетной линией.
Состоит из 3 частей: 1 - вводная, 2 - основная, 3- заключительная.
Процесс обучения условно можно разделить на 3 этапа. На первом этапе изучаются основные движения каждой композиции и последовательность их выполнения. Продолжительность этапа зависит от подготовленности детей и их возраста. На втором этапе двигательный материал упражняется и на третьем – совершенствуются и закрепляется. Если на первом этапе дети выполняют упражнения под непосредственным руководством педагога, то на последнем этапе обучения - самостоятельно, что позволяет им проявлять инициативу, творчество и умения, а педагогу - оценить их достижения.
Комплексы сюжетного степа
(по мотивам якутских преданий и легенд)
Сентябрь, октябрь, ноябрь Декабрь, январь, февраль Март,апрель,май
Легенде о сильном Харлампии.
В послевоенные годы в Верхоянском улусе распространились рассказы- легенды под названием «суонда намыйа»,в котором рассказывалось про одного сильного человека. Его звали Харлампий Васильев, известен был под именем Ааппый, он жил в Верхоянском улусе на краю реки Дулгалах.
Ааппый родился на участке «Западный Эйуму». В те времена через Белую Гору, через Колыму проходила дальная дорога через реку Дулгалах и шла вниз в город Верхоянск (конечный путь).
Зимой ездили на оленях, летом - на лошадях, их возили ямщики. В зрелом возрасте, где-то к 30-ти годам Ааппый был ямщиком. Однажды поехал он с исправником и двумя казаками. Исправник начал капризничать из-за множества комаров и мух и длинной нудной дороги. Слезть с лошади ему помогали казаки. Ааппый быстро разжигал огонь и готовил чай. От комаров сделали дымокур, при помощи сухих веток и травы.
Господин покушав, отдохнув, выпив водки, набравшись сил, покачиваясь дошё л до лошади и сказал Ааппыю: - Почему нет подставки? – гаркнул. Ааппый стоял не двигаясь, исправник рассердился и хлестнул кнутом по спине Ааппыйа. Ааппый привязал свою лошадь и подняв большой камень бросил его у лошади исправника.
Исправник потерял дар речи и смирно поехал дальше. После этого исправник ни разу не рассердился на Аапыйа, так они доехали до города. Тот большой камень до сих пор лежит заросший травой и мхом, который говорят весит примерно около 250 килограммов.
Комплекс № 1: Сильный Харлампий.
1. Вводная часть
1. Дальняя дорога до города Верхоянска.
-Ходьба обычная по кругу.
2. Люди ездили зимой на оленях.
-Бег широким шагом – «Олений бег» по кругу.
3. Летом на лошадях.
- Бег приставными шагами (галопом).
4. Очень трудная и долгая дорога была до города.
-Ходьба на носках и пятках.
2. Основная часть.
1. Дети стоят в шахматном порядке. Родился в селе Дулгалах маленький Ааппый.
- И. п. сидя на корточках дети руками закрывают голову, медленно встают поднимают руки вверх и подтягиваются.
Повторить 2-3 раза.
2. Аппый вырос и стал очень сильным.
- И. п. стойка вполуприседе ноги врозь руки к плечам ладони внутрь в кулочки.
- И. п. стойка руки на пояс полуприседания с небольшими поворотами туловища влево, вправо.
3. Стал работать ямщиком и однажды летом повёз исправника и двух казаков в г. Верхоянск.
Поехали на лошадях.
- И. п ноги слегка расставлены, руки согнуты у пояса, пальцы сжаты в кулаки выполнить три полуприседания.
Повторить 3-4 раза.
- И. п. «Хлёст лошадей». Ноги на ширине плеч, руки внизу отвести правую руку назад, рывком перевести вперёд, вернуться в и. п. Тоже выполнить левой рукой. Повторить 5 раз.
4. По пути Ааппый дал отдохнуть попутчикам.
- «Разжигание огня». Стоя на коленях руки внизу, хлопнуть перед грудью прямыми руками скользящим движением сказать «хлоп, вернуться в и. п. Повторить 7 раз.
5. Наставник и два казака наелись и напились, но наставник стал дерзить Аппыю. Аппый рассердился и бросил камень около коня наставника.
- И. п. «Бросание камня» - ноги на ширине плеч, носки врозь, руки внизу наклонится вперёд поднимая большой камень выпрямится поднять руки вверх с «камнем» отвести руки с камнем за голову. Бросание камня прямо перед собой. Повторить 3 раза.
3. Заключительная часть.
1. После этого исправник потерял дар речи и смирно поехал дальше.
- «Поехали на лошадях». Хлест лошадей.
- Ходьба по кругу.
- Вдох и выдох с движениями рук.
Так они доехали до города.
Знаменитый борец.
В Суордахском наслеге на местности речка Моой проживал Чириков, на письме именовался: Старостин Дмитрий Максимович.
Приблизительно Чириков родился в 1890 г. Он был среднего роста, с покладистым характером, весьма чёрного цвета лицом. Он отличался необычайными физическими данными : был селён, быстроногим и пловцом. В половодье, когда речка Дулгалах, сильно разливалась, что лошадь не могла перейти, Чириков свободно переплывал. По словам тех, кому приходилось бороться с ним, в довоенное время он не находил себе ровного с ним борца.
Во время сильных схваток, если его притерут к завалинке, то он моментально оказывался на верху завалинки. Вроде он говаривал: «Если одновременно не прижимут мои четыре места (две руки, две ноги, то найду способы, чтобы не упасть. Вот таков ловкий и сильный человек был Чириков.
Комплекс №2 Знаменитый борец.
1. Вводная часть.
1. «Поездка в Суордахский наслег».
- Ходьба по кругу в среднем темпе, широко размахивая руками.
- Ходьба в быстром темпе с высоким подниманием колена.
2. «Собачий бег» парами держатся за руки, бегут как собачья упряжка.
- Ходьба по кругу.
2. Основная часть.
Дети мы приехали в Суордах, где жил Чириков- Знаменитый борец.
1. «Он был очень сильным»
-И. п. стоя руки на поясе, ноги на ширине плеч, наклоны головы вправо и влево 3 раза.
-И. п. стоя ноги на ширине плеч, левая рука на поясе, правая внизу. Наклониться, дотронутся правой рукой до носка ноги, колени не сгибать, вернуться в и. п. То же повторить 7 раз.
2. Чириков умел плавать. «Плавец».
-И. п. ноги, пятки вместе носки врозь, правую руку поднять вверх а левую вниз поочерёдно выполнить 4 круговые движения руками вперёд, опустить руки.
3. «Моряк».
-И. п ноги на ширине плеч, одна рука на верху друга внизу, медленно вращаем руки в противоположные стороны.
4. Он был ещё и гибким.
-И. п. ноги пятки вместе носки врозь. Присесть и встать. Повторить 7 раз.
-И. п. сидя ноги в стороны руки сзади на полу наклонится достать руками носки ног, вернутся и. п.
-И. п. выполнить 12 прыжков переменно меняя ног.
5. Чириков не находил себе равных он мог стоять в любой позе на одной ноге давайте и мы попробуем.
«Ласточка» и. п. ноги вместе, руки на ширине плеч. Ногу отводим назад, туловище опускается вперёд, руки в стороны. Стоим 1-2 мин.
3. Заключительная часть.
6. Прыжки на месте на двух ногах (десять прыжков, чередуя с ходьбой.
7. Ходьба в медленном темпе. О ловком Якове.
На Эйюме проживал ещё один странный человек- Мордой Яков. На письме он именовался: Васильев Яков. Он не отличался особенными спортивными данными: не боролся, неотличную физическую силу не показывал. Но он был мужественный человек, просто добрый молодец. По социальному положению был батраком, нанимался у богатых. Однако, жизнь не простая: его сын Васильев Христофор Яковлевич позже в одно время работал улусной главой. Это уже было потом.
Продолжим начатую историю. Если у Мордоя Якова не окажется конная подваза, то он поймает жеребца из табуна, сядет на него и конь готов. Курьёз ещё в том, что, воссев на жеребца, демонстративно показывал, как жеребец, становясь на дыбы, старается сбросить его, но не может. Мордой был такой мастер, что сожался на коня, не используя стремени. Он просто бежал сбоку наравне с лошадью и прыг: присел на коня.
Во время езды верхом нарочно уронял кнут, показывая, это случилось нечаянно. Спустя некоторое время, вроде замечает, что кнут выпал и, развернув коня, во всю прыть скачет туда, где выпал кнут. Дойдя до места и не останавливая коня, чуть наклонившись налету схватывал кнут и поехал дальше, будь здоров, говорят.
Комплекс № 3 О ловком Якове.
1. Вводная часть.
1. Олений бег.
- Дети бегут по кругу.
- Ходьба на носках. Руки за головы.
2. Основная часть.
1. И. п. сидя ноги вместе руки внизу поднять правую (левую) ноги согнутую в колене и хлопнуть под коленом и сказать «хлоп».
2. И. п. руки впереди. 1-поднять согнутую в колене ногу; 2- выпрямить; 3-снова согнуть; и. п. То же, другой ногой.
3. И. п. руки на поясе ноги вместе носки врозь. 1- отводить руки назад до сведения лопаток – вдох; 2 – и. п. - выдох. Повторить 6-8 раз.
4. И. п. ноги на ширине плечь, руки в стороны. 1- поворот вправо, левая рука на правое плечо, правая рука за спину ;2 – и. п. в другую сторону.
5. И. п. ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1- поворот вправо, руки за спину – выдох; 2 – и. п. – выдох, то же в другую сторону. Повторить 6 раз.
6. И. п. стоя на коленях, руки на пояс. 1 – сесть на пятки – выдох. и. п. вдох.
3. Заключительная часть.
- Прыжки шагом гопак, чередуя с ходьбой.
- Вдох и выдох.