Терентьева Ирина
Круглый стол на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Министерство Образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)специалистов «Мордовский республиканский институт образования»
(ГБОУ ДПО (ПК) С «Педагог13. ру»)
Выступление на тему :
Публикация «Круглый стол на тему „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Круглый стол для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Разработала:
Терентьева Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Категория: первая
2021 г
«Нравственно-патриотическое
воспитание дошкольников»
Цель: повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;
Задачи:
- обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;
- вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
Форма проведения:
круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности
План проведения:
1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.
2. Деловая игра для педагогов.
Ход круглого стола
I. Теоретическая часть.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.
- Добрый день, уважаемые педагоги. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.
- Мы бы хотели, чтобы все участники круглого стола были активны, инициативны, придерживались следующих правил:
1. Время свято – говори ясно и сжато.
2. Закон один: все слушают, когда говорит один.
3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
Разминка
- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. (На трех столах разложены фрагменты пословиц. Педагоги делятся на группы и собирают пословицы.)
Педагоги зачитывают собранные пословицы:
1. Родительское слово мимо не молвится. (семейное воспитание).
2. Добрый человек добру и учит. (нравственное воспитание).
3. Родной край – сердцу рай. (патриотическое воспитание).
Итог разминки:
- Уважаемые педагоги. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Нравственно-патриотическое
воспитание дошкольников» (воспитание нравственно-патриотических качеств).
Основная часть
Мы предлагаем Вашему вниманию основные понятия:
Воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности.
Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на
ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность,
коллективизм, товарищество и т. д.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие,
общечеловеческие ценности и т. д.
Введение в проблему
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых
актуальных задач нашего времени.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
В национальной доктрине образования человека в РФ сказано, что Система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование культуры мира и межличностных отношений.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
А патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
В. А. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Целью работы ДОУ по данной проблеме является создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания для формирования социально- активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовность к его защите.
В дошкольном учреждении всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью.
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
В свете введения ФГОС, работа с родителями является главным условием воспитательно - образовательного процесса. Используемые педагогами инновационные методы и формы работы позволяют более эффективно решать поставленные воспитательные задачи.
Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает
три основных направления:
Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:
1. Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д. ;
2. Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города;
3. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.);
4. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций;
5. Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;
6. Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью;
7. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников;
8. Посещение тематических выставок и их самостоятельная организация;
9. Участие в посильных общественно-полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);
10. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).
Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:
1. целевые прогулки, экскурсии;
2. беседы;
3. игры;
4. чтение художественной литературы;
5. праздники, развлечения, вечера досуга, викторины;
6. и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность - различного рода познавательные занятия.
И в заключении - чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
II. Деловая игра для педагогов
Задание 1: Ответьте на вопросы
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство)
2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)
3. Официальная эмблема государства? (герб)
4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)
5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна)
6. Что такое патриотизм? (преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)
7. Почему Красная площадь так называется?
8. Что означают три цвета флага? Значение цветов:
При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:
Белый - цвет символизирует мир, чистоту, свободу;
Синий – цвет веры, верности и правды;
Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.
Задание 2: Скажи иначе пословицу
Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская). «Бодливой корове Бог рогов не дает».
«Как постелешь, так и поспишь» (гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется»
«На море много черного, но не все это тюлени» (финская). «Не все то золото, что блестит».
«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу»
«Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет»
«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».
Задание 3: Русский народный костюм
Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)
Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)
Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)
Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен? (Зипун)
Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси? (Кушак - или пояс, был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)
В 10-13 веке на Руси неширокие, длинные, сужающиеся книзу доходящие до щиколоток штаны? (Порты)
Задание 4: Игра «Бабушкин сундук».
- Уважаемые педагоги, сейчас мы с вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает педагогам догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Педагоги вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.
В сундуке находятся:
1. большая красивая книга русских народных сказок;
2. альбом и краски;
3. букварь;
4. банка варенья, шоколад, конфеты;
5. котенок;
6. старинные семейные фотографии;
7. игрушки бабушек и дедушек;
8. открытки памятников города Саранска;
9. картинки с изображением орденов и медалей;
10. кукла, одетая в военную форму;
11. пилотка;
12. пряники, ватрушки;
13. кулинарная книга;
14. спортивные атрибуты;
15. перчаточные куклы для кукольного театра;
16. рыбий жир.
Задание 5: Творческое задание
Нарисуйте образ, возникающий у Вас при слове Родина.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национально характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами.
Раздать памятки «Что посмотреть в Саранске»
Памятка для родителей
«Что посмотреть в Саранске»
Республика Мордовия расположена в центре европейской части России, в бассейне реки Волги. Столица республики - г. Саранск находится в 600 км. от Москвы.
Саранск является древним городом. Его основали еще в 1641 году. Все началось с возведения небольшой крепости, которая вошла в состав Атемарской засечной черты. Последняя представляла собой укрепительную линию, защищавшую Русь с юго-востока. Она находилась на пересечении гужевых путей, соединявших Казань и Крым, Москву и Астрахань.
Город получил свое название от слова «сара». В переводе с финно-угорских языков (карельского, эстонского, финского и других) оно означает «заболоченное место». Конечно же, в настоящее время Саранск выглядит совсем по-другому. Это не только главный город Мордовии, но и центр финно-угорской культуры России. С 2007 года здесь проходит большой фестиваль «Шумбрат, Финно – Угрия!»
В 2012 году Саранску был присвоен титул самого благоустроенного города в РФ. Это не мегаполис, жизнь здесь течет не так стремительно, как, к примеру, в Москве. Достопримечательности Саранска можно осмотреть за день. Мы представляем вашему вниманию список мест и объектов, которые дадут возможность познакомить детей с историей и современностью города, и попробовать почувствовать его уникальность.
Ознакомительную прогулку лучше всего начинать с улиц Коммунистической и Богдана Хмельницкого. Уникальное книжное собрание Главная национальная библиотека Мордовии, названная в честь Пушкина, является крупнейшим собранием печатных изданий во всем регионе. Она была образована в сентябре 1899 года. Именно тогда по просьбам представителей интеллигенции здесь организовали бесплатную библиотеку-читальню, располагавшую фондом в 353 книги. Постепенно собрание расширялось за счет деятельности благотворителей. В 1939 году библиотека обрела статус республиканской и переехала в отдельное строение. В 1979 г. учреждение обрело новый дом. Библиотека по сей день находится по адресу: ул. Б. Хмельницкого, 26. Не так давно к старому зданию пристроили еще одно, девятиэтажное. Сегодня здесь много разных отделов, а творчеству мордовских писателей и поэтов посвящен целый этаж.
Парк имени А. С. Пушкина. Большой красивый парк с тенистыми аллеями, лодками, прудами и мостиками, панно из растений, изображающее профиль А. С. Пушкина, а также целой аллеей скульптур по мотивам литературных произведений. Здесь же расположен зоопарк с разнообразными видами птиц и зверей, огромное количество аттракционов и площадок для детских игр.
«Мордовское подворье» Карта Саранска с достопримечательностями включает еще один интереснейший объект – историко-этнографический комплекс. Он был открыт в августе 2012 года. Посетители «Мордовского подворья» могут ознакомиться с особенностями жизненного уклада и быта, характерными для этого региона сто лет назад. Объект представляет собой деревню, включающую шесть строений. В элементах отделки дверей и окон использованы символы мордовского народа и национальные орнаменты.
Саранск славится своим музыкальным театром. Зрители могут наслаждаться музыкальными комедиями и операми, балетными спектаклями и опереттами, а также концертами классической музыки. Датой создания театра считается первое сентября 1935 года. Именно в тот день он был принят на постоянный бюджет мордовского Наркома просвещения. Организованная труппа представила премьерный спектакль под названием «Нищий студент». За свою историю театр пережил не одну реорганизацию. В итоге к 1959 году он состоял из двух самостоятельных единиц – театра драмы и театра музыкальной комедии. В 2011 г. состоялся переезд в новое здание с большим залом на семьсот зрителей. Над акустическим оформлением трудились лучшие мастера со всей России. В этом же году учреждение назвали в честь И. М. Яушева – известного мордовского певца.
Заядлые театралы первым делом устремляются на Советскую, 27. Именно там находится гордость Республики – Национальный драмтеатр. Большая часть постановок в его репертуаре – по пьесам мордовских авторов. Конечно же, зрители имеют возможность познакомиться здесь и с мировой и отечественной классикой. Для детей будут более интересны театры кукол.
Музей Полежаева В учреждении производится сбор и изучение информации об А. И. Полежаеве – русском поэте, жившем и творившем в девятнадцатом веке. Александру Ивановичу также установлен памятник в Саранске. Музей Полежаева был открыт пятого июня 2001 года. В настоящее время здесь представлено пять залов. Три из них посвящены непосредственно Александру Ивановичу, один – всем писателям Мордовии. Последний зал представляет собой гостиную для проведения литературно-музыкальных вечеров и тематических мероприятий, в том числе художественных выставок.
Музей изобразительных искусств Это одно из крупнейших научно-исследовательских и просветительских учреждений Поволжья. В стенах музея хранится крупнейшая в мире коллекция произведений Эрьзи – известного мордовского скульптора. Кроме того, представлены собрания работ академика портретной живописи Макарова и народного художника Сычкова. На базе музея открыт арт-салон. В нем выставляются и продаются произведения графики, скульптуры и живописи авторов из Мордовии. Само здание музея имеет статус памятника архитектуры. Оно было возведено в 60-х годах двадцатого века и реконструировано в 2001 г.
Рассматривая музеи Саранска, невозможно не упомянуть об этом старейшем не только в городе, но и во всей республике учреждении культуры. Его основали в 1918 г., а открыли для посетителей годом позже. В настоящее время в фонде этого музея хранится двести тысяч экспонатов. Среди них много старинных книг, оружия, монет и чучел животных. На постоянной основе выставляются три экспозиции, посвященные истории и природе региона. Особые выставки устраиваются в отдельном зале.
Главным православным храмом республики считается кафедральный Свято-Федоровский собор. Он находится в центре города. Его строительство было посвящено Федору Ушакову – известному флотоводцу, адмиралу. В облике храма можно наблюдать интересную комбинацию имперского (купольная ротонда, портики, колоннада) и великорусского (кокошники, колокольни, луковичные главки) начал.
Один из древнейших монастырей города был основан еще в 1659 году. Он находится на левом берегу реки Мокши. Это Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь (мужской). Сперва все его постройки были деревянными, и только через сто лет их заменили каменными. К концу восемнадцатого столетия, благодаря деятельности иеромонаха Федора Санаксарского, монастырь стал известен по всей России. Самый тяжелый период в истории этого священного места – 1920-е гг. Тогда монастырь закрыли, а братию репрессировали. Только в 1991 году произошло возрождение обители.
Успенский комплекс возвели в 1693 году. Изначально он состоял из двух самостоятельных церквей – летней (Успения Божьей Матери) и зимней (Николаевской). Кроме того, на его территории была возведена отдельно стоящая колокольня. В 1735 году появились первые каменные постройки. Успенский комплекс закрыли в ноябре 1930 года. Он вновь распахнул свои двери для прихожан только через шестьдесят лет.
Чем еще интересен город Саранск? Достопримечательности населенного пункта включают не только музеи, театры и церкви. Многие путешественники стремятся посетить местное мемориальное кладбище. Оно находится в западной части города. Здесь можно подумать о вечном у братских могил участников Второй мировой войны, погибших в госпиталях Саранска от тяжелейших ранений. У Вечного огня, на пьедестале, стоит фигура скорбящей матери. Авторы работы – архитектор Даниленко и скульптор Кондратьев.
Саранск - один из самых удивительных населенных пунктов России. Достопримечательности города ежегодно привлекают множество туристов. Отправляйтесь и вы со своими детьми в эти удивительные места за новыми впечатлениями!