Наталья Николаевна
Круглый стол «Актуальные проблемы современного детства»
▼ Скачать + Заказать документы
«Актуальные проблемы современного детства»
Разработали: Романова А. Е., Рискова Н. Н.
Цель: ознакомить студентов с моделями родительского поведения.
Задачи:
- формировать гармоничный образ семьи у студентов;
- побудить студентов к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;
- воспитывать чувства любви и уважения к своей семье, к ее традициям;
Участники:
- студенты.
Оборудование: компьютер.
Публикация «Круглый стол „Актуальные проблемы современного детства“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Ход круглого стола
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые гости. Тема нашего разговора - "Модель родительского поведения".
Сегодня мы планируем:
• познакомиться друг с другом;
• провести упражнение;
• обменяться опытом;
• ознакомить вас со всеми возможными стилями родительского поведения;
• поговорить о детском доверии;
• дадим рекомендаций о том, как завоевать и сохранить доверие ребенка;
• ознакомить с литературой, к которой вы можете обратиться.
Прежде чем начать круглый стол, представим тех, кто будет принимать участие в раскрытии данной темы: студентки 4 курса по направлению «Дошкольное образование».
Ведущий 2: Сегодня обсудим очень важную тему. Модели родительского поведения.
Хотелось бы начать стихотворением Себастьяна Брандта:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит,
От них все то, чему их учит.
«Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу»
(В. А. Сухомлинский).
Что такое семья - этот вопрос стоит задать себе ДО попытки ее создать. Семья - это счастье, к которому нужно готовиться. Создание семьи – это искусство и это искусство должен освоить каждый.
Ведущий 1: Наш круглый стол мы не случайно начали с показа видео фрагмента. Данный фрагмент называется «Дети берут пример с родителей». Как известно, семья оказывает наибольшее влияние на развитие ребенка и на формирование его личности. Ребенок получает семейное и общественное воспитание, можно сказать «впитывает как губка» все, что происходит вокруг него. Как Вы считаете, за что «отвечает» семья? (ответы гостей).
Ведущий 1: Спасибо за ваши ответы. Давайте же подведем итог. Итак, семья отвечает за:
1. За воспитание детей.
2. Формирование чувства безопасности. Любовь и привязанность к ребенку способствует снижению у него тревоги или страха в незнакомых ситуациях или в ситуациях стресса.
3. Приобретение жизненного опыта. Родители для ребенка являются источником жизненного опыта, различные ситуации, их последствия и способы поведения впервые открываются родителями.
4. Формирование моделей поведения. Дети копируют поведение своих родителей — это имитация, которая является необходимой для дальнейшего развития ребенка.
5. Формирование навыков коммуникаций. Общение в семье учит ребенка нормам и установкам коммуникаций, ребенок может вырабатывать собственные идеи и способы общения, что позволяет ему развиваться более успешно.
Несомненно от того, как обстоят дела в семье, зависит развитие ребенка, его навыков и умений, способностей и возможностей. Семья имеет важное значение в жизни ребенка, поэтому родители должны помнить, что важно не только сказать малышу «как надо», но и поддерживать это «как надо» собственным примером. Ведь ребенок быстрее «срисует» с родителей их пример, чем слова и напутствия.
Ведущий 1: Свое выступление я хочу начать с легкого упражнения, которое называется "Доброе приветствие". Задание этого упражнение очень легкое. Те, к кому я обращаюсь, мне в ответ машут рукой.
Приветствую, тех:
• кто на нашу встречу пришел с хорошим настроением;
• кто готов подарить улыбку другим;
• кому интересна тема;
• кто хочет узнать новое и привнести в свою жизнь;
• кто будет любить своих детей;
• кто будет готов на все, чтобы дети были счастливы.
А сейчас предлагаю тренинг «Солнышко».
Цель: заставить задуматься об использовании слов в разговоре с ребёнком.
Предлагаю нарисовать солнышко с лучиками и написать на них слова-определения к солнцу.
А сейчас представьте, что солнце это ваш ребёнок и сколько ласковых слов вы будете употреблять по отношению к своему ребёнку? (рисуем солнышко на доске, затем к каждому лучики пишем слово, которое скажет студент).
Ведущий 3: Вот в такой доброй и теплой атмосфере и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека - о родительской любви.
Таким образом, детям очень важно, что вы чувствуете по отношению к ним - любовь или ненависть, и как вы это чувство проявляете.
Ведущий 1: Спасибо, далее предлагаем рассмотреть вашему вниманию модели родительского поведения (каждая модель изображается картинкой).
Ведущий 2: Каждая семья уникальна так же, как уникален каждый человек. Родители пользуются определенными приемами воспитания в зависимости от ситуации, самого ребенка, его поведения в данный момент, принадлежности к определенной культуре. В идеале они должны создавать разумные ограничения автономии ребенка, настойчиво передавать ему свои ценности, способствовать развитию самоконтроля, действуя при этом очень осторожно, чтобы не пресекать любопытство, инициативу и растущее чувство компетентности ребенка.
Ведущий 1: Дайана Баумринд использовала для классификации моделей родительского поведения три измерения. Она выделила три модели: авторитетный, авторитарный и либеральный.
Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители и налагают определенные ограничения на поведение детей, они объясняют им смысл и причины таких действий. Их решения и поступки не кажутся произвольными или несправедливыми, и поэтому ребенок легко соглашается с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно.
Было обнаружено, что дети авторитетных родителей адаптированы лучше других. По сравнению с остальными такой ребенок более уверен в себе, полностью себя контролирует и социально компетентен. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем те, кто воспитывался родителями с другими стилями поведения, в дошкольном возрасте….
Ведущий 2: Авторитарные родители тщательно контролируют поведение своих детей и обычно проявляют мало теплоты к ним. Они жестко придерживаются правил. В только что описанной ситуации их ответом на просьбу дочери был бы, скорее всего, отказ, сопровождаемый такими утверждениями, как: «Правила есть правила» или «Я так сказал!» Если ребенок начинает спорить или настаивать на выполнении просьбы, родители могут рассердиться и прибегнуть к наказанию, возможно физическому. Они отдают команды и ожидают, когда все будет выполнено; такие отец и мать избегают долгих объяснений со своими детьми. Авторитарные родители ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне и не могут меняться ни при каких обстоятельствах. Все стремления ребенка к автономии в этом случае могут оказаться для него крайне фрустрирующими (фрустрация — переживание неудачи, очень неприятное состояние).
Ведущий 1: Либеральные родители проявляют много теплоты и осуществляют незначительный контроль над своими детьми, устанавливая мало ограничений в их поведении либо совсем не делая этого. Вопрос о том, можно ли ребенку задержаться в гостях дольше обычного, скорее всего, вообще не возникнет, так как в такой семье нет установленного времени для возвращения домой, как и отхода ко сну, а от детей не требуют, чтобы они информировали родителей о своем местонахождении. Вместо того чтобы спросить у своих родителей позволения задержаться дольше положенного времени в гостях, мальчик мог просто сообщить им о своих планах или объяснить им все по возвращении домой. При таком избытке свободы он практически лишен руководства с их стороны. Если поступки детей выводят из равновесия, сердят либеральных отца и мать, они, как правило, стараются подавить свои чувства. По мнению Баумринд, часто такие родители так желают продемонстрировать своим детям безусловную любовь и принятие, что перестают выполнять непосредственные родительские функции, например, устанавливать им необходимые ограничения.
Ведущий 2: Чрезмерное попустительство со стороны родителей противоположно гипертрофированным запретительным тенденциям, оно не обязательно приводит к противоположным результатам: дети либеральных родителей также могут быть непослушными и агрессивными. Кроме того, они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. Иногда такой ребенок становится активным, решительным и творческим человеком.
Ведущий 5: Однако влияние родительских стилей на детей может существенно различаться в разных культурах и субкультурах, и мы не можем сказать, что один какой-то стиль является наилучшим. Более того, методы, посредством которых авторитетные родители передают свои стандарты поведения, могут в разных культурах выглядеть по-разному. Некоторые исследователи также отмечают, что ряд элементов авторитарного стиля воспитания имеет свои преимущества.
Ведущий 1: Спасибо большое. Нам очень важно услышать ваше мнение. Пожалуйста, ответьте на вопросы мини-анкеты. Благодарим за внимание. Результаты анкеты подведем после обсуждения всех тем круглого стола.