Марина Харитонова
Круглый стол «Хорошо и плохо» — азбука нравственности«
▼ Скачать + Заказать документы
«Хорошо и плохо» - азбука нравственности.
Цель: показать родителям цель семьи в гражданском воспитании, помочь профилактике негативных тенденций в сознании и поведении детей.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители и гости. Мы рады приветствовать вас.
Тема нашего круглого стола сегодня : «Хорошо и плохо» - азбука нравственности.
Публикация «Круглый стол „Хорошо и плохо“ — азбука нравственности„» размещена в разделах
Нашу тему мы будем рассматривать с вашей точки зрения, уважаемые родители. Помните, у В. Маяковского есть такие строки:
«Крошка сын к отцу пришёл
И сказала кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»
А действительно, рассуждая, мы часто говорим о нравственном и безнравственном в нашей жизни. Так что же мы вкладываем в это понятие – нравственность? Как вы это понимаете?
(Предлагаю родителям обсудить данный вопрос и высказать своё мнение)
Родитель:
- Я думаю, что это умение проявить отзывчивость, доброту не пройти мимо чужого горя, оказать помощь в трудной ситуации.
Родитель:
- Я считаю, что нравственность – это уважение к старшим, любовь к Родине, честность, ответственность.
Воспитатель: - Хочется отметить, что в настоящее время понятие нравственность, к сожалению, теряет свой смысл. Современная молодё жь не особо придерживается норм поведения в обществе: ведёт себя грубо, не уважает старших, использует нецензурные выражения.
- Поэтому нравственное воспитание детей необходимо начинать ещё в раннем возрасте и учить детей соблюдать определённые нормы поведения. Чтобы любовь, красота, милосердие согревали нас подобно солнечным лучам, распускались словно цветок.
Воспитатель: - У этого цветка множество лепестков и каждый имеет своё значение. Помогите распуститься нашему бутону в цветок нравственности.
(Предлагаю родителям написать на «лепестках» составляющие понятия нравственности. Собрать из лепестков цветок)
Воспитатель:
- Вот что написали некоторые родители:
• Уважение,
• Справедливость,
• Доброта,
• Милосердие,
• Ответственность.
Воспитатель:
- Да, нравственность – это справедливость, милосердие, отзывчивость, сочувствие, доброта, уважение, ответственность.
Воспитатель: - Уважаемые родители, послушайте какой совет, дала автор книги «Азбука вежливости» Л. Васильева - Гангнус: «Воспитание ребёнка необходимо начинать с создания доброй, вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать надо с создания духа игры, с приветливо - живой сказки, которая должна войти в ваш дом»…
Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который бы не любил сказки. Да и мы взрослые с удовольствием читаем и смотрим сказки. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!» - это выражение знакомо каждому человеку с детства.
Воспитатель: Скажите, чему сказки учат ребёнка?
Сказки учат ребёнка не быть жадным и злым, не обманывать и не хитрить. В каждой сказке есть четкие примеры того, что будет с плохим персонажем и почему так важно быть честным, добрым и искренним.
Воспитатель: Я предлагаю вспомнить сказки, в которых встречаются и хорошие и плохие поступки.
(раздаёт карточки листочки с заданием)
-В какой сказке звери дружные, приглашали жить вместе («Теремок»)
-Маша сломала стульчик, съела кашу. («Три медведя»)
- Маше с братцем помогали печка, речка, яблонька- (Сказка «Гуси – лебеди»_
- Волк хитрый, обманул козлят. --- «Волк и семеро козлят»
-Друзья выручали Петушка. - «Кот, дрозд и петух»
- Мышата ленились, не помогали Петушку--- «Круть и Верть»
- Курочка помогала петушку. Сказка «Петушок и бобовое зернышко»
-Милая, работящая девушка, которая из замарашки превращается в настоящую принцессу. (Золушка из одноименной сказки «Золушка»)
- Волк съел бабушку - (Красная Шапочка»)
-Маленькая девочка ухаживала за ласточкой? («Дюймовочка»)
- А посуда вперёд и вперёд. По полям, по болотам идёт. (Федорино горе)
- Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе! (Заюшкина избушка)
-Они нашли большую круглую головку сыра, хотели поделить её поровну, но не сумели. (Два жадных медвежонка)
1) – С помощью чего злая мачеха хотела погубить прекрасную царевну? (“Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях)
2) – Разбитый предмет сварливой старухи. (“Сказка о рыбаке и рыбке”) корыто.
- А часто ли вы рассказываете такие вот сказки вашим детям? Может быть именно сказок-то им и не хватает? Хороших добрых сказок, где царит красота и справедливость.
Игра: Кто виноват?
Кто разрушил теремок? – (медведь)
Кто разбил золотое яичко? – (мышка)
Кто привязал Алёнушке на шею камень и бросил её в воду?- (ведьма)
Кто украл Ванюшку у Машеньки– (гуси)
Кто обманул Буратино? – (Лиса Алиса, Кот Базилио, Карабас- Барабас)
Кто мешал Крокодилу Гене и Чебурашке? – (Старуха Шапокляк)
Кто превратил царевну в лягушку? – (Кощей Бессмертный)
Кто съел Колобка? – (лиса)
Кто проглотил солнце? – (крокодил)
Кто угрожал Мухе-Цокотухе? – (паук)
Воспитатель: «Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней»
Воспитатель: а сейчас я вам предлагаю вспомнить пословицы о добре и доброте, про хорошо и плохо.
Хорошему - везде хорошо, плохому - везде (плохо)
Лучше мало, да хорошо, чем много, да (плохо)
Доброе слово лечит, а злое (калечит).
Не одежда красит человека, а его (добрые дела).
Про доброе дело говори (смело).
Добрые слова дороже (богатства).
Не ищи красоты, ищи (доброты).
Не бойся, что плохо сказал, бойся, что плохо (сделал).
Добрый человек добру и (учит).
Добро не умрет, а зло (пропадет).
Если уж делать что-то, то делать (хорошо)
Люблю того, кто не обидит (никого).
Лучше самому терпеть, чем других (обижать).
Люби ближнего, как (себя).
Одной из главных задач нравственного воспитания дошкольников является мотивация к тому, чтобы дети не просто знали о существовании определенных норм, но и хотели их соблюдать. Хорошие результаты демонстрируют игры по нравственному воспитанию дошкольников, которые в веселой форме доносят до них важность соблюдения нравственных норм.
Воспитатель: Я предлагаю Вам поиграть в игры. (родители встают в круг)
Игра «Обиженный зайчик»
Главная цель — развить умение сочувствовать и любить окружающих.
Ход игры: ведущий (один из родителей) садится в центр круга. Он — обиженный маленький зайчик, который не успел сорвать вкусную морковку / не самый быстрый в лесу / встретил злого волка. Причину можно не уточнять. Все родители по очереди подходят к грустному зайке и пытаются его утешить и пожалеть.
Воспитатель: Я Вам предлагаю игру, в которой Вы играете роль детей.
Игра «Профессор»
Ход игры: Каждому ребенку (родителю) по очереди предлагается надеть специальную «профессорскую» шапочку. Педагог спрашивает «профессора» :
«Как ты поступишь в ситуации, если:
-нечаянно обидел своего друга…
-с тобой никто не хочет дружить…
-твоего друга обидели…
-твой друг заплакал и загрустил…
-твоего друга воспитатель похвалила на занятии, а тебя нет…
-у твоего друга что-то не получается…
-твой друг знает больше чем ты…
-твой друг нарушил правила поведения в группе…»
Игра с мячом: «Хорошо- плохо»
Родители бросают мяч друг другу и произносят хороший или плохой поступок. Тот кто ловит называет хорошо или плохо.
Подведение итогов.
Мы с вами, взрослые, должны быть хорошим примером для наших детей. Во всех проблемах уметь находить справедливое решение. Искренне радоваться успехам и достижениям малыша.
Уметь видеть и отмечать в ребенке его лучшие качества и достижения.
Мы часто смотрим на небо, на падающие звёзды и загадываем желания. (Раздаю участникам макеты звёзд)
Вот у вас в руках звезда. Загадайте желание, чтобы ваши дети были добрыми и милосердными, чтобы в сердцах людей жили справедливость и взаимопонимание.
Мне очень хочется, чтобы ваши желания, уважаемые родители, исполнились, а ваши дети получили столько заботы и ласки, чтобы они могли дарить их всему миру, окружающему их.
Задумайтесь над словами В. А. Сухомлинского:
«Если ты хочешь остаться в сердце человеческом - воспитай своих детей». Спасибо за встречу!