бегинина елена
Круглый стол для воспитателей «Использование художественного слова в математическом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол для воспитателей «Использование художественного слова в математическом развитии дошкольников»
Цель: оптимизировать работу воспитателей по математическому развитию дошкольников посредством использования художественного слова.
Разминка: «Назовите сказки, в которых есть числа»
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Круглый стол для педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
(Волк и семеро козлят. Три поросёнка. Три толстяка. Белоснежка и семь гномов. Три медведя. Два мороза. Двенадцать месяцев. Две лягушки. Трое из Простоквашино. Али-Баба и 40 разбойников. 1001 ночь).
Основная часть:
1. К художественному слову относятся все фольклорные жанры. Перечислите их (песенки, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, считалки, загадки, скороговорки, сказки, а также авторские рассказы, стихотворения, современные сказки математического содержания для дошкольников, рифмованные задачи).
2. Перечислите требования к отбору художественного произведения (доступность; увлекательность; развивающее и воспитывающее воздействие).
3. Какое значение имеет художественное слово в математическом развитии дошкольников? (наряду с приобщением детей к устному народному творчеству, формированием любви к родному языку, художественные произведения позволяют дать детям знания об окружающем мире, развивать ум, способность логически мыслить. С помощью художественного слова повышается интерес детей к обучению, их активность, самостоятельность, создается положительный эмоциональный фон на занятии по математическому развитию. Во время обучения дети получают дополнительную информацию о временах года, их последовательности, о счете, числах, цифрах и т. д.).
4. В каких возрастных группах можно использовать художественное слово? (художественное слово можно использовать во всех возрастных группах для решения программных задач по математическому развитию как на занятиях, так и вне занятий).
5. С каких позиций можно рассматривать художественный текст?
Любой художественный текст можно рассматривать с нескольких позиций:
-с позиции сюжета (текст может быть использован для проведения интегрированных занятий, объединенных определенной темой или сюжетом). На таких занятиях могут решаться задачи по ознакомлению с окружающим и природой, художественной литературой, по развитию речи, конструированию, математике, изобразительной деятельности и др.
-с позиции мотивации (художественное произведение, где идет речь о близком для ребенка сюжете, делает поставленную познавательную задачу разумной с точки зрения самого ребенка). Художественное произведение позволяет детям понять, где, почему и как можно применять полученные знания и умения по математике.
-с позиции программных задач по математическому развитию (один и тот же текст можно использовать в разных возрастных группах для решения разных математических задач).
Практическая часть:
1. Составьте педагогическую ситуацию с использованием художественного слова в математическом развитии дошкольников (на примере сказки «Колобок»). Задание выполняют по возрастным группам.
В младшей группе: много зверей один колобок, колобок круглый, катится по широкой дорожке (сравнить две тропинки по ширине) и т. д.
В средней группе: закрепление детьми количественного и порядкового счета (сколько зверей встретилось колобку? кого колобок встретил первым, вторым? которым по счету встретился медведь? и т. п.).
В старшей группе: закрепление знаний о составе числа из единиц (из каких разных зверей составлено число 4 в сказке) и др.
В подготовительной группе: закрепление детьми умения ориентироваться по плану, составлять план местности (помочь колобку выбраться из леса, минуя лису, по составленному плану) и др.
2. Назовите примеры использования художественного слова в следующих дидактических педагогических ситуациях:
-выполнение задания на закрепление счета,
-составление сериационного ряда по различным параметрам величины,
-усвоение детьми навыков по делению предметов на равные части.
(сказка «Три медведя», рассказ Г. Остера «Середина сосиски», венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка», народная сказка «Лиса и зайчата» и т. д.).
Заключительная часть:
Предлагаю Вашему вниманию педагогическую ситуацию, как можно использовать художественное слово для закрепления частей суток.
Воспитатель загадывает детям загадку о частях суток: «Братец бел, черна сестра. Братец - в дом, сестра - со двора». После отгадывания проводится обсуждение: «Братец - это день. День называют белым, так как днем светло. Сестра - это ночь. Ее называют черной, так как ночью темно. День сменяет ночь. В одном месте на Земле в одно и то же время не могут быть и день, и ночь. На той части Земли, которая повернулась к солнцу - день. На другой - ночь. Поэтому в загадке говорится, что ночь уходит, когда приходит день (продемонстрировать это детям с помощью глобуса (мяча) и настольной лампы или фонарика.)
Обсуждение педагогическим коллективом.