Татьяна Тимофеева
Консультация для родителей «Эмоциональные вспышки малыша: как реагировать и воспитывать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждому взрослому, имеющему малыша 1-2 лет хорошо знакомы эмоциональные порывы его крохи, быстрые перепады от капризов и слёз к бурному смеху, и наоборот. Почему это происходит, и как на это реагировать? Давайте разбираться.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Маленький ребёнок постоянно находится в потоке новых вещей, обстоятельств, лиц - всё его удивляет, а иногда даже расстраивает. Ребёнок ещё не пытается всё это понять, ведь многое недоступно для его понимания. Поэтому он пропускает всё через эмоции. Этот мир для него новый, интересный, и познание его происходит исключительно эмоциональным путём. Но и эмоциональный набор малыша пока мал и скуп : если он устал или недоволен - плачет или кричит; если доволен - громко смеётся. Малыш реагирует сиюминутно на текущую ситуацию. Иногда может случиться " накладка" разных эмоций друг на друга, создавая в душе неразбериху, часто заканчивающуяся "бурей", криком. Здесь очень важно отвлечь как-то или успокоить ребёнка. Посредством вашего вмешательства ребёнок не только успокоится, но и впоследствии научится справляться с эмоциями. Резкой сменой эмоций ребёнок заставляет взрослых реагировать, устанавливать ситуационные ограничения, и давать малышу объяснения. Так, в момент гнева, сделайте для себя нечто приятное, что вас успокоит, обрадует. Старайтесь заранее предвидеть неприятные ситуации. Поучитесь понимать " предвестье" эмоционального дискомфорта, подумайте, как не довести до " пика", предотвратить его. Например, не давайте ребёнку чашку с питьём, если знаете заранее, что он её играючи бросит, а вы расстроитесь. Сейчас попоите малыша сами.
Не пытайтесь встать на место малыша. В его возрасте крик и слёзы не означают моральных страданий или боли. Это всего лишь способ выразить досаду, гнев или разочарование. Потому что словами - пока не может. Ребёнок легко отвлечётся на что - то интересное, неожиданное или новое. Но не стоит при малейшем "писке" малыша бежать его "спасать" - отрицательные эмоции ведь тоже имеют место быть! А ваше отношение, поведение и слова помогут ему сориентироваться в ситуации, которая происходит с ним. Вы устанавливаете для малыша границы ситуации, внутри которых он может свободно выражать свои эмоции. Повзрослев, ребёнок примет эти границы как часть своих убеждений, а затем и как границы собственной личности. Вывод: малыш никак не научится контролировать себя сам; но и идти на поводу у него ни в коем случае не стоит.
Пример: если вы расстроены или в стрессе, не начинайте совместных игр, и не берите ребёнка на руки. Он легко " впитает" ваши эмоции, и повторит их.
До 1,5-2 лет ребёнок почти не пользуется словами, лепечет и указывает рукой на желанный объект. Если родитель не понимает, то ребёнок может "выдать" целую бурю эмоций. Кого - то из малышей получится быстро отвлечь, а кто - то не успокоится ни за что! Родителям во втором случае тоже нелегко, но скоро гнев на ребёнка сменится жалостью к нему. Они будут разрываться между " уступить" и " стоять как скала".
В возрасте 1,5-2 лет малышу хочется большей самостоятельности. Он становится капризным и требовательным, и бурно протестует против ограничений, возражений и запретов. Но в то же время он очень зависим от взрослых. Он просто должен быть уверен, что любим, принят и нужен в семье. Родители отныне не только реагируют на эмоции малыша, но пытаются объяснять ему первые правила поведения. Теперь они не только выставляют ограничения, но и объясняют их. Однажды установленные правила не должны меняться. Их должны соблюдать все в семье, иначе ребёнок попытается манипулировать вами. Молниеносных результатов воспитания не ждите. На всё и всегда требуется время.
С детьми 1-2 лет буквально каждый день происходят подобные " маленькие трагедии". Многие родители не знают, как реагировать, предпочитают игнорировать поведение малышей. Конечно, истерику выдержать непросто, но лучше не игнорировать ребёнка, не оставлять его одного. Ведь это не лучший метод показать недовольство его поведением. Если истерика ещё в " зачатке", попытайтесь отвлечь его, предложив нечто увлекательное. Но если "уже поздно", возьмите малыша на руки, и крепко прижмите его к себе до полного успокоения. Или просто побудьте " доступными" для него, чтобы он мог прийти к вам сам. Когда " всё стихнет", вы просто и коротко объясните ребёнку, почему у него такая реакция на ситуацию, а также можно выразить своё недовольство его поведением, но обязательно выказав ребёнку своё понимание.
Дорогие родители! Напоминаем вам: воспитание ребёнка - это огромный родительский труд, очень тяжёлый, важный и ответственный. Постарайтесь набраться самообладания. От этого зависит, насколько малыш научится выражать свои чувства адекватно ситуации. И помните: ребёнок всегда транслирует то, что показывает родитель.