Татьяна Байгашева
Круглый стол для педагогов «Годовой аналитический отчет: как правильно написать»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»
МР Калтасинский район Республики Башкортостан
на тему:
«Годовой аналитический отчет воспитателя : как правильно написать»
Подготовил:
ст. воспитатель Байгашева Т. А.
с. Калтасы, 2018г.
Для чего нужен аналитический отчет в конце года
Публикация «Круглый стол для педагогов „Годовой аналитический отчет: как правильно написать“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Согласно ФГОС ДО требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования – ориентиры для анализа профессиональной деятельности. Годовой аналитический отчет позволяет воспитателю проанализировать свою работу, осмыслить успешность или неуспешность усилий в организации образовательного процесса. Составляя его, педагог сводит результаты педагогической диагностики, определяет и фиксирует проблемы, ставит новые задачи.
Таким образом, главная цель годового аналитического отчета – выявить положительные и отрицательные стороны организации образовательного процесса и образовательной среды, чтобы эффективно разрабатывать рабочую программу.
Кроме того, годовой аналитический отчет повышает профессиональный уровень педагога, создает предпосылки для непрерывного образования и личностного роста.
Чем аналитический отчет отличается от аттестационных материалов
Аттестационные материал демонстрируют высокий уровень профессиональной компетенции воспитателя и доказывают, что его притязания на заявленную категорию оправданны.
В словосочетании «годовой аналитический отчет» главный смысловой акцент нужно сделать на прилагательном «аналитический». Иначе он превратится в доклад об успехах и достижениях.
Коме того, аттестационные документы воспитатель готовит один раз в пять лет, а анализировать свою деятельность необходимо как минимум раз в год, чтобы повысить качество и результативность образовательного процесса.
Какие требования предъявляются к форме отчета
Форма аналитического отчета воспитателя не регламентирована. Педагогические коллективы свободны в выборе, и нет необходимости в том, чтобы все ДОО использовали единую форму годового аналитического отчета. В каждой образовательной организации, реализующей ООП ДО, могут быть свои особенности его написания. Однако можно выделить общие пункты:
• общая характеристика группы;
• цели и задачи, которые были поставлены на данный период;
• анализ условий реализации ООП (образовательной среды);
• обобщенный анализ результатов педагогической диагностики;
• анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
• анализ взаимодействия с родителями детей;
• анализ результатов профессионального развития воспитателя;
• общие выводы и задачи на следующий период.
Самое главное в отчете – анализ. Основная его часть – разбор и оценка фактических данных, а сами данные могут быть вынесены в приложения в виде таблиц (приложение). Это сделает отчет компактным и содержательным.
В анализе необходимо самостоятельно выделить положительные стороны и проблемы. Для этого воспитатели могут использовать матрицу SWOT-анализа. Этот метод позволит обозначить сильные и слабые стороны образовательного процесса в дошкольной группе. Под возможностями и угрозами в данном случае подразумеваются внешние факторы, которые влияют на процесс: образовательная стратегия ДОО, социальное окружение и т. д. Но для аналитического отчета воспитателю достаточно проанализировать сильные и слабые стороны и возможности.
Что написать в аналитическом отчете
Остановимся подробно на каждом пункте годового аналитического отчета воспитателя.
1. Общая характеристика группы. В этом пункте не должно быть общих фраз. Не стоит расписывать, как развивались дети в течение года, какие сложились отношения между детьми и педагогом и т. д. О развитии воспитанников нужно говорить на основании педагогической диагностики, а о сложившихся партнерских отношениях – описывая образовательную среду.
2. Цели и задачи на данный период. Здесь педагог перечисляет цели и задачи, которые он ставил на этот учебный год.
3. Анализ образовательной среды в группе. В этом пункте воспитатель описывает и оценивает условия, обеспечивающие развитие дошкольников. Для этого он берет заполненные таблицы, которые впоследствии станут приложениями к отчету, с фактическим материалом: данными по РППС, проведенными мероприятиями, использованию педагогических технологий и другим составляющим образовательной среды. Его задача – осмыслить данные, которые он собрал в течение года, выделить сильные и слабые показатели, записать, какие внутренние и внешние возможности можно использовать, чтобы образовательная среда в группе была оптимальной и соответствовала требованиям ФГОС ДО.
Далее необходимо рассмотреть только самые сильные стороны и результаты образовательной деятельности и самые слабые, проблемные, затем внести их в таблицу анализа :
Сильные стороны Слабые стороны Возможности
То, что находится в пределах нормы, очевидно для воспитателя, администрации ДОО, осуществляющей контроль, коллег. Эти показатели отражены в таблицах-приложениях, на которые в отчете можно сделать ссылки.
Под словом «проблема» подразумеваются вопросы, которые требуют внимания: воспитанники не достигли результатов, воспитатель не предоставил возможности для развития способностей детей и т. д.
Например, дети старшей группы увлеченно занимаются с конструктором, проявляют способности, фантазию, конструкторское мышление. Воспитатель успешно интегрирует разные образовательные области на этих занятиях, реализует проекты, организует конкурсы. Такую успешную работу педагог ставит себе в плюс. Но будет ли также интересен этот конструктор детям в подготовительной группе? Получат ли способности детей дальнейшее развитие? Получат, если воспитатель при поддержке родителей предоставит детям возможность заниматься с более сложным конструктором, например, трехмерным, который не ограничивает конструкторское мышление и фантазию ребенка.
4. Анализ результатов педагогической диагностики. Воспитатель обобщает результаты педагогической диагностики, отмечает, по каким направлениям у воспитанников самые высокие (сильные стороны, а по каким самые низкие (слабые стороны) показатели. Далее рассматривает возможности для коррекции низких показателей и поддержки точек роста.
Как приложение к данному пункту педагог использует таблицы с результатами педагогической и психологической диагностики, проведенной в течение года. Они заполняются по форме, предложенной авторами диагностик.
5. Анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Педагог анализирует работу не только с детьми с ОВЗ, но и воспитанниками, требующими особого педагогического подхода и индивидуальной работы, в т. ч. с одаренными дошкольниками. Сильные стороны – те формы индивидуальной работы, которые дали положительный результат, а слабые – то, что не оказалось результативным или планировалось, но не было реализовано.
6. Анализ взаимодействия с родителями воспитанников. Воспитатель не только называет наиболее и наименее результативные формы из тех, что применялись в течение года, но и рассматривает возможность использования новых форм.
7. Анализ результатов профессионального развития воспитателя. Прежде чем определить, что удалось и что не удалось в плане профессионального развития, воспитатель указывает, над какой методической темой и в течение какого срока он работал. Педагог фиксирует, какие источники профессиональной информации он задействовал, оценивает их полезность:
• изучил. ;
• ознакомился с …;
• расширил имеющиеся представления о …;
• взял за основу для разработки …
Это важная часть методической копилки. Невозможно все удержать в памяти. Копилка станет хорошим подспорьем в работе. К ней всегда можно вернуться и что-то уточнить, подготовиться к докладу, дать полезный совет коллегам. В качестве сильных сторон воспитатель фиксирует то, что он успешно применяет на практике.
Также в годовом аналитическом отчете воспитатель рассматривает образовательные технологии (ОТ, которые использует в работе. Следует обратить внимание, что если в течение года был реализован всего один проект, то некорректно писать, что воспитатель успешно использовал проектную технологию в образовательном процессе. Нужно указать, что он эту технологию освоил.
Не следует формулировать так: «использовал элементы образовательных технологий».
ОТ – целостная система, в которой все элементы взаимосвязаны. И если какой-то элемент из нее вычленяется, то об использовании технологии речь не идет. Можно говорить лишь об отдельном приеме.
В качестве положительных сторон воспитатель отмечает успешное транслирование собственного опыта, обучение на курсах повышения квалификации, которое помогло его развитию как профессионала. Как и в других пунктах, в приложении фиксируется, что сделано, а в анализе – только самое эффективное.
В качестве проблемных сторон педагог отмечает то, что не принесло ожидаемых результатов. Не нужно бояться низко оценивать свое участие в методических мероприятиях и качество их организации. Объективная профессиональная самооценка всегда полезна, а годовой отчет – внутренний документ ДОО. Если несколько членов коллектива выскажут обоснованное мнение, что курсы были организованы плохо, администрация в будущем может рассмотреть другое учреждение дополнительного профессионального образования для их прохождения, в т. ч. дистанционно.
8. Общие выводы и задачи на следующий период. Воспитатель оценивает образовательную деятельность и ее результативность по всем аспектам и в заключение на основе выявленных проблем и возможностей формирует задачи на следующий период.
Умение педагога видеть проблемы в своей деятельности и находить пути их решения свидетельствует о его высоком профессиональном уровне.
Такой подход к написанию годового аналитического отчета связывает анализ и планирование в единую систему. Выполнил или не выполнил воспитатель поставленные задачи – критерий оценки эффективности образовательного процесса. А качественный анализ, в свою очередь, позволяет педагогу правильно планировать свою работу. Это дополнительный стимул для профессионального развития. Если воспитатель не видит возможностей для преодоления проблем и развития точек роста, необходимость указать их в отчете побуждает изучить вопрос: опыт коллег, методическую литературу и т. д.
Таблицы- приложения к годовому отчету воспитатель заполняет в течение года. Этот фактический материал используется для разных целей: при подготовке к аттестации, для участия в профессиональных конкурсах, распределения стимулирующей части фонда оплаты труда.
Объем годового аналитического отчета не определяет его качество. У начинающего воспитателя и воспитателя, имеющего большой педагогический опыт, он может значительно различаться. Но такой подход покажет руководителю ДОО, видит ли педагог главные проблемы в своей работе, думает ли он над тем, как их преодолеть. Старшему воспитателю это поможет выстроить эффективную программу методической поддержки педагогов.
Приложения
Образцы приложений к годовому аналитическому отчету воспитателя
Приложение к п. 3
3.1. Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса
Название и вид программно-методической продукции (программа, конспект, сценарий и др.) Дата утверждения (для планов, рабочих программ)
3.2. создание условий, безопасных для жизни и здоровья детей (по результатам мониторинга)
Информация о заболеваемости (в %) Информация о наличии случаев травматизма
3.3. Использование образовательных технологи (ОТ)
Используемые ОТ Цель использования Результат
3.4. Проектирование РППС в соответствии с ОП ДОО и требованиями ФГОС ДО
Запланированные направления развития РППС Результаты реализации запланированных направлений РППС
3.5. Итоговые мероприятия, проведенные в течение года согласно тематическому плану
Форма проведения Название мероприятия Уровень организации и результативность*
*Воспитатель самостоятельно определяет уровень организации и результативность мероприятия и отмечает его как высокий/средний/низкий.
3.6. Результаты участия воспитанников в олимпиадах, смотрах, конкурсах, турнирах, выставках, соревнованиях и др.
Уровень и название мероприятия Результат участия
Количество участников Количество победителей, лауреатов, призеров
Приложения к п. 5
5.1. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Категории детей с разными образовательными потребностями Наличие индивидуальных планов, маршрутов и т. д. Результат индивидуальной работы с воспитанниками
Приложения к п. 6
6.1. Формы взаимодействия с родителями
Формы взаимодействия и сотрудничества Охват родителей различными формами сотрудничества (%)
6.2. Удовлетворенность родителей качеством образовательного процесса и условиями пребывания ребенка в группе
Форма сбора информации Доля родителей, удовлетворенных качеством образовательного процесса и условиями пребывания детей в ДОО
Приложение к п. 7
7.1. Повышение квалификации
Тема КПК, стажировки Организация, осуществляющая КПК Название и номер документа Количество часов
7.2. Изучение научно-методической литературы, чтение профессиональных периодических изданий
Источник Результат изучения
7.3. Транслирование опыта педагогической деятельности
Формы трансляции* Темы
*Выступление, публикация, презентация, открытый показ НОД, мастер-класс, педагогический проект и т. д. Указать, где педагог выступал, публиковал, презентовал свой опыт, для кого давал мастер-класс или открытое занятие.
7.4. участие в работе профессиональных объединений педагогических работников
Группа/методическое объединение* Что разработано в результате совместной деятельности
7.5. Направление экспериментальной и инновационной деятельности
Направление экспериментальной и инновационной деятельности Что сделано
7.6. Участие в профессиональных конкурсах
Уровень конкурса название результат