Ирина Попова
Консультация «Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время очень многие говорят о важности развития таких качеств, как самостоятельность, инициативность и успешность. Начинать развивать их следует еще в дошкольном возрасте.
Публикация «Консультация „Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Самостоятельность – одно из важнейших качеств лидера. Чтобы быть успешным в будущем, ребенку нужно помочь развить свою индивидуальность. Формирование самостоятельности и инициативности расширяет возможности познания и подготовки к школе.
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности остается одной из самых актуальных в современной педагогике.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из основных принципов развития полноценной личности ребенка, является поддержка инициативности, самостоятельности и ответственности в различных видах деятельности. Все дети имеют право на собственное видение и инициативу в том деле, которым они занимаются в данное время, независимо от того, что это: рисование или лепка, музыкальное движение или физическое упражнение.
Одним из важнейших условий в развитии самостоятельности и инициативности является правильная организация предметно-пространственной среды.
«Организация образовательного пространства в соответствии с ФГОС ДО для детей дошкольного возраста имеет свою специфику развития : вариативность различных методов и развивающих методик, индивидуализация, гибкий подход, выбор определенных форм и направлений и т. д.» Благодаря этому появляется возможность реализовывать образовательные задачи в игровой форме. Для детей создаются условия для их полноценного развития.
«Создание условий образовательного пространства в реализации программы дошкольного развития – одна из самых главных и трудных задач, поскольку педагог должен понимать главную составляющую образовательного пространства для развития и поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников.»
В своей каждодневной работе педагог ставит конкретные цели, которые направлены на развитие и поддержку лидерских качеств детей. А в результате их совершенствования формируются самосознание, смелость и уверенность.
Необходимость формирования и развития самостоятельности и инициативности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо всего человечества.
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. И вместе с тем она должна подчиняться не только требованиям взрослых, но и проявлять инициативу ребенка. И чем лучше и осмысленнее освоили дети правила поведения, тем больше у них возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.
«Когда ребенок-человек формируется, то каждую свою новую способность ему надо сначала заметить для себя, а потом выращивать, подкармливая. Ребенок от рождения не умеет этого делать. Как и другому хорошему, он учится этому у значимых взрослых»
Все дети от природы различны. Кто-то с рождения имеет лидерские качества, а кому-то, для самоутверждения в новых умениях, необходимо помогать. Для этого существуем мы – взрослые.
В целях пробуждения у ребенка дошкольного возраста самостоятельности и инициативности педагоги применяют различные методы и приемы. К таким методам можно отнести: дидактическую игру, продуктивные виды деятельности, самоорганизованную деятельность, метод «проектов», трудовую деятельность, развитие различных коммуникативных качеств, развитие самостоятельности и инициативности в процессе занятий.
Таким образом, для развития самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возрастав соответствии с ФГОС ДО необходимо:
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не является опасным для жизни и здоровья, помогая тем самым реализовывать их собственные замыслы;
2. приветствовать успехи детей, даже если они совсем маленькие;
3. никогда не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
4. формировать у них привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности, создавать для него все необходимые условия;
7. держать в открытом доступе всевозможные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.
Помогая детям развивать свою самостоятельность и инициативность, мы совершенствуемся сами. Давайте будем стараться затрагивать колокольчики в душах наших воспитанников, о которых говорил В. А. Сухомлинский, и наполним окружающий мир звонким смехом, радостью и счастьем подрастающего поколения!
Список использованной литературы:
1. Головина М. Ф. и др. Пространство детского сада: творческая деятельность / Под ред. Т. Лапкиной, А. Русакова, М. Ганькиной. – М. : ТЦ Сфера; СПб. : Образовательные проекты, 2016.- 128 с. (Библиотека воспитателя
2. Модель Н. А. Поддержка детской инициативы и самостоятельностина основе детского творчества: в 3 ч. Ч. 1. – М. : ТЦ Сфера, 2016.- 128 с. – (Библиотека Воспитателя).
3. Модель Н. А. Поддержка детской инициативы и самостоятельностина основе детского творчества: в 3 ч. Ч. 3. – М. : ТЦ Сфера, 2016.- 128 с. – (Библиотека Воспитателя).