Надежда Ремезова
Родительское собрание «Кризис трех лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Практически в каждой семье наступает период, когда послушный, веселый, общительный ребенок вдруг становится совершенно неуправляемым: начинает устраивать истерики, на все предложения взрослых отвечает категоричным «нет», упрямиться.
Поздравляем, вы вошли в «кризис трех лет»!
В нашем детском саду в рамках «Школы молодой семьи» прошел семинар-практикум по теме: «Кризис трех лет. Способы оценки поведения ребенка, или как установит запреты». На встрече родители, совместно с педагогом-психологом Ремезовой Н. А., определили причину появления кризиса, особенности присущие данному кризису.
Публикация «Родительское собрание „Кризис трех лет“» размещена в разделах
Кроме того, родители поделились своими наблюдениями, переживаниями, опытом.
Что характерно для поведения ребенка в период кризиса трех лет?
НЕГАТИВИЗМ.
Как вы думаете что для него характерно?
(Ключевые слова «не хочу», «не буду»).
Отличается от непослушания, так как при негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. Главный мотив сделать не так как просят, а наоборот.
Взрослый может провоцировать приступы негативизма, когда отдает строгий приказ: «Не трогай!», «Ешь быстро!».
Что делать?Как вы себя ведете в такой ситуации?
Не давить, не разговаривать в приказном тоне. Если видите, что кроха сопротивляется из-за негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций. Используйте метод «от противного».
УПРЯМСТВО.
Как вы думаете что характерно?
Упрямство следует отличать от настойчивости Упрямство – это такая реакция, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Пример: Ребенок, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели. Ребенок в течение долгого времени не соглашается встать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: «Сказал не встану, значит, не встану!» Зачастую встав на позицию «кто кого» родители тем самым усугубляют, закрепляют проявление упрямства.
Что делать? Как вы себя ведете в такой ситуации?
Не использовать метод кто кого переубедит.
СТРОПТИВОСТЬ
Как вы думаете что характерно?
Отличается от негативизма тем, что направлена не против человека, а против самого образа жизни, против тех правил, которые были. Раньше был послушным ходил за ручку и вдруг он становится строптивым существом, который всем недоволен. На всё отвечает «да ну». Он делает попытки завоевать авторитет и проявить себя как независимая личность.
Что делать? Как вы себя ведете в такой ситуации?
Переключите внимание от того, что стало камнем преткновения, например на игру.
СВОЕВОЛИЕ «Я сам!»
Как вы думаете что характерно?
Что делать? Как вы себя ведете в такой ситуации?
По возможности поощрять инициативу и самостоятельность малыша. Если он замахнулся на то, что ему действительно не под силу, выступите в качестве помощника. Можно сказать ребенку: «Конечно, ты все сделаешь сам, а я тебе только чуть-чуть помогу»
ПРОТЕСТ-БУНТ
Как вы думаете что характерно?
Каждый день ребенок протестует против чего либо: то вермишель не любит, то причесали не той расческой, то из садика уходить не хочет. Если что-то не по нему сразу истерика.
Что делать? Как вы себя ведете в такой ситуации?
Будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда вы уверены в своей правоте. Пересмотрите свои требования к ребенку. Возможно, слишком много внимания уделяется промахам малыша, а его успехи и достижения, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, не требующее особой оценки.
ОБЕСЦЕНИВАНИЕ
Как вы думаете что характерно?
Ваш ребенок любил рассматривать книжки, любил когда ему читали, учил на память стихи. Но в один момент он как бы потерял ко всему интерес. Может начать употреблять бранные слова. Иногда позволяет грубо обзывать любимых бабушек, дедушек, маму.
Что делать? Как вы себя ведете в такой ситуации?
Научить адекватно малыша выражать желания и негативные эмоции. Например, должен знать, что бить маму нельзя, но можно в минуты ярости, раздражения ударить подушку, бросить на пол плюшевого мишку. Подумаете, какой способ выражения гнева наиболее приемлем для вас, так и для малыша.
ДЕСПОТИЗМ
Властелин семьи.
Как вы думаете что характерно?
Что делать? Как вы себя ведете в такой ситуации?
Как ни странно именно в этот момент ребенок очень нуждается в подтверждении того, что главенство остается за родителями. Ему важно ощущать, что взрослые по прежнему контролируют ситуацию.
Ситуации.
1. Миша (2г. 4мес.) пытается сам одеваться. Кряхтя он натягивает колготки. Ничего не получается. Вмешивается его мама со своей помощью.
- Я сам! - протестует ребенок.
- Сиди спокойно, ничего у тебя не получается – говорит мама.
- Я хочу сам!
Можно ли считать поведение Миши упрямством или это проявление развивающиеся личности?
Характеризует ли это поведение самостоятельностью?
Какую самостоятельность должен поощрять взрослый?
Ответ: Считать Мишу упрямым нельзя. В его поведении проявляются первые элементы самосознания, заметно стремление к самостоятельности. Взрослый должен поощрять такую самостоятельность ребенка.
2. Мама говорит сыну, что нельзя брать в рот снег. А малыш, зная это, продолжает это занятие и, хитро улыбаясь, говорит: «Моззя, моззя».
Чем объяснить такое поведение ребенка?
Ответ. В подобных реакциях ребенка на просьбу родителей проявляется стремление к самостоятельности, желание быть как взрослые. Дети специально проделывают то, что им запрещают близкие взрослые: бабушка, мама.
Это явление называется кризисом трех лет. Кризис трех лет, как явление пройдет, но связанные с ним новообразования (отделение себя от окружающих и сравнение с ними) – важный шаг в развитии ребенка.
3. В кризисные периоды очень ярко проявляется двойственность отношений к ребенку со стороны взрослых: с одной стороны раздражает упрямство 3-летнего малыша, а с другой – пугает («Какой вредный»).
Какова должна быть тактика поведения взрослых?
Ответ. Основная задача – не объяснять и не искоренять упрямство,а переводить его в настойчивость. Направляя активность ребенка в правильное русло деятельности.
Взрослый не должен стоять на пути детской самостоятельности. Ребенок растет, отстаивает свое право на действия по собственным решениям. Если ребенок вынужден действовать вопреки указаниям взрослого, у него может сформироваться чувство вины, которое он пронесет через всю жизнь.
Нравственное воспитание начинается с ключевых слов «можно», «нельзя». Это развивает ориентировку малыша в окружающем мире и обязывает его. Запретов должно быть мало, но они должны быть твердые.
4. Мама обнаружила в комнате на полу пластилин. Спросила Нину (3 года): «Это ты оставила пластилин в комнате?» Нина отрицательно покачала головой. Возмущенная мама оценила поведение дочери как ложь. Поэтому запретила дочери играть им в комнате.
Почему Нина солгала?
Как должна была повести себя мама в этой ситуации?
Ответ. Дети не рождаются лжецами. Они прибегают к обману не потому, что хотят досадить окружающим. Обычно дети лгут:
- из-за боязни наказания;
- стремление подражать поведению взрослых;
- пытаются сделать желаемое действительным (из-за желание ощутить удовольствие).
Если ответ взрослому известен, не стоит ловить ребенка на лжи. Разумнее напомнить правило поведения: «Я просила не приносить пластилин в комнату».