Папки-передвижки

Практикум для родителей «Кризис трех лет — испытание для родителей»

Татьяна Черноситова
Практикум для родителей «Кризис трех лет — испытание для родителей»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого-педагогическую культуру родителей.

Задачи:

1. Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.

2. Привлекать родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.

3. Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период

кризисного возраста.

Участники: родители, воспитатели, педагоги - психологи.

Ход встречи:

Вступление.

Публикация «Практикум для родителей „Кризис трех лет — испытание для родителей“» размещена в разделах

Добрый вечер уважаемые родители!

Послушайте маленькую историю:

Малыш 2, 5-3 лет: - Мама, дай машинку!

Мама дает со словами: - Возьми, сынок.

Малыш раздраженно: - Не хочу машинку!

Мама забирает игрушку. Малыш гневно: - Дай машинку! А-а-а!

И так далее по нарастающей.

Вы узнали своего ребенка? Значит, у вас в самом разгаре так называемый «кризис 3 лет». Кризис может начаться уже в 2,5 года, а закончиться в 4 года. Что происходит с ребенком в этом возрасте? В чем истинная причина его «ужасного» поведения? Как себя вести родителям, чтобы с наименьшими потерями пройти это период? Об этом пойдет разговор на нашем заседании.

Теоретическая часть

1 слайд

Три года — это возраст, который можно рассматривать как определённый рубеж развития ребёнка с момента его рождения. К трём годам заканчивается этап «слияния» ребёнка с матерью, резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и, соответственно, изменяется поведение ребёнка. Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребёнка и называется он кризисом трёх лет.

Кризис связан с переходом ребенка на новую ступень развития. У ребенка появляются новые потребности и желания, которые он сам еще не понимает и не может реализовать. Старый стиль взаимодействия необходимо менять, но как сделать это гладко малыш не знает. Именно это и делает поведение ребенка непредсказуемым.

Любой кризис – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». У ребенка резко проявляется потребность в выражении собственной самости. Поэтому он всячески избегает помощь взрослых, сопротивляется их приказам. Ребенку необходимо, чтобы его приняли за личность, потому что он хочет стать независимым и самостоятельным, чтобы самому принимать решения и не играть под чужую дудку.

Хоть у ребенка появилось собственное мнение и решимость все делать самому, у него по-прежнему неловкие ручки и ножки и он физически не может совершить то, что хотел бы. Злитесь ли вы, когда у вас что-то не получается? А у ребенка не получается практически все, оттого и злость, и истерики. Отсюда и повышенная ранимость малыша на насмешки окружающих в сторону его неумелости. Поэтому не стоит смеяться над его маленькими подвигами или неудачами. Для ребенка самостоятельно одетые ботиночки, пусть и не на ту ногу, огромное достижение, которым он гордится и хочет, чтобы гордились вы. Его стремление быть успешным для взрослых настолько высоко, что обуславливает глубокую неудовлетворенность малыша и приводит к попыткам компенсировать свои неудачи через действия взрослым назло.

Основные характеристики кризиса трёх лет

Упражнение «Хорошо и плохо, или что такое кризис трёх лет»

Участники перечисляют качества, которые присущи детям трёх лет и педагог- психолог записывают их на доске. Положительные качества - справа, отрицательные - слева.

2 слайд

Сравнивают записанные отрицательные качества с характеристикой по Л. С. Выготскому.

3 слайд «Как помочь ребёнку благополучно выйти из кризиса

Вызывающее поведение ребёнка можно рассматривать как некое приглашение, призыв к родителям упорядочить его мир, показать ему своей реакцией, что на самом деле важно, а что нет. Ребёнку нужна твёрдость родительской позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии.

В этом нам помогут разные способы, рекомендации, советы, которые можно использовать в общении с ребенком во время кризиса.

4 слайд «Рекомендации»

• Видеть позитивные стороны проявления кризиса.

• Продумать стратегию поведения по отношению к ребёнку.

• Проявлять настойчивость и последовательность.

• Бережно обращаться с чувствами ребё нка: сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость.

• Не подавлять эмоции ребёнка, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.

• Во время приступа капризности стараться переключить внимание ребёнка.

Как пользоваться этими рекомендациями, мы подробно остановимся в практической части нашего заседания.

Практическая часть (игры и упражнения)

Игра «Пессимисты - оптимисты».

Цель: научить видеть позитивные стороны проявления кризиса

Ход игры: участники делятся на группы и, исходя из роли (оптимисты или пессимисты) обсуждают 2-3 характеристики трёхлетнего ребёнка. Затем происходит смена ролей и обсуждение ещё 2-3 характеристик.

Вывод: каждая характеристика содержит как отрицательные, так и положительные стороны. Задача родителей : научить ребенка распознавать свои истинные желания и проявлять черты характера, соответствующие ситуации; научить делать осознанный выбор, научить встречаться с последствиями и нести за них ответственность.

Игра «Светофор»

Цель: продумать стратегию своего поведения по отношению к ребёнку во время проявления кризисных ситуаций.

Ход игры: участники под руководством ведущего составляют примерный список ежедневных требований к ребенку. Затем в этом списке находят те требования (2-3, которые имеют первостепенную значимость и выделяют красным цветом те требования, которые не встречают сопротивления ребёнка или имеют низкую значимость для родителей - зелёным цветом; остальные - жёлтым. Выделенные красным цветом требования - зона высокого эмоционального напряжения, для преодоления которого потребуется от родителей настойчивость и терпение.

Обсуждение «Настойчивость и последовательность»

Ход обсуждения: когда требования определены, остается научиться настойчивости в их соблюдении. Те требования, которые мы обозначили красным цветом (аналогично вы сделаете дома, являются безоговорочными всегда и в любых обстоятельствах - приготовьтесь отстаивать их со всей твердостью, которая будет испытываться ребенком.

У каждого родителя, несомненно, уже имеется опыт настойчивости предъявления требований. Это, как правило, касается безопасности жизни ребенка (не брать нож, не выбегать на дорогу и т. п.). Мы предлагаем вам поделиться этим опытом: рассказать о таких ситуациях, уделив внимание используемым вами словам, интонации, голосу.

Родителям предлагается вспомнить и поделиться позитивным опытом, т. к. у каждого родителя есть ряд требований, в выполнении которых он не встречается с активным сопротивлением ребёнка. Следует обратить внимание на особое отношение к таким требованиям самого родителя и стиль их подачи ребёнку.

Ролевая игра «Тропа эмоций»

Цель: учить родителей бережно обращаться с чувствами ребё нка: сопереживать его горю, понимать причины проявления злости, разделять с ним радость.

Ход игры: участникам предъявляются карточки с портретами детей в том или ином настроении и эмоциональном состоянии. Предлагается попробовать назвать эмоцию на портрете.

Вывод: даже взрослым бывает непросто распознать и правильно назвать эмоцию, следовательно, для ребенка это вообще непосильная задача, научить его этому может родитель, сделать это можно через совместную игру.

Ознакомление с играми на эмоциональное развитие (игры с известными сказками).

Цель: показать родителям, как научить ребёнка правильно управлять собственными эмоциями, не подавляя их.

Ход игры: 5-6 желающим из участников дается задание: описать чувства героев сказки "Колобок" (герой определяется жребием).

Вывод: аналогично можно играть и с ребёнком, используя знакомые ребёнку сказки, просматривая вместе с ребёнком мультфильмы. Можно предложить ребёнку отгадать (предположить, что чувствует тот мальчик на качелях, девочка с куклой, вместе порассуждать: когда бывает грустно, когда весело?

Игра «Наоборот»

Цель: во время приступа капризности стараться переключить внимание ребёнка.

Ход игры: во время приступа капризности можно переключить внимание ребё нка предложив поиграть: «Я тебе скажу: "Не ешь суп", а ты не будешь меня слушаться и будешь делать всё наоборот, а я (как - будто) буду сердиться».

Проводится ролевая игра с парой желающих из участников, где один - "Родитель", а другой - "Ребенок». "Ребенок" капризничает, задача "Родителя" любым способом переключить его внимание.

Вывод: помимо предложенной нами игры "Наоборот" у каждого из родителей имеется свой арсенал способов для переключения внимания ребенка. Предлагаем участникам перечислить собственные способы и составить общий список, тем самым обогатив опыт каждого.

Заключительная игра «Вопрос-ответ»

Цель: подведение итогов и получение обратной связи от участников.

Ход игры: психолог задает вопросы. Участникам предлагается ответить на них:

1. Назовите два любых качества ребенка, являющимися проявлением кризиса.

2. Назовите способы, которые могут помочь родителю справиться с этими проявлениями.

3. Что может помочь при приступе капризности?

Заключительная часть:

Пожелание психолога: Любите своих детей, радуйтесь их открытиям, проживайте вместе с ними прекрасное время весны жизни - детство!

Раздача памяток «Кризис трех лет» для родителей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет» «Кризис 3-х лет» или «кризис самостоятельности» (от 2 лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев) В течение первых 3-х лет жизни ребенок меняется.

Консультация для родителей «Как протекает кризис трех лет» Консультация для родителей Как протекает «кризис тех лет» Ранний возраст заканчивается кризисом трех лет. Кризис трёх лет — возрастной.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Кризис трех лет. Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Консультация для родителей: «Кризис трех лет» Воспитатель 2 мл. группы «Светлячок» Бахманова Лариса Владимировна «…Кризис 3-летнего возраста,.

Консультация для родителей первоклассников. Кризис 7 лет. Рекомендации На пороге «Кризиса семи лет» Переход к школьной жизни - серьезный этап в жизни детей, редко кто из дошколят не испытывает при этом стресса.

Родительское собрание «Кризис трех лет» (первая младшая группа) Родительское собрание 1 младшая группа № 2 Кризис 3-х лет Я рада Вас приветствовать. Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая.

Кризис развития ребенка трех лет Кризисом трех лет называют возрастной кризис, который возникает во время перехода от раннего к дошкольному возрасту; характеризуется он.

Родительское собрание «Кризис трех лет» 1 слайд "Кризис трех лет" 2 слайд Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным — приучить его не встречать ни.

Семинар-практикум для родителей «Как преодолеть кризис трех лет» (2 младшая группа)Семинар-практикум для родителей «Как преодолеть кризис трех лет» (2 младшая группа) Третий год жизни ребенка. Кажется, самое трудное позади, ребенок повзрослел, стал более самостоятельным, однако многие родители и не догадываются.

Стихотворение-рекомендация для родителей «Кризис 3-х лет»Стихотворение-рекомендация для родителей «Кризис 3-х лет» Кризис 3-х лет. Здравствуйте, я Мельник Миша, Я пришёл Вам рассказать, Как мы с мамой моей Катей Будем кризис преодолевать! Мама книжки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для родителей «Кризис трех лет — испытание для родителей»
Опубликовано: 10 ноября 2016 в 15:19
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум для родителей «Кризис трех лет — испытание для родителей»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Черноситова (УИ 854477) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД