Татьяна Черноситова
Практикум для родителей «Кризис трех лет — испытание для родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого-педагогическую культуру родителей.
Задачи:
1. Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.
2. Привлекать родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.
3. Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период
кризисного возраста.
Участники: родители, воспитатели, педагоги - психологи.
Ход встречи:
Вступление.
Публикация «Практикум для родителей „Кризис трех лет — испытание для родителей“» размещена в разделах
Добрый вечер уважаемые родители!
Послушайте маленькую историю:
Малыш 2, 5-3 лет: - Мама, дай машинку!
Мама дает со словами: - Возьми, сынок.
Малыш раздраженно: - Не хочу машинку!
Мама забирает игрушку. Малыш гневно: - Дай машинку! А-а-а!
И так далее по нарастающей.
Вы узнали своего ребенка? Значит, у вас в самом разгаре так называемый «кризис 3 лет». Кризис может начаться уже в 2,5 года, а закончиться в 4 года. Что происходит с ребенком в этом возрасте? В чем истинная причина его «ужасного» поведения? Как себя вести родителям, чтобы с наименьшими потерями пройти это период? Об этом пойдет разговор на нашем заседании.
Теоретическая часть
1 слайд
Три года — это возраст, который можно рассматривать как определённый рубеж развития ребёнка с момента его рождения. К трём годам заканчивается этап «слияния» ребёнка с матерью, резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и, соответственно, изменяется поведение ребёнка. Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребёнка и называется он кризисом трёх лет.
Кризис связан с переходом ребенка на новую ступень развития. У ребенка появляются новые потребности и желания, которые он сам еще не понимает и не может реализовать. Старый стиль взаимодействия необходимо менять, но как сделать это гладко малыш не знает. Именно это и делает поведение ребенка непредсказуемым.
Любой кризис – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». У ребенка резко проявляется потребность в выражении собственной самости. Поэтому он всячески избегает помощь взрослых, сопротивляется их приказам. Ребенку необходимо, чтобы его приняли за личность, потому что он хочет стать независимым и самостоятельным, чтобы самому принимать решения и не играть под чужую дудку.
Хоть у ребенка появилось собственное мнение и решимость все делать самому, у него по-прежнему неловкие ручки и ножки и он физически не может совершить то, что хотел бы. Злитесь ли вы, когда у вас что-то не получается? А у ребенка не получается практически все, оттого и злость, и истерики. Отсюда и повышенная ранимость малыша на насмешки окружающих в сторону его неумелости. Поэтому не стоит смеяться над его маленькими подвигами или неудачами. Для ребенка самостоятельно одетые ботиночки, пусть и не на ту ногу, огромное достижение, которым он гордится и хочет, чтобы гордились вы. Его стремление быть успешным для взрослых настолько высоко, что обуславливает глубокую неудовлетворенность малыша и приводит к попыткам компенсировать свои неудачи через действия взрослым назло.
Основные характеристики кризиса трёх лет
Упражнение «Хорошо и плохо, или что такое кризис трёх лет»
Участники перечисляют качества, которые присущи детям трёх лет и педагог- психолог записывают их на доске. Положительные качества - справа, отрицательные - слева.
2 слайд
Сравнивают записанные отрицательные качества с характеристикой по Л. С. Выготскому.
3 слайд «Как помочь ребёнку благополучно выйти из кризиса?»
Вызывающее поведение ребёнка можно рассматривать как некое приглашение, призыв к родителям упорядочить его мир, показать ему своей реакцией, что на самом деле важно, а что нет. Ребёнку нужна твёрдость родительской позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии.
В этом нам помогут разные способы, рекомендации, советы, которые можно использовать в общении с ребенком во время кризиса.
4 слайд «Рекомендации»
• Видеть позитивные стороны проявления кризиса.
• Продумать стратегию поведения по отношению к ребёнку.
• Проявлять настойчивость и последовательность.
• Бережно обращаться с чувствами ребё нка: сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость.
• Не подавлять эмоции ребёнка, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
• Во время приступа капризности стараться переключить внимание ребёнка.
Как пользоваться этими рекомендациями, мы подробно остановимся в практической части нашего заседания.
Практическая часть (игры и упражнения)
Игра «Пессимисты - оптимисты».
Цель: научить видеть позитивные стороны проявления кризиса
Ход игры: участники делятся на группы и, исходя из роли (оптимисты или пессимисты) обсуждают 2-3 характеристики трёхлетнего ребёнка. Затем происходит смена ролей и обсуждение ещё 2-3 характеристик.
Вывод: каждая характеристика содержит как отрицательные, так и положительные стороны. Задача родителей : научить ребенка распознавать свои истинные желания и проявлять черты характера, соответствующие ситуации; научить делать осознанный выбор, научить встречаться с последствиями и нести за них ответственность.
Игра «Светофор»
Цель: продумать стратегию своего поведения по отношению к ребёнку во время проявления кризисных ситуаций.
Ход игры: участники под руководством ведущего составляют примерный список ежедневных требований к ребенку. Затем в этом списке находят те требования (2-3, которые имеют первостепенную значимость и выделяют красным цветом те требования, которые не встречают сопротивления ребёнка или имеют низкую значимость для родителей - зелёным цветом; остальные - жёлтым. Выделенные красным цветом требования - зона высокого эмоционального напряжения, для преодоления которого потребуется от родителей настойчивость и терпение.
Обсуждение «Настойчивость и последовательность»
Ход обсуждения: когда требования определены, остается научиться настойчивости в их соблюдении. Те требования, которые мы обозначили красным цветом (аналогично вы сделаете дома, являются безоговорочными всегда и в любых обстоятельствах - приготовьтесь отстаивать их со всей твердостью, которая будет испытываться ребенком.
У каждого родителя, несомненно, уже имеется опыт настойчивости предъявления требований. Это, как правило, касается безопасности жизни ребенка (не брать нож, не выбегать на дорогу и т. п.). Мы предлагаем вам поделиться этим опытом: рассказать о таких ситуациях, уделив внимание используемым вами словам, интонации, голосу.
Родителям предлагается вспомнить и поделиться позитивным опытом, т. к. у каждого родителя есть ряд требований, в выполнении которых он не встречается с активным сопротивлением ребёнка. Следует обратить внимание на особое отношение к таким требованиям самого родителя и стиль их подачи ребёнку.
Ролевая игра «Тропа эмоций»
Цель: учить родителей бережно обращаться с чувствами ребё нка: сопереживать его горю, понимать причины проявления злости, разделять с ним радость.
Ход игры: участникам предъявляются карточки с портретами детей в том или ином настроении и эмоциональном состоянии. Предлагается попробовать назвать эмоцию на портрете.
Вывод: даже взрослым бывает непросто распознать и правильно назвать эмоцию, следовательно, для ребенка это вообще непосильная задача, научить его этому может родитель, сделать это можно через совместную игру.
Ознакомление с играми на эмоциональное развитие (игры с известными сказками).
Цель: показать родителям, как научить ребёнка правильно управлять собственными эмоциями, не подавляя их.
Ход игры: 5-6 желающим из участников дается задание: описать чувства героев сказки "Колобок" (герой определяется жребием).
Вывод: аналогично можно играть и с ребёнком, используя знакомые ребёнку сказки, просматривая вместе с ребёнком мультфильмы. Можно предложить ребёнку отгадать (предположить, что чувствует тот мальчик на качелях, девочка с куклой, вместе порассуждать: когда бывает грустно, когда весело?
Игра «Наоборот»
Цель: во время приступа капризности стараться переключить внимание ребёнка.
Ход игры: во время приступа капризности можно переключить внимание ребё нка предложив поиграть: «Я тебе скажу: "Не ешь суп", а ты не будешь меня слушаться и будешь делать всё наоборот, а я (как - будто) буду сердиться».
Проводится ролевая игра с парой желающих из участников, где один - "Родитель", а другой - "Ребенок». "Ребенок" капризничает, задача "Родителя" любым способом переключить его внимание.
Вывод: помимо предложенной нами игры "Наоборот" у каждого из родителей имеется свой арсенал способов для переключения внимания ребенка. Предлагаем участникам перечислить собственные способы и составить общий список, тем самым обогатив опыт каждого.
Заключительная игра «Вопрос-ответ»
Цель: подведение итогов и получение обратной связи от участников.
Ход игры: психолог задает вопросы. Участникам предлагается ответить на них:
1. Назовите два любых качества ребенка, являющимися проявлением кризиса.
2. Назовите способы, которые могут помочь родителю справиться с этими проявлениями.
3. Что может помочь при приступе капризности?
Заключительная часть:
Пожелание психолога: Любите своих детей, радуйтесь их открытиям, проживайте вместе с ними прекрасное время весны жизни - детство!
Раздача памяток «Кризис трех лет» для родителей.