Алёна Лакиза
Консультация «Кризис семи лет»
▼ Скачать + Заказать документы
К 7 годам ребёнок постепенно переходит от игровой к учебной деятельности. Он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Дошкольнику становится интересно общаться со взрослыми, обсуждать с ними «взрослые» темы. Основной причиной кризиса 7 лет является становление социального «Я» ребёнка, зарождение новых социальных отношений с окружающими людьми, где он выступает уже не как дошкольник, а как взрослый человек.
Симптомы кризиса 7 лет можно разделить на 3 группы:
1. Нарушение и обесценивание правил, принятых в семье:
o часто грубит;
o спорит по любому поводу, проявляет упрямство;
o отказывается выполнять просьбы;
Публикация «Консультация „Кризис семи лет“» размещена в разделах
o ломает игрушки, говорит, что они надоели ему.
2. Желание подражать взрослым:
o кривляется, говорит не натуральным голосом;
o передразнивает взрослых;
o просит купить модную одежду и современные гаджеты;
o резко меняется настроение;
o обижается, когда над ним смеются или критикуют.
3. Стремление ребёнка к самостоятельности:
o начинает интересоваться семейными делами;
o вступает в разговоры со взрослыми;
o берёт на себя новые обязанности.
Если Вы заметили один или несколько симптомов из каждой группы, значит, Ваш ребёнок переживает кризис 7-летнего возраста. И все его проявления, которые вы наблюдаете, имеют важное значение для развития и взросления ребёнка.
Как родителям пережить этот период?
Возрастной кризис 7 лет в жизни ребенка становится кризисом воспитательной системы родителей. Прежние меры воздействия, применяемые к сыну или дочери, перестают быть эффективными. Поэтому родителям важно проявить гибкость и пересмотреть свои взгляды на воспитание будущего школьника.
10 НЕ для родителей:
1. НЕ пытаться подстелить соломки на каждом шагу ребёнка.
2. НЕ перегружать кружками и секциями после детского сада/в дальнейшем школы.
3. НЕ принуждать и не давить на ребёнка.
4. НЕ критиковать его друзей.
5. НЕ игнорировать проблемы ребёнка в детском саду/в дальнейшем в школе.
6. НЕ ругать и не высмеивать за промахи и ошибки.
7. НЕ высказываться негативно о детском саде/школе и воспитателях/учителях.
8. НЕ сравнивать ребёнка с другими детьми.
9. НЕ унижать и не наказывать физически.
10. НЕ досаждать разговорами о наступившей «взрослости».
10 МОЖНО для родителей:
1. Проводить больше времени с ребёнком.
2. Демонстрировать свою любовь к сыну или дочери с помощью объятий, поцелуев, слов поддержки.
3. Позволить ребёнку самому решать проблемы, где он сможет это сделать.
4. Принимать индивидуальность ребёнка.
5. Помогать обрести уверенность в себе.
6. Говорить на любые темы.
7. Внимательно слушать, не перебивая.
8. Оставлять время для игр.
9. Вместе посмеяться и подурачиться.
10. Помочь с домашними заданиями, но только если ребёнок сам попросит.
Советы психолога:
• Спрашивайте мнение ребёнка по семейным вопросам, советуйтесь с ним;
• Хвалите ребёнка за конкретные достижения, поддерживаете в начинаниях;
• Ребёнок хочет самостоятельности? Предоставьте её. Пусть самостоятельно собирает портфель, готовит домашние задания и без напоминания заводит будильник. Это – его зона ответственности;
• Как и в любой другой период возрастного кризиса будьте последовательны. Если что-то запрещаете, значит, запрещаете всегда, при любых условиях;
• Не делайте ребёнка заложником ваших нереализованных желаний. Если вы до ночи сидите с ним за подготовкой к школе, заставляя переделывать снова и снова при малейшей ошибке – это ваши амбиции. Если ребёнок хочет играть в футбол, а вы отдаёте его в танцы, потому что сами мечтали ими заниматься – это тоже ваши амбиции. Позвольте сыну или дочери жить своей жизнью: выбирать увлечения по душе, совершать ошибки, познавать мир на собственном опыте;
• Чёткий режим дня облегчит и вашу жизнь, и жизнь ребёнка. Время использования гаджетов тоже должно быть ограничено;
• 7-летний ребёнок и так сталкивается с большим количеством требований в детском саду (а в дальнейшем и в школе). В ответ на ваши «надо», «быстро», «сделал» он может проявить резкую негативную реакцию. Поэтому старайтесь доносить информацию в виде просьб и спокойным тоном;
• Не заостряйте внимание на ошибках ребёнка. Не ошибается только тот, кто ничего не делает;