Ася Ракшина
Учим детей управлять своими эмоциями. Кризис 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Учим детей управлять своими эмоциями. Кризис 4-5 лет.
В 4–5 лет дети уже не такие маленькие, но еще и не взрослые. Они многое хотят, но пока не владеют собой настолько, чтобы воплощать желаемое. Они еще не так хорошо управляют своим телом, поступками, поведением, эмоциями, как хотелось бы взрослым. Часто возникают ситуации, когда ребенок знает, как надо себя вести, но сиюминутные порывы уводят его в противоположную сторону. Он потом может раскаиваться и уверять, что так больше не будет (и в этот момент он в этом убежден, но проходит полчаса (значительный отрезок времени для ребенка, и оказывается, что урок до конца не усвоен.
Публикация «Учим детей управлять своими эмоциями, Кризис 4–5 лет» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
В возрасте 4–5 лет дети учатся понимать как собственные эмоции, так и чувства других людей. По внешнему виду детей, как правило, видно, когда у них плохое настроение, а когда они, наоборот, чувствуют радость, удивление, восторг. Дети выражают эмоции и чувства ярко и непосредственно, хотя сами еще недостаточно хорошо распознают их у других по выражению лиц, движениям. Понятнее всего для детей такие эмоции, как радость, грусть, страх, злость, удивление (так называемые основные эмоции). Когда детей учат различать эмоции людей с помощью картинок или фотографий, они часто путают выражение страха и удивления. Ребенок может не разобраться в нюансах мимики, но, как правило, в жизни дети хорошо «считывают» энергетику яркой эмоции, ее положительную или отрицательную окраску.
В этом возрасте дети уже могут рассказать о своем самочувствии, эмоциональном и физическом. Это помощь воспитателям и родителям в понимании детей, их состояния. Дети могут не только ответить на вопрос взрослого «Как ты себя чувствуешь?», но и сами, когда это надо, обратить их внимание на свое состояние и дать ему название. Дети средней группы должны двигаться вволю. Если такой возможности по какой-то причине нет, накапливается напряжение – и физическое, и психоэмоциональное из-за испытываемого дискомфорта. В таком состоянии дети становятся капризными, эмоционально неуравновешенными, непослушными, словно у них перестают срабатывать «тормоза».
Представьте ребенка, у которого потребность в движениях выше, чем у других в группы. Такого, который своей подвижностью постоянно отвлекает других детей, которого «много». Чем больше его сдерживать, тем больше он будет возбуждаться, а значит, хуже управлять собой и меньше реагировать на обращения педагога.
Достаточная физическая активность может и должна быть специально продумана. Это верный способ профилактики и устранения психоэмоционального утомления. В арсенале игровых средств обязательно должны присутствовать игры – как подвижные, так и спокойные, с помощью которых можно переключить внимание расшалившихся дошкольников, успокоить.
В разных ситуациях ребенок сталкивается со всяческими соблазнами. Увлекательные занятия совершенно естественно вызывают у него интерес и любопытство, а если они ограничиваются правилами, сила эмоций может даже вырасти. Это побуждение бывает настолько ярким, что затмевает представления о нормах поведения и последствиях поступков. Прямо сейчас ребенку хочется делать что-то очень неуместное, запретное, мешающее другим, и это желание настолько завладевает им, что правила поведения становятся неважными. Ребенок может не забывать о них, он просто в данный момент не придает им значения.
Внешние яркие стимулы искренне обезоруживают ребенка, которому пока не по силам бороться с побуждениями. Иначе говоря, разум еще недостаточно контролирует эмоции. Это делает ребенка зависимым, слабым, ранимым, возбудимым. Ребенок пытается отстаивать свою потребность признания, порой это принимает форму капризов, упрямства, истерик. Проявление характера в этом возрасте является показателем кризиса, то есть указывает на то, что процесс взросления ребенка запущен. И так будет продолжаться до тех пор, пока он не станет старше, пока не созреют необходимые психические функции и не сформируются устойчивые связи между ними.
Одна из важных составляющих взросления – это определение собственных границ и правил. Что мне позволено, а что нет? Кто устанавливает правила? Могу ли я их нарушить, смягчить?
Понимание того, что и как надо делать, формируется у детей быстро. Достаточно 2–4 раза сказать, показать и попробовать. Но устойчиво выполнять правило ребенок будет только после многократных повторений. Особенно это касается правил, которые обозначаются словесно, то есть не подкрепляются невыгодными для ребенка последствиями. Так же трудно формируются различные правила, предполагающие ограничения, прекращение 7 действий. Например, «остановись», «не бегай», «успокойся», «заканчивай», «это нельзя» и т. д.
Будет ли ребенок реагировать на воспитателя, зависит от сложившихся правил отношений. Чем последовательнее педагоги будут придерживаться значимых норм, тем легче ребенку будет ими пользоваться и соблюдать.
Чтобы научить детей 4–5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить что можно, что нельзя и что нужно делать. Необходимы упражнения.
В среднем возрасте закладываются способы отношений ребенка с социумом, которые постепенно становятся привычными. Пословица «Посеешь привычку – пожнешь характер» уже действует в полной мере. Время от времени эмоциональные реакции пятилетних напоминают поведение детей младшего возраста. Важно помнить, что это временное явление, а проявление взрослым терпимости позволяет гасить приступы агрессии и бурные негативные эмоции.
Но это не означает, что надо делать все, лишь бы сохранить мир в группе. Любое происшествие – это материал для детского опыта. Ребенок должен понять, что определенные действия приносят вред другим, что он не единственный, у кого есть какие-то потребности, что агрессия в адрес окружающих – не лучший способ получать желаемое. Если ребенок на собственном опыте поймет, как это грустно и обидно, когда дети не берут его в игру из-за жадности или драчливости, то у него будет повод задуматься о последствиях своего поведения. Пусть находит способы мириться, делиться, приносить извинения.
Особенностью эмоционального развития детей в этом возрасте является частота возникновения у них детских страхов.
На пятом году жизни окружающий мир все шире распахивается перед ребенком. При этом недостаток опыта делает ребенка беззащитным перед ним. Недосказанные фразы, эмоции взрослых, склонность к фантазированию заставляют ребенка додумывать то, чего он не знает. Вымысел порождает самые разные страхи, которых к концу пятого года жизни появляется достаточно много.
Есть страхи условно нормальные для данного возраста. Например, боязнь сказочных персонажей, темноты, животных, страх, что он умрет или что умрет мама, папа, бабушка. Страх смерти, как правило, возникает как ответ на размышления детей о неизвестном и недоступном.
Но есть и страхи невротического характера, которые встречаются у чрезмерно опекаемых детей или в семьях с холодным стилем отношений. Излишняя забота или сдержанность родителей мешают малышу проходить эмоциональную закалку, формировать готовность к самым разным чувствам и эмоциям. Ребенок может жаловаться на что-то конкретное (в темноте прячутся чудовища, снятся страшные сны) или в целом проявлять сильную нервозность, уязвимость, угнетение.
Например, у определенной категории детей сильные страхи возникают после новогодних каникул. Новый год – праздник, насыщенный эмоциями и волшебством. И случается, что у таких детей психика не может сопротивляться эмоциональным перегрузкам, преобразуя напряжение в фантазии, вызывающие страхи и общую тревогу.
Недостаточное развитие эмоциональных и волевых процессов у детей данного возраста может приводить к тому, что их поведение в детском саду и дома сильно различаются.
Бывает, что в детском саду ребенок ведет себя бесшабашно, а дома его поведение изумляет порядком и послушанием. И наоборот: в садике ребенок ничем не выделяется из группы, а дома держит в напряжении всю семью.
Такая ситуация – повод задуматься об эмоциональном самочувствии ребенка, стилях воспитания в семье и детском саду. Причина может быть в различных требованиях к ребенку. В одном месте можно все, в другом необходимо выполнять правила. Или в семье ребенок один и все вертится вокруг него, а в садике таких, как он, еще двадцать человек. Ребенок теряется, замыкается или, наоборот, всячески старается привлечь к себе внимание.
Существуют специальные методы избавления от психоэмоционального напряжения, гнетущих переживаний. Чаще всего для дошкольников переделываются, адаптируются «взрослые» методы и приемы, предполагающие рефлексию, самоконтроль, выполнение команд. Детям 4–5 лет это пока не подходит. Но они уже умеют жить по правилам, следовательно, можно придумать способы, которые позволят детям в социально приемлемой форме проявлять творческую активность и обойтись без обычного контроля.
Эффективным способом коррекции поведения детей является арт-терапия. Например, метод, основанный на воссоздании атмосферы периода раннего рисования (период мараний и каракулей). Это период, когда маленькие дети еще не умели рисовать и изображать что-то конкретное, а только пробовали чиркать, штриховать, мазать. Специально подобранные спонтанные игры и действия с красками, бумагой, водой и песком помогают детям выплеснуть скопившееся напряжение, тревогу, страхи и т. д. Ребенок становится менее тревожным и уязвимым, а отсутствие требований к результатам действий позволяет ему получать удовольствие от своей активности.
Практическое задание: Дайте детям лист формата А3, гуашь, толстую кисть, восковые мелки и предложите выполнить следующие задания.
Задание 1. Нарисуй каляку-маляку (мазками, штриховкой, каракулями).
Задание 2. Давай представим, что ты не умеешь рисовать, просто почиркай. Желательно, чтобы ребенок выполнял эти действия ритмично, размашисто, точечками или длинными, широкими, пересекающимися, заполняющими все пространство листа линиями.
Задание 3. Придумай свой цвет, можешь смешивать любые краски (и темные тоже – коричневую, черную, синюю).
Задание 4. Давай рисовать пальчиками, ладошками. При выполнении этого задания не надо бояться грязи. Она должна быть, это естественно и весело.
Задание 5. Можешь замазать весь этот лист – любым способом, любым цветом, как хочешь!
Используйте в дальнейшем этот лист как фон для другого рисунка или аппликации.
Понаблюдайте за поведением детей до и после выполнения заданий.
Какие изменения в их поведении вы заметили?
А еще можно предложить:
-мять и рвать газетную бумагу;
-кидаться друг в друга мелкими бумажками;
- бомбить бумажными «снежками» крепость из крупного конструктора;
- смешивать песок и воду; строить и рушить песочные замки;
Творите вместе с детьми, поддерживайте и не одергивайте. Дайте детям возможность побыть самими собой, пошалить, поэкспериментировать в творчестве. Такие развлечения не должны быть частыми, это должно быть отдельное законченное событие, чтобы у детей не нарушались привычные стереотипы о правилах жизни в группе.
Планируем образовательную нагрузку
Все, что происходит с ребенком дома, в детском саду, где-то еще – все несет с собой информацию, впечатления, переживания, действия. Дети растут, а значит, растут и их возможности. Что нужно ребенку на данном этапе жизни? Как и чему его нужно учить? В какой форме, как часто?
Эти вопросы больше волнуют родителей. У воспитателя есть руководство к действию – образовательная программа. Но и родители, и педагоги должны хорошо представлять возможности ребенка данного возраста, так как иллюзии по поводу «взрослости» ребенка приводят к педагогическим ошибкам.
Так, родители записывают ребенка во всевозможные кружки и почти каждый день водят на дополнительные занятия после детского сада. Детям кружки очень нравятся. Они только начинаются в их жизни, там ново, интересно, не так, как в детском садике и дома. Однако день ребенка протекает весьма насыщенно, а сам он испытывает физические и эмоциональные перегрузки.
Родителям может казаться, что в детском саду ребенок только играет, гуляет, ест и спит. Но это не совсем так. За день ребенок получает много новой информации, тренирует умения, осваивает правила социальных отношений, общается, учится правильно произносить звуки речи и т. д. Несмотря на то, что образовательная нагрузка ребенка в детском саду рассчитывается в соответствии с санитарными нормами и возрастом детей, она для него ощутима. К вечеру ребенок в любом случае не такой, как утром, он утомлен, хотя внешне это может быть не очень заметно. Если вместо отдыха дома ребенку предлагается дополнительная нагрузка в виде эмоциональных впечатлений, организованной 12 деятельности, выполнения социальных правил, то это может привести к переутомлению и как следствие – к нарушениям в развитии ребенка.
В организации образовательной деятельности педагоги руководствуются следующими нормами СанПиН.
-Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 5-го года жизни – не более 20 минут.
-Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не превышает 40 минут.
-В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку.
-Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
-Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня.
-Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т. п.
-Выполнение домашних заданий дошкольниками не предусмотрено.
Ключевым в определении форм нагрузки являются такие характеристики, как «организованная деятельность» и «выполнение правил», так как они предполагают целенаправленность действий, контроль, сдерживание порывов, а значит, напряжение и нервно-психические затраты. Чрезмерность бьет по нервной системе. На фоне пресыщения могут появиться капризы, упрямство, демонстративное поведение, либо, наоборот, плаксивость, апатичность, тревожность.
Организованные формы деятельности у детей среднего дошкольного возраста не должны доминировать над спонтанными играми.
Для маленького ребенка важнее не количество знаний, а качество эмоций, которые сопровождают их получение. Речь идет о естественном интуитивном впитывании атмосферы отношений, творчества, игры, ритмов, движений.
Познание предполагает оценку, соотнесение с эталоном, критерии достижения качества. Творчество, напротив, не подразумевает оценивания и опирается на спонтанную активность. Ритмические формы деятельности (танцы, пение, чтение стихов) придают жизни тонус и обогащают красотой. Человеческие отношения закладывают уверенность в себе через приобщение к обществу других людей. В играх дети учатся радоваться, ссориться, побеждать и проигрывать.
Благодаря подобным формам активности ребенок приобретает новый опыт, который и лежит в основе его развития.
Большим потенциалом для детского развития обладают и события из повседневной жизни детей. Эффективным средством развития ребенка является его участие в детских утренниках. Возьмем, например, танец, которые дети готовят к празднику. Чтоб его выучить и исполнить, ребенку надо вслушаться в мелодию, уловить ритм, запомнить каждое движение и их последовательность, скоординировать действия рук, ног, тела, соотнести ритм мелодии и ритм движений, определить место каждого из движений относительно музыкального материала. Также нужно помнить о своей позиции в зале и относительно других детей, соблюдать правила поведения и общения, сдерживать возможные эмоциональные порывы, получать удовольствие от занятия, реагировать на замечания педагога и т. д. Вообще занятия ритмикой, хореографией, а также пением, рисованием – это прекрасный путь для гармоничного психического развития ребенка 4–5 лет.
Признак нервно-психической перегруженности ребенка. Как правило, в будние дни дошкольников водят в кружки после детского сада. Ребенка заранее утомляет дорога до кружка и обратно, необходимость отходить от привычного ритма.
Бережное отношение к детям, забота – это не только здоровое питание, режим дня, гигиена, новые игрушки, но и необходимость сдерживать педагогические амбиции. Следовать в воспитании рекламе, моде, общественному мнению – значит думать не о конкретном ребенке, а лишь о неких обобщенных тенденциях.