альфира афтахова
Консультация для родителей «Кризис 3 лет — «я сам»
▼ Скачать + Заказать документы
В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они ожидают от семьи признания своей независимости и самостоятельности. Он не может ждать, пока вырастет – он уже сегодня, немедленно, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам! Я сама!»…
Возросшие потребности трехлетнего ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Кризис 3 лет — „я сам“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Три года – это тот рубеж, на котором заканчивается раннее детство и начинается дошкольный возраст. В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я».
Этот критический период в психологии получил название кризиса трех лет.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребёнка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребёнка не произошло соответствующих изменений. Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов.
Симптомы кризиса
• Негативизм – стремление все сделать наоборот, вопреки всем требованиям и просьбам взрослых.
• Упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал.
• Строптивость – направлена против норм воспитания, образа жизни в целом, против тех правил, которые были в его жизни до трех лет.
• Своеволие, своенравие – все хочет делать сам, отказывается от помощи там, где еще мало что умеет.
• Второстепенные симптомы:
• Протест–бунт – ребенок находится в стадии войны со всем и всеми.
• Обесценивание взрослых – ребенок начинает ругаться, обзываться, употреблять нецензурную брань.
• Деспотизм – проявляет деспотичную власть по отношению к окружающим.
• Его надо отличать от обычного непослушания. При непослушании дети отказываются делать то, что не хотят делать. При негативизме дети отказываются делать даже то, что хотят делать (т. е. им важно сделать именно наперекор тому, что требует взрослый).
Негативизм – это такие проявления в поведении ребёнка, когда он не хочет что-либо делать только по тому, что это предложил кто-то из взрослых.
Пример непослушания: ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но ему хочется погулять ещё, поэтому он отказывается (обратите внимание, ребёнок отказался именно потому, что ему хочется погулять ещё).
Пример негативизма: ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но он отказывается (хотя сам уже давно нагулялся и хочет есть). Т. е. он отказался от того, чего на самом деле хочет, но отказался только по тому, что это просит взрослый.
Упрямство – это такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство нужно уметь отличать от настойчивости, когда ребёнок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается этого.
Пример настойчивости: ребёнку нравится кататься на санках, и поэтому он отказывается от предложения мамы пойти домой.
Пример упрямства: мама зовёт гуляющего во дворе ребёнка домой. Ребёнок отказывается. Мама приводит ему разумные доводы (он с ними согласен). Но ребёнок всё равно отказывается идти (по тому, что он уже отказался).
Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.
Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делает. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка и против образа жизни. Он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет.
Пример строптивости: нежелание идти рядом с мамой за ручку, капризы по любому поводу.
Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла.
Ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.
Пример: Ребёнок говорит «Я буду одеваться сам!», но сам не может и не умеет делать это.
Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах с родителями «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», — писал Л. С. Выготский.
Чаще это бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.
В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, но не идти на поводу желаний ребёнка.
Обесценивание взрослых. Обесценивание ребенком личности близких. Малыш может начать называть мать или отца бранными словами, которые ранее никогда не употреблял. Ребёнок перестаёт ценить то, что ценил раньше. К этому относятся и люди, и вещи, и даже собственные переживания. В лексиконе ребёнка появляются слова, которые обозначают всё плохое, отрицательное.
Пример: он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается с ними играть.
Деспотизм. Стремление к деспотическому подавлению окружающих. Чаще встречается в семьях с единственным ребенком. Вся семья должна удовлетворять все желания маленького тирана. В противном случае ее ждут истерики и слезы. Ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, чтобы всё было для него и больше ни для кого – «Центр вселенной».
Что делать при кризисе 3-х лет
• Предоставьте ребёнку самостоятельность.
• Капризы и истерика требуют зрителей. Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка!». Ребенок только этого и ждёт этого.
• В любой ситуации проявляйте терпимость к ребенку. Не позволяйте выходить из себя.
• Не подчеркивайте перед ребенком свое превосходство и силу. Будьте с ним «рядом».
• Родителям стоит научиться переключать внимание ребёнка.
• Периодически просите малыша вам в чём-нибудь помочь. Это поможет ему стать самостоятельнее и ответственнее.
Если ребенок впадает в истерику:
• Не отменяйте немедленно своих решений. Будьте настойчивы в поведении с ребенком. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
• Не сдавайтесь, даже если приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще помогает одно — взять его за руку и увести.
• Не берите ребенка на руки, если он этого не хочет.
• Не старайтесь поднять ребенка с пола.
• Не оставляйте ребёнка одного.
• Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать нет смысла, шлепки ещё больше будоражат.
• Переключите внимание ребенка: «Ой, какая интересная игрушка у меня!», «А что там делает ворона?». Подобные приёмы заинтересуют и отвлекут ребенка.
• Следите за своим эмоциональным состоянием.
Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребёнка и принимайте его таким, каков он есть!