Максим Кружихин
Кризис 3-х лет — что «творят» дети
▼ Скачать + Заказать документы
В литературе принято выделять основные признаки кризиса трёхлетнего возраста. К таковым относятся:
Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых. Ребенок вообще отказывается подчиняться требованиям взрослых. Но не следует путать негативизм с непослушанием. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей.
Публикация «Кризис 3-х лет — что „творят“ дети» размещена в разделах
Упрямство. Упрямство и настойчивость – разные качества. Настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду». Личность выдвигает требование и хочет, чтобы с ней считались.
Строптивость. Это протест против порядков, которые существуют дома. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку.
Своеволие. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти его поведение напоминает кризис первого года, но там малыш стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности в собственных намерениях, замыслах. Дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку.
Обесценивание. Всё что для ребёнка было важно ранее, теперь перестаёт играть существенную роль. Например, он может разлюбить любимую игрушку. Многие родители описывают ужас семьи, когда мать впервые слышит от ребенка «дура». Эпитеты малыш подбирает в зависимости от особенностей внутрисемейного общения.
Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах со взрослыми. Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!».
Стремление к деспотизму. Встречается чаще в семьях с единственным ребенком. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.
Гордость за достижение. Кроха начинает чутко относиться к своим делам и поступкам, остро переживает успешные и неуспешные действия. Оценивает себя в соответствии с результативностью в практических делах.
Использование воображения. Развитое воображение проявляется двояко. С одной стороны, его развитие ложится в основу предметной деятельности ребенка, у него появляется способность предвидеть результат. Кроме того, в этот период малыш начинает самостоятельно играть, в том числе сочиняет истории, реально с ним не происходящие, или общается с воображаемым партнером. С другой стороны – воображение может выступать как защитная функция. Так чадо вдруг начинает хвастать несуществующими достижениями, а хронически неуспешный ребенок станет выдумывать успех, сочинять все новые и новые достижения.