Ольга Мамонова
Консультация для родителей младших дошкольников «Кризис трех лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я сам!» Такое непреклонное, со слезами отстаиваемое изречение является главным признаком приближающегося кризиса.
В этот период меняется модель взаимоотношений ребенка с окружающим миром: малыш, осознавший, что он такой же человек, как и все остальные, в частности родители, начинает сравнивать себя со взрослыми и претендует на равноправие - хочет выполнять такие же действия, обладать такими же правами.
Навыки и аналитические способности ребенка, характерные для 3 лет
• С легкостью собирает пирамидки, пазлы из крупных деталей, башни из кубиков и т. д.
Публикация «Консультация для родителей младших дошкольников „Кризис трех лет“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
• Умеет, хотя и не продолжительно, сосредотачиваться на выполнении задания.
• Может сравнивать предметы, находить связи между ними и явлениями.
• Понимает, что значит выше, дальше, больше, теплее и т. д.
• Знает: времена года и чем они отличаются, 8 основных цветов, 4 основных геометрических формы, левую и правую стороны, основные части тела, диких и домашних животных и птиц, в том числе может назвать их детенышей (у курицы - цыпленок, у кошки - котенок, у собачки - щенок); понятия «одежда», «посуда», «фрукты» и «овощи».
• Словарный запас трехлетнего малыша доходит до 300 слов.
• Может выучить простые короткие стихотворения, песенки. С помощью наводящих вопросов и подсказок может объяснить, что изображено на картинке, рассказать сказку, припомнить, где он был и что делал.
Все достижения малыша заставляют его по-новому осознавать свою личность и стремиться к независимости и самостоятельности. Если родители не предоставляют ребенку достаточно свобод, возникает конфликт, из которого произрастают негативные симптомы кризиса.
6 «плохишей» кризиса трех лет
1. Своеволие. Ребенок настойчиво стремится все делать по-своему, даже когда инициатива не соответствует его возможностям. При этом он, как правило, непримиримо и категорично отказывается от помощи взрослых. Необходимо понимать, что, заявляя: «Я сам!», малыш не только протестует против излишней опеки, но и пытается проявить самостоятельность.
2. Строптивость. Ребенок категорически отказывается делать что-либо только потому. Что это предложил ему взрослый. При этом он может игнорировать требования какого-то конкретного человека - мамы или няни - оставаясь довольно послушным с остальными членами семьи. Его стремление к отрицанию порой доходит до абсурда. Не соглашаясь с вами, ребенок может утверждать, что медвежонок - это заяц, солнце - зеленое, а конфета - горькая. Важно помнить, что, действуя наперекор очевидному, малыш не столько показывает дурной характер, сколько настаивает на своем праве иметь собственное мнение.
3. Упрямство. Малыш упорно настаивает на чем-то только потому, что уже заявил об этом. Возможно, ему на самом деле не очень-то и нужен папин журнал, но он уже потребовал его и не может отказаться от своего решения. В такой ситуации важно не путать упрямство с целеустремленностью.
4. Протест-бунт - открытое конфликтное поведение: истерики, ссоры с родителями.
5. Обесценивание. Неожиданно все, что было важно, интересно и дорого прежде, утрачивает свою ценность в глазах ребенка. Малыш может оторвать лапу любимому мишке, заявить, что мама злая.
6. Деспотизм. Ребенок пытается заставить близких «плясать под свою дудку» - делать все, что он потребует.
Кризис трех лет относится к разряду «обязательных». Каждой семье приходится переживать это трудное время. Испытания кризиса трех лет должны положить начало формированию у ребенка таких качеств. Как инициативность, воля, гордость за свои успехи. Их появление говорит об адекватном развитии личности.
Как смягчить кризис
Памятка для родителей
Постарайтесь дать ребенку больше прав и свобод. В этот период жажда самостоятельности становится самым главным стремлением маленького непоседы. Задача взрослых - помочь ему, сохраняя разумный баланс между «можно» и «нельзя».
• Учите малыша пониманию, в каких областях жизни он может вести себя как взрослый, а в каких пока еще остается маленьким ребенком, который нуждается в помощи и руководстве. Терпеливо отвечайте н все его «почему?» Обсуждайте все, что вызвало его интерес.
• Дайте ребенку возможность делать выбор и выражать собственное мнение. Спрашивайте, что ему приготовить, какую книжку почитать, какую футболку он хочет надеть на прогулку, какого цвета обои он хотел бы видеть в своей комнате.
• Доверяйте малышу. Предложите ему выполнять несложные поручения по хозяйству, например покормить рыбок или полить цветы. Благодарите его за помощь.
• Обязательно отмечайте его успехи, хвалите. Пусть у ребенка закрепится мысль, что хорошо выполненное дело достойно уважения и похвалы. Учите его испытывать гордость за достигнутые результаты.
• Будьте тверды и последовательны, устанавливая правила. Их может быть немного, но они должны быть четкие, обязательные, и следить за их выполнением следует всем членам семьи. Например, «поиграл - убери игрушки», «пришел с прогулки - помой ручки» и т. д.
• Не потакайте истерикам. Помните, что своим поведением малыш испытывает вашу твердость, проверяет границы дозволенного. Действительно ли «нельзя» то, что вы запретили? А вдруг, если хорошенько поплакать, окажется, что «можно»?
• Будьте гибкими. Попробуйте обсуждать конфликтную ситуацию и вместе с ребенком находить компромиссное решение. Маневрируйте, обходя упрямство ребенка, переключая его внимание, или, например, провоцируя поступать наоборот: «Ни в коем случае не мой руки!»
• Станьте хорошим примером для подражания. Излучайте оптимизм и доброжелательность. Проявляйте активность т целеустремленность. Заражайте ребенка своей энергией и интересом к жизни.
Родителям на заметку
• В 3 года ребенок превращается в неутомимого почемучку. Он может целый день донимать вас вопросами, прием простыми, односложными ответами удовлетворить его любознательность уже не получится.
• Начните уступать в мелочах. Если малыш хочет взять на прогулку неподходящую, на ваш взгляд, игрушку, не отказывайте ему в этом – пусть берет большого медвежонка, но только несет его сам. Если хочет перелезть через трудное препятствие – разрешите, подстраховав его. По возможности не вмешивайтесь в детские дела, пока малыш не попросит о помощи. Позвольте ему совершать ошибки.
Список использованной литературы
1. Чубукина Е. С. Кризисы роста: Решение психологических проблем. - СПб. : ЗАО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2014. - С. 22-25.