Шаброва Наталья
Креативная образовательная среда как современное педагогическое пространство
▼ Скачать + Заказать документы
В XXI веке общество совершило переход в информационную стадию своего развития, при этом система образования явила собой непрерывный процесс, ставший важнейшей частью жизни каждого человека. Главным требованием к современному образованию считается его гуманистическая ориентированность. Образование призвано рассматривать человека как основную ценность, оно направленно на развитие личности, её индивидуальной, социальной и профессиональной культуры. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования – раскрытие творческого потенциала личности.
Публикация «Креативная образовательная среда как современное педагогическое пространство» размещена в разделах
Одним из основных условий развития личности является создание креативной образовательной среды обучения и воспитания.
Креативная образовательная среда предоставляет не только возможность для каждого обучающегося, на каждом образовательном этапе развивать исходный творческий потенциал, но и пробуждает потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, формировании у человека объективной самооценки. В своих исследованиях К. Г Кречетников основными требованиями к креативной образовательной среде определил «… высокую степень неопределённости и проблемности, непрерывность и преемственность, принятие обучающегося и включение его в активную образовательную деятельность» [4].
Креативность (от лат. creatio - созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности - в качестве независимого фактора [2].
Креативный педагог – это личность, стремящаяся к творческой самореализации. Современное педагогическое пространство нуждается в высококвалифицированных педагогических кадрах. В связи с этим в образование активно внедряются системы моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства, обновляются требования, предъявляемые к аттестации педагогических кадров и повышению их квалификации, распространяется опыт лучших педагогов.
Креативность как одна из характеристик личности педагога проявляется в педагогической деятельности, характер которой определяется, во-первых, высокой социальной значимостью и неповторимостью ее продукта — формирования личности ученика во всем богатстве ее индивидуального своеобразия. Во-вторых, сам процесс педагогической деятельности, основанный на взаимодействии учителя и учащихся, не терпит стандарта и шаблона, хотя масштабы творческих задач учителя могут быть, конечно, разными, начиная от внесения принципиальных инноваций в содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса и кончая решением многообразных частных вопросов, возникающих в конкретных ситуациях деятельности и общения с учащимися.
Во многом проявляется искусство педагога : в том как он строит композицию своего занятия; каким способом он организует самостоятельную работу учащихся, включая их в решение учебно-познавательных задач. Словом, креативность — это не какая-то отдельная сторона личности педагога, а наиболее существенная и необходимая ее характеристика.
Любое педагогическое изменение включает в себя творческое начало, а личность, осуществляющая его, всегда уникальна и неповторима. В. А. Кан-Калик отмечал, что, как только учитель уходит от задач преобразования и ограничивается информационной и «мероприятийной» стороной дела, он уходит от творчества, и педагогический процесс разрушается [3]. Отсюда можно сделать вывод, что творчество — непременное условие педагогической деятельности, объективная профессиональная необходимость учительского труда.
Творческий поиск педагога, как правило, ведет к созданию передового педагогического опыта, который требует применения научных методов исследования. Педагогическое творчество можно рассматривать как активный процесс труда педагога, направленный на успешное решение педагогических проблем, повышение продуктивности обучения и воспитания школьников.
Таким образом, креативная образовательная среда является личностным пространством, индивидуальным для каждого обучающегося, гибко реагирующим на его запросы, стремления, потребности, опирающимся на его систему ценностей, мотивов и обладающим способностью к самоорганизации. Для реализации концепции развития творческой личности требуется существенная перестройка сложившейся педагогической системы, проведение целого ряда работ по разработке конкретных образовательных технологий, созданию принципиально новой методической базы образовательных комплексов, введению новых методов и организационных форм образования.
Использованная литература:
1. Еремина Лариса Ивановна. Развитие креативности личности : психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. №1 С. 42-47.
2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности и одарённости. / СПб. : Питер, 2009. С.
3. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество, - М., 1990.
4. Кречетников К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: Монография. М., 2002.
5. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. — М., 1998. — 200 с.