Галина Распопова
Мастер-класс «Психолого-педагогическое здоровьесберегающее пространство в образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: использование психолого-педагогического здоровьесберегающего пространства на занятии по развитию речи.
Задачи: продолжать знакомить детей с профессиями на транспорте, дать представления о профессии «кондуктор», активизировать словарь по теме: «Профессии на транспорте», развивать навыки составления коротких рассказов из личного опыта, формировать представления детей о ребусах, воспитывать доброту, желание оказать помощь; доставить детям радость, создавая благоприятный микроклимат в группе.
Публикация «Мастер-класс „Психолого-педагогическое здоровьесберегающее пространство в образовательной деятельности“» размещена в разделах
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Транспорт», карта путешествий, коврограф, маленькие гоночные машинки, картинки (профессии на транспорте, картинки (транспорт, липучки, цветные шнурки, ватные палочки, влажные гигиенические салфетки, самолетики из салфеток на волшебных палочках (на шелковых нитях, ребусы, флаконы из-под витаминов, видеозаставки (транспорт, магнитная доска, магнитные буквы, воздушные фломастеры, прищепки, «Лесенка доброты».
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика «Обезьянка», рассматривание картинок по теме: «Профессии на транспорте», организация сюжетно-ролевых игр: «В самолёте», «На пароходе»; разучивание упражнений: «Гонки», «Самолёт», «Лётчики»; разучивание «Песенки машиниста» (для упражнения с прищепками).
Ход мастер — класса :
Приветствие гостей ( дети: «Всем доброго утра!»).
Упражнение – настрой на добро. Дети растирают свои ладошки до тепла, дарят тепло своих ладошек другу в паре, потом обнимаются.
Воспитатель: «Ребята, у нас сегодня ещё один гость, не обычный гость. Да вы его знаете, о нем Корней Чуковский писал: «Всех излечит, исцелит добрый доктор…» ( дети: «Айболит!»).
Айболит: «Здравствуйте, ребята! Мне пришла телеграмма о гиппопотама. Он пишет (читает телеграмму) :
Приезжайте, доктор,
В Африку скорей!
И спасите, доктор,
Наших малышей!
-Ребята, поможем маленьким африканским зверушкам? ( Дети: «Да!»). Тогда не теряя время, помогите мне изучить карту путешествий и добраться до Африки». (Дети изучают карту Айболита.)
Воспитатель: «Ребята, чтобы понять, каким транспортом будем добираться до Африки, нужно вспомнить игру «Кто, чем управляет?». Используется коврограф и шнурки (липкая лента).
Игра «Кто, чем управляет?».
Воспитатель: «Ребята, по карте мы от детского сада едем куда? (На ЖД вокзал.) Каким транспортом быстрее всего можно доехать до вокзала? (На такси.) Кто ведёт такси? (Таксист.)»
Работая с картинками, дети выбирают маршрутное такси, объясняя свой выбор.
Загадка:
Ежедневно спозаранку
В руки он берет баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак.
(шофер)
Воспитатель: «Как вы догадались? (Шофер крутит баранку. Так называют руль.) А вот и маршрутное такси».
Видеозаставка «Маршрутное такси».
Пальчиковая гимнастика «Гонки» (с маленькими машинками).
Воспитатель: «А теперь вы превратитесь в шоферов гоночных автомобилей».
Раз, два, три, четыре, пять
Можно гонки начинать.
По кругу, по кругу
Вперёд и назад,
Но пальцы машинку мою тормозят.
Закрылись.
Машинка стоит в гараже.
И фары погасли,
Не светят уже.
Воспитатель: «Здорово, вы замечательные гонщики!».
Игра «Семейка слов» :
— Как вы называете маленькую машину? (машинка)
— А как назовем большую машину? (машинища)
— Каким маслом смазывают двигатель машины? (машинным)
— Кто управляет поездом? (машинист)
— На какое слово похожи все ваши слова-ответы? (на слово «машина»)
Значит эти слова: машинка, машинище, машинное, машинист образованны от слова «машина». Мы создали семейку из 5 слов.
Воспитатель: «Мы с вами не заметили, как доехали до вокзала. Ребята, а вот и наш поезд! И проводник уже встречает нас у вагона.
Видеозаставка «Проводники у поезда». Дети занимают места в вагоне.
Воспитатель: «Машинист сейчас даст сигнал отправления – гудок, а мы ему поможем».
Упражнение «Гудят паровозы». Дети дуют в пластиковые бутылочки из под витаминов.
Воспитатель: «Замечательно! Мы помогли машинисту, в знак благодарности он дарит нам свою песенку».
«Песенка машиниста». Работа с прищепками.
Воспитатель – машинист. Дети – пассажиры.
— Спят ли волки? (Спят, спят.)
— Спят ли пчелки? (Спят, спят.)
— Спят ли птички? (Спят, спят.)
— А лисички? (Спят, спят.)
— Все на свете спят, спят.
-Только мы и паровоз
Мы не спим, мы не спим.
И летит до самых звезд к небу дым, к небу дым.
Видеозаставка «Москва. Кремль».
Воспитатель: «Вот мы и в Москве. Отгадайте: на каком транспорте мы дальше отправимся в путь?»
Загадка:
Паровоз без колес,
Вот так чудо паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по реке пошёл!
(Пароход)
Видеозаставка «Пароход на Москве — реке».
Воспитатель: «Верно! А вот и наш пароход. И поплывём мы с вами по Москве – реке. Занимайте места!».
Ребусы на теплоходе.
Воспитатель: «Чтобы нам не было скучно, я хочу научить вас разгадывать ребусы».
МАК* ШИНА (МАШИНА) – (С объяснением).
ТАКСА** СИТО** (ТАКСИ). – (Выполняют дети).
Воспитатель: «Умники! Вы справились с заданием! Мы приплыли!
Выходим из теплохода, на берегу нас уже ожидает автобус».
Видеозаставка «Автобус».
Воспитатель: «Ребята, чтобы автобус тронулся с места, водитель должен завести мотор. Мы с вами выполним упражнение «Заведи мотор». Для этого влажной салфеткой протрите руки, в левую руку возьмите зеркало. А в правую ватную палочку и «заведём мотор».
Дети касанием палочки вызывают вибрацию кончика языка.
Воспитатель: «Прекрасно! У вас получилось! Пройдите в салон автобуса!».
Беседа в автобусе.
Воспитатель:
-Дети, кто управляет автобусом? (Водитель)
-А кто работает с пассажирами в салоне автобуса? Я вас познакомлю с ещё одной профессией на транспорте — «КОНДУКТОР». Кондуктор работает с пассажирами и в автобусе, и в трамвае, и в троллейбусе. Вот посмотрите, как он выглядит.
Видеозаставка «Кондуктор — женщина, кондуктор — мужчина».
-Кондуктор продаёт билеты, которые хранятся у него в сумке. Сумка ему нужна и для хранения денег, которые он получает от пассажиров за билеты. Кондуктор следит за порядком в салоне автобуса и за тем, чтобы пассажиры уступали места мамам с маленькими детьми, пожилым и больным людям. Ребята, скажем хором слово «кондуктор», теперь скажем шёпотом, а ещё пропоём слово «кондуктор». Вот мы и запомнили новое слово! Блестяще!
Аэропорт. Заставка «Аэропорт».
Воспитатель: «Вот мы и приехали в аэропорт. Выходим. Пока ждём посадку в самолёт, который наконец-то доставит нас в жаркую Африку, давайте здесь, в зале ожидания, поговорим о людях, которые работают в Аэрофлоте».
-Ребята, вы уже знаете, что самолетом управляет лётчик, но в самолет два пилота. Как называются их профессии? (Ведёт самолёт – командир корабля, второй пилот – штурман.)
— А кто работает с пассажирами в салоне самолёта? (Стюардесса.) Верно!
Видеозаставка. «Стюардесса у самолёта».
— Ребята, я вижу наш самолёт, и нас встречает стюардесса.
13. Упражнение с прищепками «Самолёт».
Самолёт, самолёт
Отправляется в полёт.
Но без крыльев и хвоста
Не взлетит он никогда.
Воспитатель: «Что нужно сделать, чтобы наш самолёт взлетел?» (Починить.)
Выполняют упражнение с прищепками.
-Чудесно! Самолёт отремонтирован. Давайте пройдём в салон самолёта. А теперь выполним упражнение «Лётчики».
14. Упражнение «Лётчики».
Дети дуют на бумажные самолётики (из салфеток, подвешенные на шёлковых нитях.
Воспитатель: «Лететь до Африки долго, давайте поиграем в игру «Кто, что делает?».
15. Игра «Кто, что делает?».
Дети рассказывают о профессиях капитана корабля, водителя автобуса, кондуктора, машиниста, проводника, стюардессы.
Видеозаставка «Африка».
16. Встреча с больными обезьянками.
Воспитатель: «Мы прилетели в жаркую Африку. Доктора мы доставили к больным. Смотрите, с какой радостью нас встречает мама обезьянка Йога и её малыши!» Видеозаставка.
— Ребята, давайте угостим любимых животных витаминами, чтобы они больше не болели, а доктор Айболит поможет им стать здоровыми.
Айболит: «Спасибо, ребята! Я много нового узнал в пути, многому у вас научился. Конечно, я останусь лечить животных. Обезьянки предлагают вам вернуться в детский сад на сказочном «цветике — семицветике», и угощают вас бананами». Передаёт воспитателю корзину с бананами.
Воспитатель: «Ребята, ложитесь на лепестки «цветика – семицветика»! Возьмитесь за руки, крепко сожмите ладони друг друга, закройте глаза и послушайте красивую музыку. Сейчас я произнесу волшебные слова, и мы с вами окажемся в группе».
Дети лежат на лепестках цветика – семицветика на спине с закрытыми глазами.
Релаксация на фоне успокаивающей музыки.
Воспитатель:
Слушай, цветик – семицветик,
На лепестках твоих сегодня дети.
Крепче руки их сожми,
Радость в души их всели.
Пусть прилетят с улыбками на лицах,
Пусть музыка в их сердце растворится,
И опыт нынешний им в жизни пригодится!
— Ребята, открываем глаза. Вот мы и в группе. Здесь нас ждё т сюрприз: обезьянки попросили вас нарисовать свое настроение и прислали вам рамки для рисования, а доктор Айболит подарил ВОЗДУШНЫЕ ФЛОМАСТЕРЫ.
Дети рисуют настроение, выбирая нужный цвет. ( Хорошее настроение от путешествия: красный, жёлтый цвета; было скучно: зеленый цвет; плохое настроение: синий).
Воспитатель: «Спасибо! Теперь я вижу, что наше путешествие всем понравилось.
А сейчас с помощью «Лесенки ДОБРОТЫ» оценим степень добрых дел, вспомним, кому мы помогли во время путешествия, на какой ступени «Лесенки ДОБРОТЫ» мы сейчас оказались? (Ответы детей). Я согласна. Вы молодцы.