Елена Прыткова
Краткосрочный творческий проект «Широкая Масленица» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Широкая Масленица»
(старший дошкольный возраст)
Пояснительная записка:
«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.»
Ш. Амонашвили
Публикация «Краткосрочный творческий проект „Широкая Масленица“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
В настоящее время актуальным стало социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей.
Идеей создания проекта послужило желание помочь ребенку – дошкольнику в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности посредством народной культуры.
Проект составлен в соответствии с ФГТ, при использовании интеграции образовательных областей «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд», включенных в Примерную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.
Срок проекта : 3 недели
Цель проекта : приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, развитие у них творческих способностей, интереса к совместной деятельности.
Задачи:
- познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями;
- использовать в активной речи детей русский фольклор;
- познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры;
- развивать мелкую моторику, творческие способности;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа.
В основу проекта легли следующие принципы:
1. Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы, задач воспитания и обучения.
2. Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей.
3. Принцип доступности и занимательности материала (работа с тестом, бисером, тканью и пр.)
4. Принцип сотрудничества взрослого с детьми (игровое общение, индивидуальная работа, различные ситуации).
Предполагаемый результат:
—расширение представлений детей о русских народных традициях;
—повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве;
—установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами;
—пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.
Форма отчётности по проекту :
1. Выставка поделок блинов «Блинный пир на весь мир»
2. Изготовление куклы-скрутки «Масленица».
3. Составление книги рецептов «Печь блины я мастерица»
5. Электронная презентация проекта «Широкая масленица».
Итоги, выводы.
В результате проектной деятельности была подтверждена актуальность темы и сформулированы следующие выводы:
• Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание;
• Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны;
• Дети ближе познакомились с традициями родной страны.
• Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость;
• Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Перспективный план на масленичную неделю.
Понедельник
«ВСТРЕЧА»
Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Беседа «Что за праздник, Масленица?»
Рассматривание альбома «Масленица»
Поговорки про масленицу.
Заучивание стих-я «Масленица».
Постройка снежной крепости.
Вторник
«ЗАИГРЫШ»
Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы. Познакомить с историей изготовления старинных кукол – оберегов, научить скручивать их из ткани и ниток, развивать творческие способности, воспитывать самостоятельность. Беседа «Как отмечать Масленицу».
П/и «Горелки», «Ручеек»,
«Перетягивание каната», «Снежный тир»;
Разучивание масленичных закличек.
Изготовление «Куклы – скрутки»
Среда
«ЛАКОМКА»
Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней. Слушание песни «Ой, блины!»
«Тетёрки»(работа с солёным тестом).
Четверг
«РАЗГУЛЯЙ»
Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. Упражнять в езде на санках, развивать ловкость, выносливость, быстроту, воспитывать привычку к ЗОЖ, эмоциональное положительное отношение к празднику
Оформление выставки. «Блинный пир на весь мир»
Пятница
«ПОСИДЕЛКИ»
Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. Развлечение «Весёлая масленица».
Сжигание чучела Масленицы.
Лакомство блинами.
Катание на лошади.
В выходные дни предложить родителям вместе с детьми посетить народные гуляния организованные на площадках города.
Художественная литература:
1. Заучивание закличек на Масленицу : уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек.
2. Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу : уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок.
3. Заучивание масленичных частушек и песен : поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству.