Карина Огаркова
Краткосрочный творческий проект «Мир музыки» для детей старшего дошкольного возраста
Педагогический проект
«Ладушки, ладушки.»
с детьми группы раннего возраста
Авторы проекта :
Полетаева И. Л. – воспитатель
Саженкова И. Б. – учитель логопед
Водяницкая Т. Н. – педагог-психолог
Колесникова И. В. – инструктор по ФК
Пищулина В. О. – музыкальный руководитель
2019-2020 г. г.
Пояснительная записка
Публикация «Краткосрочный творческий проект „Мир музыки“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Ребенок приходит в мир. Взрослые:родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели, должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, с взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии, и осознание себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.
Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.
Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений с взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Что же относится к детскому фольклору? Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а так же на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Мы считаем, что проектный метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе. Исходя из этого, разработали проект «Ладушки, ладушки.».
Участники проекта : воспитатели,учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, дети раннего возраста и их родители.
Цель проекта : Создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора (потешки, песенки, стихов, и более легкой адаптации к детскому саду.
Исходя из цели, поставили задачи:
- развивать общую моторику, и мелкую моторику пальцев рук
- развивать активную речь;
- развивать интерес и любовь к фольклору;
- воспитывать доброжелательные отношения в общении со сверстниками и взрослыми.
Этапы работы над проектом.
1 этап - Организация деятельности.
- Создание перспективного плана.
- Накопление ресурсов.
- Координация действий участников проекта.
2 этап - Оформление.
- Оформление педагогами: картотека игр с психологом, картотека пальчиковых игр, картотека потешек, прибауток, колыбельных песен, закличек, картотека народных подвижных игр, картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики
-создание развивающей среды, подбор соответствующих настольно- печатных игр, книг, наглядного материала
- оформление родителями: альбом потешек, книжка- игрушка.
3 этап- Осуществление деятельности.
- Проведение игровых режимных моментов, через интеграцию, всех видов деятельности.
- Работа с родителями (консультации, индивидуальные беседы, помощь со стороны родителей).
- Работа с педагогами (консультация).
4 этап - Презентация.
- Презентация на уровне МДОУ.
Ожидаемый результат
Дети заинтересованно рассматривают иллюстрации, слушают и проговаривают потешки и стихи за взрослыми, активно участвуют в народных играх, играх- занятиях по развитию речи, более мягко проходит адаптация к детскому саду, дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым, малыши стали подвижны, раскрепощены.
Перспективный план
Фольклорный материал
Потешки
(воспитатели) Речевые игры (логопед) Подвижные игры (инструктор по физкультуре) Психологические игры
(психолог) Колыбельные песни (музыкальный руководитель)
Разучивание потешек
«Водичка, водичка»,
«Мама чашку молока
Машеньке налила»
Цель:
получать радость от чтения новойпотешки.
(картотеки «Умывание», «Кормление») Артикуляционный комплекс «Андрей-воробей» П/и «Каравай»
Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Игра
«Сорока-ворона» Цель:
Развитие мелкой моторики рук.
«Как в высоком терему»
Народные колыбельные песни О. П. Радынова стр. 13
Сентябрь 1 неделя
Разучивание потешек
«У нас Ванечка один»,
«Пришел кисель»
Цель:
закреплять знания детей о режиме дня.
(картотека «Одевание»)
Настольный театр «Курочка ряба»
Артикуляционный комплекс «Баю-баю, за рекой солнце скрылось на покой» П/и «Каравай»
Цель:
учить выполнять движения в соответствии с текстом. Игра «Коза рогатая»
Цель:Учить умению с помощью движений передавать различные образы.
«Как в высоком терему»
Народные колыбельные песни О. П. Радыновастр 13
2 неделя
Разучивание потешек
«Умница Катенька, ешь кашку сладеньку», «Солнышко, солнышко…»
Цель:
учить получать радость от чтения новой потешки на прогулке.
(картотека «Прогулка»)
Настольный театр «Репка»
Артикуляционный комплекс «Курочка-рябушечка» Игра
«Курочка-хохлатка»
Цель:
учить выполнять движения по сигналу.
Игра «Стенка,стенка»
Цель:Формирование способностей подражать действиям взрослого.
«Ах ты, котенька-коток» и «Котенька-коток»
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
стр. 16-18
3 неделя
Повторение потешки «Водичка, водичка», разучивание «Наши уточки с утра»
Цель: воспитывать положительное отношение к умыванию и звукоподражанию
(картотека «Умывание») Артикуляционный комплекс «Оля, Оля, вылей воду» Игра
«Курочка-хохлатка»
Цель:
учить выполнять движения по сигналу.
Игра «Ладушки» Учить умению инсценировать свое пение жестами.
«Ах ты, котенька-коток» и «Котенька-коток»
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
стр. 16-18
4 неделя
Разучивание потешек
«Осенью на ножки обули мы сапожки», «Разложили кашку каждому по чашке»
Цель: воспитывать положительное отношение к режиму дня. Картотека «Одевание», «Кормление»
Кукольный театр «Теремок»
Артикуляционный комплекс «Наша Маша маленька» Игра «Идёт коза»
Цель: учить убегать по сигналу. Игра «Зайка серенький сидит» Цель:
Учить выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией.
«Люли, люли, люленьки» и «Качи, качь»
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
стр. 20-22
Октябрь 1 неделя
Разучивание потешки
«На лужайке по ромашкам», «Варись, варись кашка»
Цель: закрепить умение звукоподражания.
(Картотеки «Прогулка», «Кормление»)
Кукольный спектакль
«На бабушкином дворе»
Артикуляционный комплекс «Галушки, галушки» Игра «Идёт коза»
Цель: учить убегать по сигналу. «Любопытная Варвара» Цель:Учить умению подражать действиям взрослого,развивать координацию движений.
«Люли, люли, люленьки» и «Качи, качь»
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
стр. 20-22
2 неделя
Разучивание потешкек «Пальчик - мальчик», Дождик, дождик, кап-кап.», «Петушок, петушок, золотой гребешок»
Цель: учить договаривать слова.
Кукольный театр «Колобок» Артикуляционный комплекс «Ваня, Ваня-комарок» Игра
«Гуси»
Цель: формировать предпосылки диалогической речи «Пропавшие ручки» Цель:Учить показывать и называть части тела.
«Бай, бай, бай, бай» и «Люлю, бай»
Народные колыбельные песни О. П. Радынова
стр. 24-25
3 неделя
Повторение потешек
«Осенью на ножки обули мы сапожки», «Разложили кашку каждому по чашке»
Цель: вызвать желание рассказывать потешки самостоятельно.
Артикуляционный комплекс «Наши кошки спят» Игра
«Гуси»
Цель: формировать предпосылки диалогической речи «Мельница» Цель:Учить умению имитировать движения взрослого,эмоционально реагировать на игру.
«Бай, бай, бай, бай» и «Люлю, бай»
Народные колыбельные песни О. П. Радынова
стр. 24-25
4 неделя
Разучивание потешек
«Наша Маша маленька.»,
«Каша из греки, где варилась, в печке»
Цель: закрепление элементов зимней одежды
Картотеки «Кормление», «Одевание» Артикуляционный комплекс «У нашей Анютки» Музыкально-ритмическая игра «Игровая»
Цель:
учить выполнять движения в соответствии с текстом. Игра «Зайка» Цель:Развитие внимания,общей моторики,игровых навыков.
«Бай, да побай»
Народные колыбельные песни О. П. Радынова
Стр. 27-29 Ноябрь 1 неделя
Разучивание потешек
«В руки мы берем савочек»,
«Чище мойся, воды не бойся»
Цель: развивать речевое внимание.
Картотека «Прогулка», «Умывание» Артикуляционный комплекс «Котик на дубу» Музыкально-ритмическая игра «Игровая»
Цель:
учить выполнять движения в соответствии с текстом. Игра «Коготки-царапки» Цель:Развитие эмоциональногообщения детей со взрослым.
«Бай, да побай» и «Спи, дитятко, почивай»
Народные колыбельные песни О. П. Радынова
Стр. 27-29
2 неделя
Разучивание «Встань малыш еще разок»
Цель: мотивация детей к активномуподговариванию фраз и предложений.
Картотека «Потешки про ножки» Артикуляционный комплекс «Ножки, ножки» Игра «Лошадки»
Цель:
упражнять детей
в беге с высоким подниманием колен с переходом на ходьбу Игра «Кто в кулачке» Цель: Развитие слуховой памяти, мелкой моторики.
«Спи, дитятко, почивай», «Ходит Сон» и «Сон и Сониха»
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 30-31
3 неделя
Разучивание потешки
«Рано утром по утру»
Цель: воспитывать любовь к животным побуждать называть их.
Картотека «Русские народные потешки» Артикуляционный комплекс «Никита-волокита» Игра «Лошадки»
Цель:
упражнять детей
в беге с высоким подниманием колен с переходом на ходьбу Игра «Мишка» Цель: Развитие эмоционального общения со взрослым, игровых навыков.
«Спи, дитятко, почивай», «Ходит Сон» и «Сон и Сониха»
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 30-31
4 неделя
Разучивание потешки
«Заинька походи, серенький походи»,
«Вот они сапожки»
Цель: прививать интерес к потешкам
Картотеки «Прогулка»,
«Про ножки»
Кукольный театр «Три медведя»
Артикуляционный комплекс «Умница, Катенька» Игра
«Чики-чики-чикалочки»
Цель:
доставить радость
от знакомой игры Игра «Мы топаем ножками» Цель: Учить умению подражать действиям взрослого,развивать внимание.
«Ой, люлюшки, люлюшки»
Народные колыбельные песни О. П. Радынова
Стр. 32-33 Декабрь 1 неделя
Разучивание потешки
«На поляне у пенька»
Цель: активизация и расширение словаря детей
Картотека «Одевание»
Артикуляционный комплекс «Кукушечка» Игра
«Чики-чики-чикалочки»
Цель:
доставить радость
от знакомой игры Игра «Прячем мишку» Цель: Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
«Ой, люлюшки, люлюшки» и «Гур кота, гур кота»
Народные колыбельные песни О. П. Радынова
Стр. 32-33
2 неделя
Разучивание потешки
«Одеваем ревушке»
Цель:
закрепление в речи названия предметов одежды
Картотека «Одевание»
Артикуляционный комплекс «Котик» Игра:
«В лесу родилась ёлочка»
Цель:
учить выполнять движения
в соответствии
с текстом. Игра «Мяч» Цель: Развитие воображения, общей моторики.
«Гур кота, гур кота»,
«Баю, баюшки-баю» и «Баю, баюшки»
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 33-35
3 неделя
Разучивание потешки: «Кисонька мурысонька»
Цель: формирование навыков диалогической речи
Картотека «Русские народные потешки»
Артикуляционный комплекс «Кулик» Игра:
«В лесу родилась ёлочка»
Цель:
учить выполнять движения
в соответствии
с текстом. Игра «Собачка» Цель: Развитие игровых навыков произвольного поведения.
«Баю, баюшки-баю», «Баю, баюшки» и «Ай, бай, бай»
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 34-36 4 неделя
Повторение потешки
«Одеваем ревушке»
Цель: закрепление знания предметов одежды
Артикуляционный комплекс «Ау-ау-аукаем»
Игра:
«Зайка беленький сидит»
Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Игра «Киска-киска» Цель: Развитие слуховой памяти, умение повторять рифмующиеся слова.
«Баю, баюшки-баю», «Баю, баюшки» и «Ай, бай, бай»
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 34-36
Январь 3 неделя
Разучивание потешки «Топ, топ, топотушки»
Цель: активизация и расширение словаря детей
Картотека
«Игры с детьми млд. возраста» Артикуляционный комплекс «Снежки на поле лежали»
Игра:
«Зайка беленький сидит»
Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Игра «Ку-ку» Цель: Развитие внимания, эмоционального общения.
«Ай, бай, бай» и
«Старик Бабай»
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 35-36
4 неделя
Повторение потешки «Кисонька мурысонька»
Цель: формировать навыки диалога
Картотека «Русские народные потешки»
Артикуляционный комплекс «Гуленьки» Игра:
«Пузырь»
Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Игра «Платочек» Цель: Развитие навыков взаимодействия со взрослым, позитивных эмоций.
«Старик Бабай» и «Казачья колыбельная песня»
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 36-38
Февраль 1 неделя
Разучивание потешки
«Мы с тобой пойдем гулять», «Вместе с Ваней ходим в сад»
Цель: активизировать словарь детей
Картотеки «Культурно-гигиенические навыки», «Одевание»
Артикуляционный комплекс «На молоденькой лошадке» Игра:
«Пузырь»
Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Игра «Тритатушки-три-та-та!» Цель: Развитие эмоционального общения, положительного контакта.
«Казачья колыбельная песня»
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 37-38 2 неделя
Разучивание потешки
«Кто у нас любимый самый?»
Цель: закреплять знания о семье»
Картотека «Кормление»
Артикуляционный комплекс «Поехали» Игра:
«Дорожки»
Цель: развивать координацию движений Игра «Качели» Цель: Развитие внимания, координации движений.
«Казачья колыбельная песня»,
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 37-38
3 неделя
Повторение потешки
«Заинька походи, серенький походи»,
Разучивание
«Эй, вечерняя звезда»
Цель: активизировать словарь детей.
(картотека «Кормление») Артикуляционный комплекс «Вышла кисонька на мост» Игра:
«Дорожки»
Цель: развивать координацию движений Игра «Тушки-татушки!» Цель: Создание эмоционального, радостного настроения.
«Казачья колыбельная песня»,
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 37-38
4 неделя
Разучивание потешки
«Хорошо живут у нас»
Цель: прививать культурно-гигиенические навыки.
(Картотека «Культурно-гигиенические навыки» Артикуляционный комплекс «Что за славный денек!» Игра:
«Филин и пташки»
Цель: выполнять команды по сигналу. Игра «Часики» Цель: Развитие навыков взаимодействия со взрослым, налаживание положительных контактов.
«Колыбельная» (английская
народная песня)
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 39-40
Март 1 неделя
Разучивание потешки
«Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой»
активизация и расширение словаря детей
(Картотека
«Игры с детьми раннего возраста»)
Артикуляционный комплекс «На улице» Игра:
«Филин и пташки»
Цель: выполнять команды по сигналу Игра «Петушок» Цель: Развитие слуховой памяти, умения повторять слова и движения за взрослым.
«Колыбельная» (английская
народная песня)
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 39-40
2 неделя
Разучивание потешки «Здравствуй ветер озорной»
Цель: учить слушать и понимать содержание потешки.
(Картотека «Прогулка»)
Артикуляционный комплекс «Ходит по двору петух» Игра:
«Огуречик»
Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Игра «Собираем игрушки» Цель: Развитие умения совмещать слова с действиями.
«Колыбельная» (неаполитанская народная песня)
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 40-43
3 неделя
Знакомство с потешкой
«А сейчас пойдем гулять» (большая)
Цель: учить понимать содержание.
(Картотека «Прогулка»)
Артикуляционный комплекс «Ехали мы, ехали» Игра:
«Огуречик»
Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Игра «Солнечные зайчики» Цель: Развитие положительных эмоций, слуховой памяти.
«Колыбельная» (неаполитанская народная песня)
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 40-43
4 неделя
Разучивание потешки
«Котятки, котятки, малые ребятки»
Цель: формиовать способность детей к диалогической речи.
(Картотека «русские народные потешки») Артикуляционный комплекс «По синю морю корабль бежит» Игра:
«Воробушки и кот»
Цель: развивать ловкость и быстроту реакции. Игра «Ловись рыбка» Цель: Развитие умения совмещать слова с действиями.
«Колыбельная» (неаполитанская народная песня)
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 40-43
Апрель 1 неделя
Разучивание потешки
«Ах, какие ладошки, чистые ладошки»
Цель: помочь запомнить новую потешку, развивать память.
(картотека «Умывание» Артикуляционный комплекс «Чики-чики-чикалочки» Игра:
«Воробушки и кот»
Цель: развивать ловкость и быстроту реакции. Игра с кистями рук. Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
«Колыбельная» (неаполитанская народная песня)
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 40-43
2 неделя
Разучивание потешки «Маленькие ножки»
Цель:
учить слушать потешку и подговаривать слова.
(Картотека «Потешки про ножки») Артикуляционный комплекс «Из колодца принесла курица водицы» Игра:
«Мешочек»
Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Игра «В гости к нам пришел Петрушка» Цель: Развитие мелкой моторики, положительных эмоций.
«А баю-бай» и «Баю, баюшки, бай»
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 14-16
3 неделя
Вспомнить с детьми потешкивыученные в течение всего года.
Цель: развивать память, поощрять попытки прочесть потешки целиком.
Артикуляционный комплекс «Пчелки» Игра:
«Мешочек»
Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Игра «Пальцы-мышки» Цель: Развитие фантазии, самовыражения.
«А баю-бай» и «Баю, баюшки, бай»
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 14-16
4 неделя
Кукольный театр «…»
Артикуляционный комплекс «Бабочка-коробочка» Игра
«У медведя во бору»
Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Игра «Хлопушки» Цель: развитие слуховой памяти, мелкой моторики.
«Котик» и
«Как повадился коток»
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 19-20
Май 1 неделя
Игровая ситуация «Уложи спать куклу»
Цель: помочь вспомнить колыбельные песенки, развивать память.
Артикуляционный комплекс «Дождик, дождик, поливай» Игра
«У медведя во бору»
Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Игра «Шарик» Цель: Развитие внимания,воображения.
«Котик» и
«Как повадился коток»
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 19-20
2 неделя
Игровая ситуация «Мы веселые ребятки»
Цель: обогащать словарь детей.
Артикуляционный комплекс «Наши уточки с утра» П/и «Каравай»
Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Упражнение «Покажи отгадку» Цель: Развитие памяти, внимания.
«Баю-бай»и «Бай,качи,
качи,качи…»
Народные колыбельные песни
О. П. Радынова
Стр. 45-46
3 неделя
Анкета для родителей.
1. Используете ли вы потешки, прибаутки с детьми?
2. С какой целью вы это делаете?
3. Какие потешки Вы знаете?
4. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни?Какие?
5. Как Вы считаете, какое значение имеют потешки, песенки, прибаутки в жизни ребенка?
6. Что для вас важнее интеллектуальное, художественное или физическое развитие малыша?
Спасибо!
Учебно-методический комплекс
1. «Ребёнок второго года жизни» Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С. Н. Теплюк. – М. : Мозаика – Синтез, 2008.-176 с.
2. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Янушко Е. А. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозаика – Синтез, 2009. – 56 с.
3. «Физическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 – 7 лет. Степаненкова Э. Я. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 96 с.
4. «Игровая деятельность в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 – 7 лет. Н. Ф. Губанова – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 128с.
5. «Методика проведения подвижных игр» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Степаненкова Э. Я. – М. : Мозаика – Синтез, 2009. – 64 с.
6. «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста : методическое пособие для воспитателей и родителей / Н. П. Кочетова. – М. : Просвещение, 2005. – 112 с. : ил. – ISBN 5-09-014053-7.
7. «Сборник подвижных игр» для работы с детьми 2 – 7 лет /Авт. -сост. Э. Я. Степаненкова. – М. : Мозаика – Синтез, 2012 – 144 с.
8. «Русские народные подвижные игры» пособие для воспитателя детского сада М. Ф. Литвинова под редакцией Л. В. Руссковой; Москва «Просвещение» 1986г.