Кристина Сонина
Краткосрочный социально-экологический проект «Ты природу охраняй, батарейку не бросай!»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный социально-экологический проект
«Ты природу охраняй,
Ввдение
Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем :
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала
Публикация «Краткосрочный социально-экологический проект „Ты природу охраняй, батарейку не бросай!“» размещена в разделах
- Батарейка. Экологические акции по сбору батареек
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Не наукой, а частью души!
Необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна. Начальным звеном непрерывного экологического образования является сфера дошкольного воспитания.
Дошкольный возраст – период накопления знаний, в этот период закладываются основы личностной культуры, и главная задача в этом возрасте – формирование основ экологической культуры, формирование правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания. И здесь важна роль педагога, который, подбирая правильные методы и приёмы, вводит ребёнка в социальный мир.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: воспитание гуманного отношения к природе; формирование системы экологических знаний и представлений; развитие эстетических чувств; участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы, т. е. целью экологического образования является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Актуальность проекта :
Наша жизнь во многом зависит от состояния окружающей среды. И сегодня это понимает каждый житель планеты Земля. С каждым годом мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы. Мы стараемся выбрать качественные, экологически чистые продукты в магазине, гуляем в местах, где чистый воздух, строим дома в экологически чистых районах. И при этом, многие из нас не задумываются, что состояние окружающей среды напрямую связано с нашим поведением в быту, в природе.
Мы живем в мире, который уже невозможно представить без всевозможных аккумуляторов и батареек. На батареях работают сотовые телефоны, ноутбуки, детские игрушки и автомобили. Они также используются для поддержания работы устройств, работающих от сети. Когда случаются аварии и выключается электричество, тогда источники бесперебойного питания поддерживают функционирование оборудования. Мы везде сталкиваемся с батарейками и аккумуляторами, но практически не задумываемся о том, что они обладают не только полезными для нас свойствами. Также надо знать, что при неправильной эксплуатации и утилизации они несут в себе потенциальную угрозу для здоровья и окружающей среды. Как только старая батарейка приходит в негодность, большинство людей без сожаления выбрасывают её в мусор, даже не задумываясь над тем, какой вред наносят, тем самым безобидные вещицы таят в себе колоссальную угрозу.
Что нужно делать и какова ситуация с утилизацией батареек на данный момент?
Вопросы сбора, утилизации и переработки использованных батареек и аккумуляторов чрезвычайно актуальны в настоящее время. Утилизация этих отходов является одной из самых сложных проблем переработки вторичного сырья. Практически во всех батарейках содержатся токсичные вещества в виде различных металлов и химикатов, которые при разрушении корпусов батареек попадают в природную среду.
При производстве элементов питания используются свинец, никель, кадмий, цинк, ртуть, оксид серебра, кобальт, литий. Одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли.
Таким образом, проанализировав сложившуюся экологическую ситуацию, и проведя опрос среди родителей группы, я пришла к выводу, что реализация проекта «Ты природу охраняй, батарейку не бросай!» будет способствовать воспитанию экологической культуры воспитанников, изменению самосознания взрослых участников проекта.
Цель проекта : воспитание экологической культуры дошкольников, то есть формирование ответственного отношения к природе.
Задачи проекта :
1. Информировать, разъяснять, какую опасность для человека и природы несут выброшенные вместе с обычным мусором батарейки.
2. Помочь понять необходимость сортировать мусор и сдавать некоторые отходы в приемные пункты батарейки, бумага, пластик);
3. Развивать умение рассуждать, используя имеющиеся знания, находить экологически грамотное решение, делать выводы;
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
5. Узнать - куда сдать батарейки, после окончания в детском саду акции по сбору отработавших свой срок батареек.
Гипотеза: если отработанная батарейка выброшена с мусором, то она нанесет вред окружающей среде.
Тип проекта :
Краткосрочный : 1 месяц
Групповой
Доминирующая в проекте образовательная область: познавательное развитие;
Направленность деятельности: воспитательно-образовательная;
Число участников проекта : дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) – родители (законные представители) воспитанников старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ;
Сроки проведения:
Характер контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2019 года (ФГОС)
Тематическое поле: Экологическое воспитание
Практическая ценность проекта :
1. Повышение грамотности всех участников образовательных отношений в вопросе формирования основ экологической культуры, формирования правильного отношения человека к природе.
2. Довести до взрослого населения и детей данные, угрожающие природе при разложении простой батарейки и оценить степень экологической опасности использованных батареек для человека и окружающей среды.
3. Повышение активности родительского сообщества ДОУ и включение родителей (законных представителей) в образовательно-воспитательный процесс учреждения.
Продукт проекта :
Акция «Батарейки – сдавайтесь!».
Ожидаемый результат:
Детям
понять, что батарейки, выброшенные вместе с другим мусором, наносят вред почве, растениям и животным;
Педагогам
накопить информацию и лучше понять идеи и действия детей дошкольного возраста в рамках образования для устойчивого развития;
Родителям
рассматривать природу как среду для жизни всех существ, включая человека
Этапы проекта «Ты природу охраняй, батарейку не бросай!»
I этап. Организационный
анкетирование и организация родителей для помощи и участия в проекте;
создание информационной базы и подбор материалов по проекту;
планирование по проекту;
ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;
II этап. Практический
организация РППС;
совместная деятельность педагогов и детей с учетом интеграции ОО;
педагогическое просвещение родителей;
III этап. Заключительный
подведение итогов деятельности в рамках проекта
совместная акция: «Батарейки – сдавайтесь!».
План мероприятий реализации проекта «Сдай батарейку – защити природу!»
№ п/п Дата Мероприятия Целевые ориентиры Ответственные
Беседа «Польза и вред батарейки»
расширять знания детей об электричестве, электроприборах, о пользе и вреде батареек; обобщить знания детей о пользе и опасности электричества, воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
Беседа «Как вести себя в природе?»
воспитать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе, сформировать у дошкольников знания о нормах и правилах поведения в природе, выработать потребность в общении с природой.
Познавательно-исследовательская деятельность «Охотники за батарейками» Познакомить детей с вредом, наносимым батарейками окружающей среде и правильным способом их утилизации. Расширить знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе. Развивать познавательные и творческие способности детей.
Беседа с детьми «Почему нельзя выбрасывать батарейки?»
Формировать представления детей о вреде выброшенных с мусором батареек для природы : почвы, растений и животных. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе : помочь понять необходимость сортировать мусор и сдавать использованные батарейки в приемные пункты.
Конспект экспериментальной деятельности
«Батарейка – польза или вред?»
учить оценивать степень экологической опасности использованных батареек для окружающей среды; развивать умение рассуждать, используя имеющиеся знания, находить экологически грамотное решение, делать выводы;
Картотека экспериментов: Влияние воды на металлическую оболочку батарейки,
Влияние загрязненной воды на растения,
Влияние кислой среды на корпус батарейки проверить опытным путем, выделяются ли из элемента питания, содержащиеся в нем
вещества.
Дидактическая игра «Польза и вред для нашей Планеты» Формировать основы экологической грамоты; способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром. Расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях; дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы.
Дидактическая игра «Сортируем мусор — бережем природу»
Повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами. Развивать умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.
Игра лото «Сортируем мусор по контейнерам» Повышение уровня экологической культуры и
информированности о проблеме обращения с отходами.
Настольная дидактическая игра «Мусорознайка» Развитие умения правильно сортировать и выбрасывать мусор в специальные контейнеры для отходов; воспитывать бережное отношение к природе. Ознакомление детей с понятием "сортировка мусора", "вторичная переработка".
Дидактическая игра пазлы «Разложи мусор по бакам» Знакомство с принципами системы раздельного сбора и утилизации бытовых отходов. Стимулировать их совершать практические шаги по решению проблемы отходов в повседневной жизни.
Чтение экологических сказок «Батарейка и мышка», «Сказка про батарейку», «Сказка про батарейку Сонечку», «Сказка о батарейке Баточке», «Музыкальный руль» формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, понимание о единстве и взаимосвязи человека с живой природы Земли; расширение и развитие экологических знаний и умений детей через экологические сказки; посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения; формировать навыки бережного отношения к природе, заботу о ней;
НОД по экологии
«Сортируем мусор, бережем природу»
Знакомство с принципами системы раздельного сбора и утилизации бытовых отходов. Стимулировать их совершать практические шаги по решению проблемы отходов в повседневной жизни. Уточнить знания детей о причинах возникновения мусора; Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к чистоте улиц города.
Музыкальное представление экологической сказки «Бурый мишка и вредная батарейка» воспитать бережное, гуманное отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле; развитие познавательного интереса к природе; развитие нравственных качеств личности, чувства товарищества, готовности прийти на помощь друзьям.
Сценарий театрализованного представления по экологическому воспитанию «Батарейки»
Формировать активную нравственно – экологическую позицию личности по отношению к окружающей природе. Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности. Развивать интерес к театрализованной деятельности.
Сценарий выступления агитбригады.
«Маленькая батарейка - вред для окружающей среды»
Интересные факты о батарейках. Привлечь внимание воспитанников и родителей к проблемам загрязнения окружающей среды; развитие творческих способностей детей в такой интегрированной форме сценического действия, как агитбригада.
Просмотр мультфильма «Батарейки» из сериала «Фиксики»; достижение целевых ориентиров ФГОС, закрепить знания детей об батарейке средствами детской мультипликации
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: Акция «Батарейки, сдавайтесь!»
Цель акции – формирование экологического сознания, развитие экологической культуры и расширение экологического кругозора у дошкольников, воспитание у детей и взрослых ответственного отношения ко всему живому на Земле, формирование активной жизненной позиции, обеспечение вклада в повышение уровня экологической культуры населения, в понимание проблем экологии, вовлечение всех участников образовательного процесса в активную деятельность по сохранению природных богатств.
Организация пункта приема сдачи батареек в ДОУ
Взаимодействие с семьями воспитанников 1. Анкета
2. Консультация «Почему нельзя выкидывать батарейки в мусорное ведро?»
3. Буклет «Большой вред маленькой батарейки»
4. Участие в акции «Батарейки, сдавайтесь!»
5. Памятка «Правильная утилизация батареек»
6. Листовки «Батарейки»
Результаты проекта :
Социальной значимостью работы над проектом стало осознание детьми и взрослыми экологически целесообразного поведения в окружающей среде и содействие в организации утилизации батареек. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Родители, участвуя в реализации проекта, были не только источниками информации, реальной помощью и поддержкой ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стали непосредственными участниками образовательного процесса, обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Все участники образовательного процесса «прожили» тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление рисунков, участие в акции. Такая совместная проектная деятельность способствовала сплочению коллектива родителей. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов деятельности.
Рефлексия: те ожидания, которые мы возлагали на проект, осуществились:
1. Ребята стали больше задумываться о поступках людей относительно экологии;
2. Педагоги получили удовлетворение от проведенной работы, стали внимательнее и ответственнее относиться к экологическому воспитанию;
3. Работа по проекту сблизила родителей и ребят. Мамы и папы, бабушки и дедушки проявляют больший интерес к нашим проектам, акциям. Они стали чаще задумываться о том, что в природе все взаимосвязано, а человек не «царь», а часть большого сложного мира, мира природы.