Наталья Александровна Трунина
Краткосрочный проект «Юные защитники» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 108»
Выполнили воспитатели:
Трунина Н. А., Туманова Т. Л. ,
Паршина Н. А., Лозицкая М. Ю.
г. Иваново
Краткосрочный проект «Юные защитники»
для детей среднего дошкольного возраста
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта : краткосрочный.
Тип проекта : познавательно – творческий (познавательно-исследовательский, коммуникативный, игровой, восприятие художественной литературы, продуктивный).
Публикация «Краткосрочный проект „Юные защитники“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели групп, педагоги ДОУ, родители воспитанников.
Срок реализации проекта : 1 неделя.
Актуальность:
В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Цель проекта
Формирование гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам, создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта.
Задачи проекта :
Обучающие:
- Знакомство детей с элементарными сведениями из истории Великой отечественной войны;
- Расширение знаний о защитниках отечества, о функциях армии;
- Формирование представления детей о памятных местах, истории и жизни родного города.
Развивающие:
- Развитие познавательных способностей детей в процессе практической деятельности,
- Развитие наглядно-образного мышления, творческих способностей, самостоятельности, навыков взаимоотношения со взрослыми;
- Развитие речи через выразительное чтение стихов, пение песен, посвященных Дню Победы; пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии;
- Обогащение активного словаря новыми словами.
Воспитательные:
- Обогащение знаний детей о том, как защищали свою страну люди в годы ВОВ, как живущие ныне помнят о них, чтут их подвиг;
- Воспитывать уважение, любовь и благодарность ко всем, кто защищает Родину;
- Формирование чувства гордости за Родину.
Продукты проекта :
- понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;
- создание коллажа «Спасибо за великую победу»;
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
- повышение социальной компетентности дошкольников;
- оформление выставки детского творчества ко Дню Победы (конструирование «Вечный огонь», групповая работа-плакат «С Праздником Победы!»);
- создание в группе уголка патриотического воспитания;
- проведение досуга для детей и их родителей «День Победы» в ДОУ,
- показ презентации.
Ожидаемые результаты по проекту :
Участие детей в данном проекте позволит расширить их знания о Великой Отечественной войне, причинах возникновения праздника «День Победы»; сформировать у воспитанников чувство гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам. Глядя на наших ребят, можно будет с уверенностью сказать, что память о героях Великой Отечественной войны будет жить в их сердцах.
1 этап - подготовительный этап:
1) Пополнение словарного запаса: солдат, смелый, храбрый, сильный, отважный, бесстрашный, грохотать, ветеран, оборона, захватчики, «Фашистская Германия», фашисты, обелиски, автомат, мины.
2) Беседы: «Великая Отечественная война», «9 мая - День Победы», «Что такое героизм», «Дети в годы войны», «Боевая слава нашего народа».
3) Рассматривание иллюстраций о ВОВ, воинской славе.
4) Разучивание стихов, песен и танцев ко Дню Победы.
5) Постановка сценки под песню В. И. А. Самоцветы «У деревни Крюково» и «Бравые солдаты».
6) Работа с родителями: заготовки рук ребенка и родителя из цветного картона для создания ширмы с «Вечным Огнем».
7) Музыкальная подборка и слушание песен о войне.
8) Сбор художественной литературы о ВОВ.
9) Поиск информации (показ слайдов детям).
10) Оформление стенгазеты.
11) Составление плана основного этапа проекта.
2 этап – деятельностный:
1) Рассказ воспитателя «Этот славный День Победы».
2) Рассматривание иллюстраций о ВОВ.
3) Беседы о ВОВ.
4) Прослушивание музыкальных произведений: «Потому что мы пилоты»», «День Победы», «Катюша», «Мой дедушка герой», «У солдата выходной», «У деревни Крюково», «Бравые солдаты».
5) Чтение художественной литературы о войне: В Орлов «Брат мой в Армию идет»; С. А. Могилевская «Сказка о громком барабане»; А. Гайдар «Сказка о Военной тайне, о Мальчишке-Кибальчише и его твердом слове»; А. Усачев «Что такое День Победы»; Ю. Яковлев «Как ережа на войну ходил»; Загадки и стихи про военную технику; Т. Белозеров «День Победы».
6) Разучивание стихов ко Дню Победы «Что такое День Победы», «Обелиски», «Нужен мир».
7) Разучивание песен военных лет «День Победы», «Бравые солдаты», «Если хочешь быть военным», «Катюша».
8) Инсценировка под песню В. И. А. Самоцветы «У деревни Крюково» и «Бравые солдаты».
9) Выставка художественного творчества на тему «Война глазами детей» (аппликация, конструирование, лепка, рисунки).
10) Оформление уголка патриотического воспитания (совместная деятельность воспитателя, детей и их родителей).
11) Создание стенда «Спасибо за великую Победу».
12) Дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно», «Кто шагает на параде», «Кто служит в армии», «Подбери предметы по родам войск».
13) Подвижные игры: «Шагаем на параде», «Полоса препятствий», «Помоги раненому».
14) Сюжетно-ролевые игры: «Госпиталь», «Парад Победы», «Военные учения».
3 этап – заключительный:
1) Опрос детей «Что нового вы узнали о Дне Победы»?
2) Проведение тематического праздника игра «Зарница» на свежем воздухе (совместно со старшей группой).
3) Возложение цветов к аллее славы на территории ДОУ и запуск гелиевых шаров триколор с голубями символом мира.
4) Наблюдение за Парадом победы в городе (совместная деятельность детей и их родителей 9 мая).
5) Посещение памятников Великой отечественной войны в городе (совместная деятельность детей и их родителей).
Предполагаемый результат
Для детей :
1) Гордость за свою Родину.
2) Уважение и память к людям, защитникам Отечества, которые выстояли в годы ВОВ и одержали победу над врагами.
3) Закрепить понятия как «война», «ветераны», «оборона», «захватчики», «фашисты».
Для воспитателей:
1) Вовлечение детей и их родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.
2) Приобретение опыта работы проектной и исследовательской деятельности.
3) Результативное участие детей в проектной и творческой деятельности.
Для родителей:
1) Активное участие в проекте.
2) Беседа (рассказ) родителей с детьми о войне.
3) Просмотр кинофильмов и чтение художественной литературы на военную тему вместе с детьми.
4) Выход в город с детьми на Парад 9 Мая.
Продукты проектной деятельности
1. Иллюстрации с изображением ВОВ, военной техники.
2. Игрушки на военную тему.
3. Художественная литература на военную тему.
4. Аудиозаписи.
5. Ордена. Медали.
6. Макет «Вечного Огня».
7. Для рисования – акварельная бумага, акварельные краски, непроливайки, кисточки, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.
8. Для поделок – цветная бумага, клей ПВА, кисточки, розетки; пластилин.
9. Для стенгазеты – ватман, вырезки на военную тему.
10. Для подвижных игр – 3 макета танков, кегли, 1,5 л бутылки с песком, обручи, конверт с донесением, мячи, рюкзаки.
11. Для инсценировки – бинты, автоматы, носовые платочки, салфетки, письма в виде треугольника, картинки с «военными персонажами».
12. Цветные мелки, гелиевые шары триколор, голубь из бумаги.
13. Магнитофон с музыкой.
Используемая литература
1) Конспект занятия по программе «Детство». Средняя группа / авт. -сост. З. А. Ефанова, А. В. Елоева, О. В. Богданова. – Изд. – 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель, 2016. – 286 .
2) «Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5-7 лет», Веракса Н. Е., Веракса А. Н., 2014, с. 64.
3) «Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие» Деркунская В. А., 2013, с. 144.
4) «Проектная деятельность средних дошкольников», Журавлева В. Н., 2011, с. 202.
5) «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети», Захарова М. А., Костина Е. В., 2010, с. 64.
6) «Нравственно-патриотическое воспитание средних дошкольников», Леонова Н. Н., Неточаева Н. В., 2015, с. 108.
7) Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников», Савченко В. И., 2013, с. 320.
8) Интернет – ресурсы.
Ход проекта:
Две средние группы идут на спортивную площадку с песней «Катюша».
1 Ведущий:
Ярко день с утра, чудесен,
Весь цветами он расцвел.
Слышу я звучанье песен,
Праздник в город мой пришел!
Этот праздник знают всюду,
Отмечают по стране,
Днем святым его все люди
Называют на Земле.
2 Ведущий:
Дорогие ребята, совсем скоро, 9 мая, вся наша страна будет отмечать славный праздник – День Победы.
Рано утром, 22 июня 1941 года, когда все люди мирно спали, фашистские войска напали на нашу страну, началась ВОВ. Долгие 4 года длилась война. И все же враг был побежден и мир на земле был восстановлен. Но не легко нам досталась эта победа. Много людей были ранено, много и погибло.
И каждый год, в день окончания войны, мы вспоминаем погибших в боях за Родину. Никто не забыт! Ничто не забыто!
Стихи детей 1 средней группы :
Ребенок 1
«Что такое День победы»
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны!
Ребенок 2
«Обелиски»
Стоят в России обелиски,
На них фамилии солдат…
Мои ровесники мальчишки
Под обелисками лежат.
И к ним, притихшие в печали,
Цветы приносят полевые
Девчонки те, что их так ждали,
Теперь уже совсем седые.
Ребенок 3
«Нужен мир»
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!
1 Ведущий:
Фашисты дошли до Москвы, но советские бойцы сумели остановить врага. Много наших городов и деревень были захвачены гитлеровцами. Но каждый русский человек помнил призыв Родины:
«Если молод ты и если чист,
Если сердце горит в груди,
Сделай так, чтобы лег фашист
Мертвецом на твоем пути».
Инсценировка детей 1 средней группы под песню В. И. А. Самоцветы «У деревни Крюково»
1 Ведущий:
То утро стало знаменитым –
По всей планете весть пошла:
- Фашисты подлые разбиты!
Российской Армии хвала!
2 Ведущий:
В цветы все улицы одеты,
И песни звонкие слышны:
Сегодня праздник – День Победы,
Счастливый, светлый день весны!
Стихи детей 2 средней группы :
Ребенок 4
«Майский праздник»
Майский праздник –
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
Ребенок 5
«Была война»
Была война.
И гибли люди.
И шёл за Родину солдат.
Он воевал.
И был он храбрым.
И бил фашистов всех подряд.
И так дошёл он до Берлина.
Четыре года воевал.
Принес Победу, мир всем людям,
Чтоб счастлив был
И стар, и млад. Ребенок 6
«День Победы 9 Мая»
День Победы 9 Мая -
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
Инсценировка детей 2 средней группы под песню «Бравые солдаты»
1 Ведущий:
Ребята, вам, наверное, тоже хочется быть героями нашей Родины? Кто-то мечтает стать пограничниками, танкистами, моряками, военными летчиками.
Мы вам предлагаем поучаствовать в военных действиях. Согласны? Давайте разделимся на взводы:
1й взвод – это первая средняя группа.
2й взвод – это вторая средняя группа.
Эстафете «Марш – бросок»
(Играют 5 человек от каждого взвода. Участники команд должны надеть рюкзак на плечи и по сигналу переступить через 5 реек, затем добежать до ориентира и обратно к команде. Эстафета передается с помощью рюкзака. Побеждает команда, первой выполнившая задание).
Эстафета «Доставить донесение в штаб»
(Играет весь взвод - над головой передают конверт с донесением. Побеждает команда, первой выполнившая задание).
Эстафета «Минное поле»
(Играют 5 человек от каждого взвода. Участникам команд необходимо пролезть через обруч, найти «мину» - мячик и принести ее в коробку, передать эстафету касанием руки. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание).
Эстафета «Наступление»
(Играет весь взвод. Обе команды переправляются по три человека стоя в обруче до определенной черты, там лежат «гранаты» (кегли). Задача тех, кто переправился подбить вражеские танки с расстояния 3-4 метров. Побеждает команда, которая больше сбила танков).
1 Ведущий:
Молодцы ребята! Вы справились со всеми сложными заданиями.
2 Ведущий:
Гром торжества могучим валом
Катился по краям родным:
Отечество салютовало
Отважным воинам своим!
А сейчас под песню «Катюша» мы с вами пройдем на спортивную площадку, где нарисуем Салют Победы! (Обе группы рисуют цветными мелками на асфальте).
1 Ведущий:
Мы помним про подвиг,
Свершенный когда-то
Дорогу отцов, продолжают сыны
Спокойны и счастливы
Будьте, солдаты,
Герои давно отгремевшей войны.
2 Ведущий:
Вот и подходит наш праздник к концу. Мы приглашаем обе группы и всех гостей на торжественное заключительное мероприятие к центральному входу ДОУ. Там, дети и родители, в память о погибших в ВОВ, из вырезанных ладошек создадут «Вечный Огонь». И под песню «День Победы» выпустят в небо гелиевые шары с голубями, символизирующих мир и добро на всей Планете!