Марина Шуманская
Краткосрочный проект «Воздух» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект «Воздух»
В основе проведенного во второй младшей группе ДОУ краткосрочного проекта «Воздух», лежит метод экспериментирования, который способствует развитию памяти у детей, активизирует мыслительные процессы, воспитывает ведение активной исследовательской деятельности и поисков решения задач, стимулирует интеллектуальное развитие дошкольников.
Подробнее о работе:
Темочки:
- Воздух. Проекты
- Воздух. Свойства воздуха
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2025
В рамках краткосрочного исследовательского мини-проекта в средней группе ДОУ "Воздух" воспитанники были ознакомлены с тем, что такое воздух, состояние воздуха и свойства воздуха, с помощью экспериментов определили, что воздух прозрачен, не имеет формы, вкуса, цвета, запаха.
Оглавление
Введение
1. Обзор литературы о воде.
2. Работа о воде во второй младшей группе ДОУ.
3. Результаты.
Заключение
Литература
Введение
Дошкольники – любознательны, постоянное стремятся к экспериментам, любят самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача воспитателя – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Цель исследовательской работы - доказать, что воздух прозрачен, не имеет формы, вкуса, цвета, запаха.
Задачи:
1. Выяснить, что такое воздух, свойства воздуха.
2. Доказать с помощью экспериментов, что воздух прозрачный, не имеет формы, вкуса, цвета, запаха.
3. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования
4. Сделать вывод по результатам работы.
Объект исследования: воздух.
Предмет исследования: свойства воздуха.
Методы исследования: наблюдения, опыты, эксперименты, изучение литературы.
Предполагаемые результаты:
• расширить и углубить знания и представления детей о воздухе, его свойствах;
• развить познавательные умения через опытно - экспериментальную деятельность;
• дети должны уметь анализировать и делать выводы, фиксировать полученный результат.
Продукт исследовательской работы: презентация «Воздух»
Воздух имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут.
1. Обзор литературы о воздухе
В книге О. В. Дыбина (отв. ред.) «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» представлены занимательные опыты и эксперименты с воздухом для детей от 3 до 7 лет. В их содержание включены дидактические игры, алгоритмы, модели и схемы, направленные на развитие исследовательской деятельности дошкольников.
Книга «Воздух» Н. Славина из серии «Наука для малышей» удовлетворит первое любопытство маленьких почемучек, которым интересно все вокруг, особенно все связанное с воздухом. Здесь собрана понятная для малышей информация о небе, воздушных шарах, ветре, птицах и самолетах, атмосфере и невесомости, влажности, температуре и многом другом.
2. Работа о воздухе во второй младшей группе ДОУ
Первый (подготовительный) этап
Работа по подбору иллюстраций, материала и оборудования. Вырабатывала систему экспериментов и опытов. С помощью наблюдений и бесед я выяснила, что не все дети знают, о свойствах воздуха.
Возникшую проблему я решила проработать через исследовательскую деятельность.
Второй (основной) этап
Данный этап включает в себя опытно–экспериментальную совместную с воспитателем деятельность и самостоятельную деятельность детей по теме исследования. Я знакомила детей с воздухом по средствам презентации и при помощи наглядно-иллюстративного материала.
На данном этапе дети самостоятельно рассматривали подготовленный материал, листали и с интересом всматривались в красочные картинки, иллюстрации вырезок из журналов, книг и энциклопедий. Задавали вопросы.
В процессе опытов и экспериментов перед детьми ставилась проблема, а дети старались самостоятельно предложить способы ее решения, делали выводы, фиксировали результаты.
Дети по средствам презентации расширили свои знания о воздухе.
Для исследовательской деятельности нам понадобились материал и оборудование (для проведения опытов и экспериментов). Мы провели несколько экспериментов и опытов.
Эксперименты с воздухом
1. Эксперимент «ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА»
Зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышать! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? (Вы начали задыхаться). Чего вам не хватало (Воздуха), можем мы долго находиться без воздуха? (нет)
Вывод: человек не может жить без воздуха.
2. Эксперимент «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ»
Взять целлофановый пакет и попробовать поймать воздух.
Закрутить пакет. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в нем находится? (Воздух). Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг). Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
-видим, что воздух в пакете?
Вывод: воздух бесцветный.
Можно ли воздух почувствовать? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажимаем на него руками. Что вы чувствуете? (Шипение, воздух выходит).
Вывод: воздух можно почувствовать.
Как можно увидеть воздух?
3. Эксперимент «УВИДИМ ВОЗДУХ»
Берем трубочку, опускаем один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуть в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. А ещё мы рисовали красками при помощи трубочек и воздуха.
4. Эксперимент «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Закрываем глаза и ощущаем ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)
Вывод: Воздух переносит запахи
5. Эксперимент «СЛЫШИМ ЗВУКИ С ПОМОЩЬЮ ВОЗДУХА»
Берем свисток и подуем с краю. Что слышим? (Звук) .
С помощью воздуха мы можем играть на музыкальных инструментах. Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, инструменты звучат по разному.)
Прилаживаем пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у». Что чувствуем пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Третий (заключительный) этап
Подведение итогов исследовательской работы.
Подведение итогов нашей исследовательской работы прошло в виде итоговой НОД «Воздух».
По результатам проведенного исследования сделали вывод:
1. Человек не может жить без воздуха.
2. Воздух бесцветный.
3. Воздух можно почувствовать
4. Воздух переносит запахи
5. Воздух можно услышать разными способами
3. Результаты
1. В результате исследовательской работы дети расширили свои знания о воздухе и его состояниях.
2. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: анализировать и делать выводы, фиксировать результат.
3. Появились навыки тесного общения со взрослыми и сверстниками.
4. Повысился интерес к познанию окружающего мира.
Заключение
Мы многое узнали о воздухе. Ответили на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому?
Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.
Литература
1. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной - М. : ТЦ Сфера, 2014г.
2. «Большая детская энциклопедия»– Москва, издательство ЗАО Компания «Махаон», 2007.
3. Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей, М., 1997г.
4. Зубкова Н. М. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет СПб: Речь, 2009.
5. Книга «Воздух» Н. Славина из серии «Наука для малышей»