Ольга Зелинская
Краткосрочный проект в старшей группе «Русский национальный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации: 2 месяца
Тип, вид проекта : информационно-творческий; фронтальный (с группой детей и их семьями).
Цель: создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с русским национальным костюмом.
Публикация «Краткосрочный проект в старшей группе „Русский национальный костюм“» размещена в разделах
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Проекты. Проектная деятельность
- Русский народный костюм
- Старшая группа
- Темочки
Задачи проекта : приобщать к истокам духовной культуры русского народа : формировать представления о русском национальном костюме, традициях и обычаях, связанных с национальной одеждой; формировать предпосылки к поисковой деятельности, развивать интеллектуальную инициативу, творческие и познавательные способности; способствовать индивидуальному самовыражению в процессе продуктивной творческой деятельности; обогащать словарный запас; развивать мелкую моторику рук.
Актуальность. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-нибудь сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.
Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашней выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое-многое другое.
Особое внимание всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.
И, конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. Для их изготовления использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц.
Огромна роль военного костюма в культуре Руси. Русич-воин с раннего детства должен был уметь защитить свой дом, свою мать и семью. Эта тема очень интересна мальчикам, поэтому ей уделяется большое значение. Изучению военного костюма, знакомству с доспехами русского воина-богатыря посвящается несколько занятий.
Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет, имеет ли семью, детей, какая у него профессия, богат он или беден. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.
И именно сейчас, как никогда раньше, важно видеть главное в направлении «Развитие воображения и творческих способностей» и программе «Русский дом» : восстанавливать полузабытое, пытаясь связать прерванную нить поколений. В процессе знакомства детей с русским народным костюмом, традициями, обычаями уделять внимание духовному воспитанию, формируя творчески развитую личность, повышать уровень познавательных способностей детей, развивать воображение, формировать навыки и умения создания одежды кукол как для игры, для подарка, так и как продукта творческой деятельности.
В ходе проекта дети узнают новые понятия, названия одежды, головных уборов, доспехов, элементов узора, тем самым пополняют свой активный словарь, значит, развиваются их речевые умения, навыки, а вместе с тем личность в целом.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Идеи проекта :
Все занятия по проекту «Русский национальный костюм» взаимосвязаны, их замысел реализуется и в других видах деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того чтобы и педагог, и ребенок продолжали нести частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – испытывать желание продолжать работу по данному проекту. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.
Планируемые результаты:
В ходе реализации проекта :
• успешно проведены занятия и развлечение «Ярмарка»;
• оформлена выставка в группе;
• собран и оформлен альбом «Русский национальный костюм»;
• совместно с родителями пополнен уголок «ряжения» в группе русскими народными костюмами и головными уборами;
• каждый ребенок изготовил куклу в русском национальном костюме : мальчики – воина, девочки – русскую красавицу;
• изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Модельеры»;
• совместно с детьми изготовлена дидактическая игра «Узнай и назови».
В ходе проектирования дети узнают :
– как выглядит русский народный костюм;
– как по костюму определить статус, возраст, профессию, материальное положение, повод, по какому оделся человек;
– как украшен костюм человека и о чем говорит узор.
При этом дошкольники:
– проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности;
– определяют возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
– готовы к индивидуальному самовыражению;
– совершенствуют мелкую моторику рук.
Стратегия реализации проекта
I этап: «Рождение проблемы».
Рассматривание иллюстративного материала «Народы мира».
Воспитатель. Какие народы, изображенные здесь, вам знакомы? Где вы встречали людей в таких костюмах? (Знакомы русские костюмы. Видели их на картинках, в мультфильмах, на одежде встречались похожие узоры, в книге русских народных сказок, у бабушки такая кофта, у нас в группе похожие костюмы есть.)
– Что вы знаете о русских костюмах? (Они красивые, нарядные. В них отмечают русские праздники. Их шили, вышивали сами хозяюшки. Молодые девушки готовили себе приданое на свадьбу, украшали свадебное платье.)
– Что бы вы хотели еще узнать? (Как украшали одежду? Из какой ткани шили костюмы? Как называются головные уборы? Где брали ткань для костюмов? Что можно узнать о человеке, глядя на его одежду)
– Где узнать ответы на ваши вопросы? (Спросить у родителей. Узнать на занятиях от воспитателя. Прочитать в энциклопедии и других книгах. Посмотреть по телевизору.)
II этап: «Мероприятия и события».
1. Занятия (интеграция познавательной и продуктивной деятельности) : «Русский национальный костюм» (познавательное; аппликация); «Одежда наших прабабушек» (познавательное; рисование печатками); «Русские народные головные уборы, их значение в костюме», «Кокошник и шлем» (познавательное, составление узора на пластилине); «Плетение пояска» (познавательное; ручной труд).
2. Беседы: «Свадебный русский костюм», «Русская народная обувь», «Беседа о пословицах».
3. Чтение художественной литературы: загадки об одежде, русская народная сказка «Царевна-лягушка», П. Ершов «Конек-Горбунок», А. Аксаков «Аленький цветочек»; русские былины : «Илья Муромец», «Алеша Попович и Тугарин-змей»; частушки «Русский костюм».
4. Просмотр видеофильмов: «Князь Владимир», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин-змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
5. Оформление выставки «Поэзия народного костюма».
6. Изготовление атрибутов к играм «Узнай и назови», «Модельеры».
7. Разучивание русского хоровода «Зоренька», игр: «Кто под платком?», «Ленточка», «Ходил Ваня по хороводику».
III этап: «Заключительный (подведение итогов)».
Развлечение-занятие «Ярмарка».
Литература
1. Андреева, М. Ф. Круглый год : народный календарь / М. Ф. Андреева. – СПб., 1997.
2. Балашов, М. Е. Костюм Киевской Руси / М. Е. Балашов. – СПб., 2002.
3. Дорофеев, Ю. Русский праздничный народный костюм / Ю. Дорофеев, О. Птушкина. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
4. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – СПб., 2010.
5. Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. – Ярославль, 2007.
6. Мерцалова, М. Н. Поэзия народного костюма / М. Н. Мерцалова. – М. : Молодая гвардия, 1988.
7. Науменко, Г. И. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках / Г. И. Науменко. – М. : Центрполиграф, 2001.
8. Науменко, Г. Чудесный короб / Г. Науменко. – М., 1989.
9. Орлова, А. В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / А. В. Орлова. – Владимир, 1995.
10. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
11. Русский костюм : книжка-раскраска. – М. : Дрофа, 1997.