Зиминова Людмила
Краткосрочный проект в старшей группе «Волшебный мир соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №109 «Букварёнок»
Воспитатель: Зиминова Л. А.
2016 г.
Название проекта Неизведанное рядом : соль.
Гипотеза «Есть продукты, которые мы едим часто, редко или вообще не едим. Но лишь без соли не обходится никто!»
«Если солью посыпают скользкую дорогу, значит, лед от соли тает».
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Соль. Свойства соли, экспериментирование
- Старшая группа
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
Проблема «Соль – незаменимый продукт питания, который есть в любом доме, но дети почти ничего не знают о ней».
Предмет исследования Соль, хлорид натрия.
Тип проекта Исследовательский, краткосрочный, групповой
Цель Расширение и углубление представлений детей о полезном ископаемом, минерале - соли, её свойствах, применении.
Задачи Образовательные области
Познавательное развитие Расширить и углубить представления детей о соли, её свойствах. Сформировать представления детей о значении соли в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей. Обобщить сведения детей о природных ископаемых, о минералах. Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов.
Социально-коммуникативное развитие Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща. Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место.
Речевое развитие Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные, диалоги (вопросно-ответные, полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).
Художественно-эстетическое развитие Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, загадками по теме “Соль”. Выполнить индивидуальные, коллективные творческие работы.
Методы исследования Сбор и анализ информации, полученной из различных источников: литературы, интернета.
Подбор материалов и оборудования для исследований.
Проведение опытов, анализ их результатов.
Просмотр презентации.
Беседа.
Обобщение полученной информации.
Участники проекта Дети, воспитатель, родители.
Руководитель проекта Зиминова Л. А.
Сроки выполнения 17.01.2022 г. – 22.01.2016 г.
План подготовки и реализации проекта
Деятельность педагога 1. Изучить уровень знаний детей о соли и её свойствах.
2. Составить план работы по реализации проекта.
3. Пополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием.
4. Разработать картотеку наблюдений, опытов.
5. Разработать цикл занятий по теме с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
6. Создать наглядный материал «Соль в фольклоре», «Солёные советы».
7. Провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников.
8. Провести совместный для родителей и детей творческий вечер. Организовать выставку совместных творческих работ родителей и детей «Солёные превращения».
9. Систематизировать методическую деятельность по разработке и реализации проекта и представить данный опыт коллегам в ДОУ.
Создать информационный материал:
• Для родителей: памятки и консультация, презентация «Соль в творчестве детей, опыты с солью дома».
• Для родителей: стендовый доклад по организации в ДОУ познавательно - исследовательской деятельности дошкольников.
• Для детей: презентация «Удивительная соль», наглядно-иллюстративный материал, дидактические игры: лабиринты «Помоги геологу выйти из пещеры»; «Собери картинку»
Деятельность детей Рассматривание иллюстраций по теме «Соль».
Знакомство с содержанием презентации Power Point «Удивительная соль»
Знакомство с пословицами, сказками, поговорками, отгадывание загадок о соли.
Выполнение детских творческих работ по теме проекта.
Наблюдения за явлениями, связанными с экспериментами.
Опыты с солью. Фиксирование результатов.
Деятельность родителей Знакомство с содержанием стендовой информации.
Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования.
Проведение опытов и творческих работ с детьми дома.
Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов.
Помощь воспитателю в оформлении выставки творческих работ.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап:
Определение актуальности темы, предложение идеи детям о предстоящем проекте, формулировка проблемы, анкетирование родителей, обозначение цели и задач, обзор методической литературы, поиск пособий для детей, определение предполагаемых результатов проекта.
Основной этап: Реализация проекта в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности.
Изготовление пособий, оформление развивающей среды группы, создание коллекции, проведение занятий с опытами.
Заключительный этап: Организация выставки совместного творчества воспитателя, родителей с детьми.
Материал, оборудование Дидактический: иллюстрации, презентации Power Point, индивидуальные наборы материалов и инструментов для опытно-экспериментальной деятельности детей.
Экспериментальный: разные виды соли, стаканчики одноразовые, 2 яйца, пищевые красители, синельная проволока, мука, баночки необычной формы, фасоль, пластиковые бутылочки.
Форма презентации проекта Презентация.
Планируемый результат реализации проекта Дети имеют представление о соли, её видах, свойствах. Знают о значении соли в жизни человека и всего живого на Земле. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения соли и её свойств.
Практический результат Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка по познавательно-исследовательской деятельности: картотека с опытами, коллекция с разными видами соли. Выставка совместных творческих работ воспитателя, родителей и детей
Выводы:
В ходе исследовательской работы мы выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели интересные опыты с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. На время работы мы превратились в исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Литература
1. И. Э. Куликовская Н. Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст : М – педагогическое общество России, 2003.
2. Г. П. Тугушева А. Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/под ред. Прохоровой Л. Н. – М. : Аркти, 2004.