Нартикоева Марина Руслановна
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Тепло семьи»
Краткосрочный проект в подготовительной группе
«Тепло семьи»
«Семья – это та самая среда, в которой человек учиться,
и сам творит добро»
В. А. Сухомлинский.
Тип проекта : краткосрочный (2 недели).
Вид проекта : информационно-творческий
Публикация «Краткосрочный проект в подготовительной группе „Тепло семьи“» размещена в разделах
Проект направлен на обеспечение единого пространства развития детей в ДОУ и в семье. Основная идея проекта : социальное партнёрство ДОУ и семьи.
Актуальность темы:
В возрасте от рождения до семи лет ребёнок наиболее чувствителен к влияниям окружающего социума. Особенно близких людей – родителей. Однако, как отмечают психологи (В. В. Давыдов. В. А. Петровский, А. Б. Орлов и другие, в обществе наблюдается отторжение мира детства от мира взрослых. На вопрос: «Кто является первыми педагогами вашего ребёнка?» родители отвечают «Воспитатели». На протяжении многих лет система ДО существовала изолированно от семьи полностью принимая на себя проблемы обучения, воспитания и развития детей. И сейчас, зачастую родители уделяют недостаточное внимание воспитанию и развитию ребёнка дома, возлагая всю ответственность на дошкольное учреждение.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с изменением структуры семьи (много неполных семей либо семей в неузаконенных отношениях). Большинство семей воспитывает одного ребёнка, бабушки и дедушки часто проживают отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, так как они не видят образец общения поколений, умения уступать, уважать интересы других людей.
Между педагогами и родителями нет должного взаимопонимания и доверия, а в результате не возникает сотрудничество в вопросах воспитания и развития ребёнка. Основные трудности во взаимодействии: - преимущественно односторонняя инициатива в общении;
- отсутствие взаимопонимания в результате некомпетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Гипотеза
Налаживание партнёрских взаимоотношений сделает процесс воспитания и развития ребёнка двусторонним и более качественным. Проблема партнёрства предполагает не только взаимодействие, взаимные обязательства, но и повышение социальной компетентности педагогов (в вопросах изучения семей, установления контактов с родителями, планирования и организации различных форм сотрудничества и педагогической грамотности родителей.
Цель:
создание единого пространства воспитания и развития детей в ДОУ и в семье,
взаимодействие, поддержка и сопровождение, а также профилактика семейных взаимоотношений с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
укрепление и улучшение межличностных отношений на индивидуальном уровне и в семье; приобщение к национальным обычаям и традициям.
- направление развития эмоционально-положительного фона ребенка и семьи,
- приобретение необходимых знаний и практики для реализации поставленных семейных задач.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников. Повышение уровня педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей. Совместное создание педагогами и родителями как в ДОУ так и в семье позитивного психологического климата. Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ. Сформировать доверительные и партнерские отношения между субъектами образовательного пространства. Повысить мотивационную готовность педагогов и родителей к сотрудничеству, порождающую неуверенность у педколлектива и родителей. Изменить потребительский взгляд родителей на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ (“Вам привели ребенка, заплатили, вот и занимайтесь”). Выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребёнку в ДОУ и дома, общего подхода к воспитанию.
Участники: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.
Мотивация: личная заинтересованность всех участников проекта
мероприятиях.
Предполагаемый результат:
• создание положительного эмоционального микроклимата в ДОУ
• повышение педагогической грамотности родителей
• повышение профессиональной компетентности педагогов
• обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов
• продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
План реализации проекта :
Этап Дети Родители Педагоги Срок
Мониторинг
(опросник «Моя семья») (Приложение 1)
беседа
«Что такое семья», (Приложение 2)
«Традиции и обычаи осетин» (Приложение3)
«Дом моей семьи»; (Приложение 4)
словесная игра «Волшебные слова», «4 лишний», «Скажи наоборот», «Веселые задачки»(Приложение5)
,рисование «Моя семья» (Приложение 6)заучивание стихов о маме, папе, бабушке, дедушке, чтение художественных произведений о семье
Сюжетно-ролевая игра“Семья”, отображающая отношения между её членами.
Презентация ребенком своей семьи, опираясь на семейное древо, на семейные фотографии
Итоговое занятие по проекту «Тепло семьи» (Приложение 9)
. социальный опрос семей (выявление социального статуса)
Беседы с детьми о родословных, об обычаях и традициях своей семьи
Участие в создании фотоальбома «Моя семья».(Приложение7)
Составление семейного древа (Приложение8)
Участники занятия
-подбор методической литературы,
- оснащение развивающей среды (дидактические игры.)
- приобретение демонстрационного и картинного материала
подбор материалов для занятий с детьми;
- консультация «Что значит крепкая семья»;
Знакомство родителей со стихами, поговорками и пословицами о семье.
Проведение занятия 1 неделя проекта
2 нелеля проекта
Анализ показателей эффективности работы ДОУ с семьёй :
- появление у родителей интереса к жизни детей в ДОУ, содержанию деятельности и т. д.
-возникновение дискуссий по инициативе родителей
- увеличение числа вопросов к педагогу, касающихся формирования личности, воспитания и развития детей
- повышение активности в мероприятиях, проводимых в ДОУ.
Литература:
1. ФГОС Дошкольного образования. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до щколы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2.«Твоя родословная» В. С. Мартышин. Учебное пособие. М. : Школьная пресса,2000г.
3. Журнал Дошкольное воспитание – 2005Г. ,№3 «Родовое дерево»
«Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е. К. Ривина. Пособие для
4. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М. : Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.
5. Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М. : "Ось-89", 2003. – 336 с.
6. Психотерапевтическая энциклопедия /Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер Ком, 1999. – 752 с.
7. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб. : Издательство «Питер», 1999. – 656 с.
8. С. В. Степанова. Дошкольник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении.
9. Л. В. Тимарцева. Изучение истории семьи
10. Н. А Токарева. Роль семейных отношений в нравственном воспитании ребенка.
11. Лавров Д. Заметки об Осетии и осетинах // ППКОО, кн. 4, с. 89.
Приложения
1. Опрос детей на тему «Моя семья»
1. Назови членов своей семьи.
2. Как вы проводите выходные?
3. Часто ли вы читаете, играете, рисуете со своими родителями?
4. Часто ли вы выходите на совместные прогулки?
5. Есть ли у вашей семьи какие-то семейные традиции?
6. Рассказывают ли взрослые о ваших корнях, родословной?
7. Часто ли взрослые вас обнимают, целуют, ласкают?
8. Часто ли вас ругают?
9. Знают ли взрослые вашу любимую сказку, мультфильм, книгу?
2. Беседа «Что такое семья?»
У каждого человека должна быть семья. Почему люди стали жить семьями, потому что в семье легче выжить, в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, всегда помогут в трудную минуту. Вы тоже живете в семье. Кто хочет рассказать о своих близких? Как ваши родные заботятся о вас? (рассказы детей)
Послушайте загадку: Кто на свете всех милее? Кто на свете всех добрее?
Да, ребята, мама и всех добрее и милее. Когда мама рядом, становится теплее и светлее. Не зря говорят, что при солнышке – тепло, а при матери – добро.
А теперь послушайте стихотворение Михаила Танича «О бабушке»
Если бабушка сказала:
То не трогай! То не смей!
Надо слушать, потому что
Дом наш держится на ней.
Мы без бабушки однажды
Приготовили обед.
Сами вымыли посуду –
И с тех пор посуды нет!
Милые, добрые, немного ворчливые, но всегда справедливые бабушки и дедушки. Они вырастили и воспитали ваших родителей, а теперь помогают растить вас. Не забывайте поздравить бабушку и дедушку с днем рождения, с праздником, говорить им добрые слова, что вы их любите.
А у кого есть братья и сестры? Как вы с ними живете? (рассказы детей) Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них, приучать к порядку, делиться с ними игрушками.
Ваша помощь, ребята, просто необходима вашим родителям, бабушкам, дедушкам, сестрам и братьям. Чем больше вы им будите помогать, заботиться о них, не огорчать, тем дольше они будут здоровыми, красивыми, молодыми, они будут любить вас такими, какие вы есть
Любили тебя без особых причин,
За то, что ты – внук
За то, что ты – сын
За то, что малыш
За то, что растешь.
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей
В. Берестова
3. Традиции и обычаи осетин
Особое отношение у осетин к старшим. Их уважают и почитают. В Осетии принято уступать место старшим в транспорте, а также уважительно вставать при появлении старших. При встрече, мужчины Осетии, в знак уважения, приветствует друг друга рукопожатием. Даже с незнакомыми людьми. Гости республики всегда восхищаются этой традицией.
О гостеприимстве народностей населяющих Кавказ ходят легенды, которые передаются из поколения в поколение. Осетинский народ как один из самых древних может гордиться своими традиционными правилами гостеприимства. В осетинском обществе семьи, которые мало посещают гости, не пользовались большим уважением. Считалось, что посетитель своими молитвами возместит хозяевам нанесенный материальный ущерб. Существовал определенный свод правил поведения, как для хозяев дома, так и для визитеров. В начале приема гостю обязательно подавали почетный бокал. По ходу застолья его окружала молодежь, которая развлекала почетного посетителя танцами и песнями. В особо важных случаях в честь него устраивались скачки или состязания в стрельбе. Со своей стороны пришедший в дом должен был вести себя достойно.
4. Дом моей семьи
Давно-давно в стране, где мы живем, не было огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. А были только поля да густые темные леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Люди в этих деревнях были трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу, из меха и кожи зверей делали себе на зиму теплую одежду, много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках и озерах.
Славяне были дружелюбными и гостеприимными, они хорошо и ласково обращались со своими друзьями, бедными людьми и странниками, каждая семья – отец, мать, дети –жила в своей избе отдельно от других таких же семей. Когда у отца вырастали сыновья, они женились, у них появлялись свои дети, и все: дети, внуки – жили со своими родителями. Это была очень большая и дружная семья. Самым главным являлся старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети не только играли и веселились, у них было много дел по дому: навести порядок, с младшими сестренками и братьями поиграть, в саду, огороде помочь. Вот так жили наши предки.
Дом — это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом, —
Это твой дом
- Кто вас ждет? (Семья).
- Из кого состоит ваша семья, назовите.
Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им. Бывает ведь, что надо помочь сделать что-нибудь: отыскать потерянные бабушкой очки, принести из кухни посуду, убрать игрушки, навести порядок в комнате. Таких маленьких обычных дел случается очень и очень много, но в каждом из них словно огонек, светит ваша доброта.
5 словесная игра «Волшебные слова»
Растает даже ледяная глыба,
От слова теплого… (Спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (Добрый день)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы… (Спасибо)
Когда бранят за шалости,
Говорим… (Прости, пожалуйста)
Всегда все люди на прощание
Друг другу говорят … (До свидания)
6. Итоговое занятие по проекту «Тепло семьи»
«Тепло семьи»
Цель:
- знакомство, сплочение родителей, взаимодействие, поддержка и сопровождение, семейных взаимоотношений с детьми дошкольного возраста,
пробудить чувство привязанности к родному дому, чувство любви к малой Родине, чувство любви к близким людям, стремление помогать всем.
Задачи:
- укрепление и улучшение межличностных отношений на индивидуальном уровне и в семье;
- направление развития эмоционально-положительного фона ребенка и семьи,
- приобретение необходимых знаний и практики для реализации поставленных задач.
Ход занятия
Вход под песню «Вместе весело шагать»
1Сегодня наше занятие необычное. Оно у нас семейное. А как вы думаете, почему?
Вступительное слово.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
2 Пальчиковая гимнастика «Семья» (здороваются)
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно
3 (Игра на сплочение)
Поздоровались?
Прекрасно Солнце светит в небе ясно.
Познакомиться пора, А поможет нам игра
Игроки по очереди называют свои имена, при этом берем друг друга за руки. Вот мы с вами все познакомились. Теперь мы одна большая семья. Вся семья вместе, так и душа на месте.
4. А какие пословицы и поговорки вы знаете о семье?
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
В своем доме и стены помогают.
В семье и каша гуще.
В семье разлад, так и дому не рад.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Везде хорошо, но дома лучше.
Бездетная плакала, и мать плохих детей плакала. Осетинская пословица
Чем сто дней невзгод, лучше один день радости
Чем у чужих в достатке, лучше в своем доме в бедности
5. Тренинговое упражнение «Тепло семьи». Давайте почувствуем тепло семьи Посмотреть на друг друга улыбнуться, обнять друг друга. .Сегодня мы с вами как одна большая семья будем решать поставленные задачи все вместе.
6 Задание дляродителей «Отгадай словечко»
(Кто правильно ответит на вопрос, садится на стул. Вопросы задают дети)
1.• Первое слово: Что же это такое, где раздают ум и разум, учат не только английским буквам, но таблице умножения, и где при условии хорошего поведения тебе не поставят двойку. (Школа).
2.• Второе слово: Это такие каникулы. Когда можно выти из класса и сбегать в магазин, и при этом обязательно должен прозвучать звонок. (Перемена.)
•3. Третье слово: Там дают книги в большом количестве, при этом нужно не забыть вернуть книгу обратно. (Библиотека.)
4.• Четвертое слово: Это то, что с мамой еще не проходили, но наверное там записывают задания и куда подходят для того чтобы узнать какие у тебя занятия. (Расписание уроков.)
5. Если этого колобка изучить все бока, то можно узнать, где Дунай,Где Кавказ, а где – Китай. (глобус)
6. есть у меня волшебная палочка, с ее помощью могу построить я башню, дом и самолет, и Большущий пароход. Карандаш
7. В этом доме Буковки живут,друг за дружкой ходят. Вот они все встали в ряд В дружном хороводе. :(Книга)
8. Она любит прямоту и сама прямая. Сделать ровную черту она всем помогает (Линейка)
(родители садятся на стулья)
7 задание для детей «Кто словечко лишнее назовет, тот на свое место пройдет»
(См. игра «4 лишний»)
(Дети садятся на стулья)
7. Ну вот, все заняли свои места иследующее задание:
Задачки (См. «Веселые задачки»)
8. Следующее задание – игра «Наоборот»
Оказывается слова чистый-грязный, горячий-холодный, называются словами-наоборот. Или слова-неприятели.
Слова-неприятели спорят весь день:
Один скажет: «Солнце!»
Другой скажет: «Тень!»
Один скажет: «Близко!»
Другой: «Далеко!»
Один скажет: «Низко!»
Другой: «Высоко!»
(См. игра «Скажи наоборот»)
9 Физкультминутка
.Хотите поиграть и на несколько минут превратиться в мальчиков и девочек наоборот? Тогда вы должны выполнять все движения наоборот.
Сели – (встали)
Опустили руки – (подняли)
Подняли руки – (опустили руки)
Открыли глаза – (закрыли глаза)
Закрыли рот – (открыли рот)
Открыли рот – (закрыли рот)
Показали ладони – (спрятали)
.
10После физкультминутки вы все стали такими сильными, вам не составит труда сломать веник
(передать по кругу веник).Не получается. А по одному прутику вы сможете сломать (Раздать прутики) А почему? (ответы, садимся) Веника не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь
Я хочу рассказать вам одну интересную притчу. (См. Притча)
Очень много слов на свете, как снежинок у зимы.
Но возьмем, к примеру, эти:
Слово «я» и слово «мы».
«Я на свете одиноко,
В «Я» не очень много прока.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы» сильней, чем «Я».
Мы –семья, и Мы – друзья,
Мы- народ, и Мы – едины.
Вместе мы – непобедимы.
11. Игра для родителей. Наши мамы, папы и бабушки еще совсем молодые и тоже иногда любят поиграть. (раздать буквы). Вы должны показать нам ответ на вопрос, буквами меняться нельзя. А вопрос такой : Самые старшие члены семьи? (Дедушка и бабушка).
12 Беседа «Мой дом»
13. Задание для родителей. Конкурс: «Род».
Нам нужно покирпичику выстроить свой родной дом. Каждый кирпичик – слово с корнем «РОД» При этом объясняем, что корень «РОД» - основа жизни, не только для людей, а для всего живого на Земле
А детки тем временем из кубиков должны выложить то слово, которое просто необходимо в каждом доме и семье. (песочные часы)
14А сей час поиграем в игру на внимание» Возьми приз»
Вызываются 2-3 игрока, которые очень хотят получить приз. Ведущий читает текст:
"Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз.
Лишь скажу я цифру 3,- приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали, распотрошили,
а внутри рыбешек мелких увидали и не одну, а целых 7.
Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи.
Возьми и на ночь повтори разок-другой, а лучше 10.
Мечтает парень закаленный стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри, а жди команду: раз, два, марш!
Однажды поезд на вокзале мне 3 часа пришлось прождать. "
(если ребята не успели взять приз, его забирает ведущий и говорит:
"Ну, что ж, друзья, вы приз не брали, когда была возможность брать!".
15 в коробке – приз – цветные карандаши и листочки
Вот наше волшебное дерево желаний, оно исполняет все желания. Но желание нужно пожелать. Вот для этого нам и нужны карандаши и бумага. Вы сейчас будете загадывать свои желания в виде рисунков. Проходите за столы и загадывайте желания.
Песня «Три желания»
Вывешиваем картинки на дерево желаний и рассказываем желания
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
В жизни осетинского народа обычай уважения к старшему, к мудрости старшего, к опыту старшего занимает достойное место. Вы, ребята, молодцы, вы чтите и уважаете своих старших. Еще у осетин свято соблюдается обычай гостеприимства. Даже кровный враг, пришедший в дом как гость, может рассчитывать на радушный прием. А у нас сегодня в гостях – все сотрудники детского сада, такие желанные и милые гости. По древнему обычаю, если гость похвалил в доме хозяина какую-то вещь, то хозяин с радостью подарит её гостю. В свою очередь, ходить в гости с пустыми руками у осетин не принято
.Дети раздают гостям деревца желаний.
А тем временем под деревом появляется корзинка с конфетами. Видимо, кто-то из гостей пожелал конфеты.
Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга,
Рядом вместе побудьте