Юля Швалева
Проект «Зимующие птицы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Зимующие птицы в старшей группе «Незабудка»
Выполнили
Воспитатели
первой квалификационной категории:
Корниенко Н. В. Швалева Ю. Р.
Тип проекта : познавательно-творческий
Вид проекта : групповой
Продолжительность: краткосрочный
Формы работы: познавательная, игровая, продуктивная, работа с родителями.
Место проведения: МАДОУ «Детский сад № 62», старшая группа «Незабудка»
Публикация «Проект „Зимующие птицы“ в старшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проблемы: недостаточный уровень знаний у детей о том, что зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром.
Зима - трудное время для птиц. Большое количество пернатых гибнет зимой от нехватки корма (ягод, семян, насекомых). Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой, создать условия для общения ребёнка с миром природы. Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Постановка проблемы: можно ли каким-то образом помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними?
Цель: формировать у детей представление о многообразии зимующих птиц; умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в природе; роль человека в жизни птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам.
Задачи:
• Способствовать расширению представлений детей о зимующих птицах нашего края.
• Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
• Развивать познавательные способности детей в исследовательской и творческой деятельности; активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом, активизировать словарь детей, развивать связную речь детей.
• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Сформируются элементарные представления о зимующих птицах, представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
2. Будет развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы, пополнен словарный запас детей.
3. Пополнится предметно-развивающей среды по теме проекта.
Методы проекта :
Познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, наблюдения.
Этапы реализации проекта.
1 этап: подготовительный (разработка проекта)
- определение проблемы и актуальности проекта;
- постановка цели и задач;
- определение форм и методов работы;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;
Подобрать дидактические игры по проекту. Пополнить музыкально-театральный центр шляпками для игр, «Игры на палочке на основе сказок»; дидактический материал о птицах (речевые игры, загадки, интересные факты, приметы, мнемотаблицы.
2 этап: основной
-проведение непосредственно-образовательной деятельности по теме согласно планированию.
3 этап: заключительный (подведение итогов проделанной работы)
-анализ полученных результатов,
-оформление «Птичьей столовой» на участке
- создание книжки – малышки «Детям о зимующих птицах»
- подбор мнемотаблиц по теме проекта
- оформление дидактического дерева «Снегири на ветке» (дыхательная гимнастика»
- изготовление дидактических игр: «Чье крылышко», «Какие птицы спрятались на картинке», «Строение птицы», «У кого какой клюв» и тд. (с использованием ИКТ)
Комплексно-тематическое планирование.
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
1 этап – Подготовительный
(информационный) Определяет цели и задачи, определяет продукт проекта,
Осуществляет подбор методического и дидактического материала,
Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем,
Дополняют собственными. Индивидуальные беседы,
Информационный буклет «Покормите птиц»,
Памятка «Из чего можно сделать кормушку».
2 этап – Основной
практический Организует работу с детьми по всем направлениям образовательных областей, через занятия с применением эффективных методов и приемов.
Оказывает практическую помощь детям.
Беседы, совместное чтение –обсуждение. Формируют знания, умения, навыки,
Изготовление поделок. Совместные прогулки (наблюдение за птицами).
Изготовление кормушки и повесить во дворе.
Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
3 этап – Рефлексивно-обобщающий Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами. Представляют продукты деятельности по проекту В течение зимнего периода подкормка птиц с детьми.
Речевое развитие
ООД Тема: Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц : «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели». Продуктивная деятельность
Рисунки детей «Снегири на ветках», «Птицы на кормушках»
Пластилинография «Птицы на дереве»
Конструирование из бумаги «Зимующие птицы»
Викторина «Что мы знаем о птицах»
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Гуси-лебеди»
«Птички в гнёздышках»
«Совушка»
«Перелет птиц»
Дыхательная гимнастика «Снегири на ветке»
Чтение художественной литературы
Н. Сладков «Курорт Сосулька»
В. Бианки «Сумасшедшая птица», «Чей нос лучше?», «Холодно в лесу, голодно»,
В. Г. Сутеев «Что это за птица»
Л. Воронкова «Птичьи кормушки».
Заучивание стихотворений по мнемотаблицам: А. Яшин «Покормите птиц зимой!», М. Пляцковский «Птичьи наряды», скороговорки «В декабре метели пели…»
Загадки про зимующих птиц
Чтение пословиц и поговорок Взаимосвязь
образовательных областей в работе над проектом по теме :
«Зимующие птицы» Познавательное развитие
«Беседа о птицах»
Проблемная ситуация:
«Что будет, если не станет птиц»,
«Чем мы можем помочь зимующим птицам»;
ООД. Тема: «Зимующие птицы»
Опытно-экспериментальная деятельность
Экспериментирование «Исследование оперения птиц с помощью лупы».
Наблюдение: «Жизнь птиц зимой»
Наблюдение за поведением птиц на кормушке.
Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры и упражнения:
«Чье крылышко»,«Какие птицы спрятались на картинке», «Строение птицы», «У кого какой клюв», «Закончи предложение», «Зимующие – кочующие», «Угадай по описанию», «Угадай по теме», «Назови ласково», Скажи наоборот», «Чье,Чья,Чьи»
Театрализованная деятельность.
Настольный театр «Гуси-лебеди»
Игра – драматизация по произведению Н. Сладкова «Курорт Сосулька»
Труд в природе:
Чистка кормушек, подкормка птиц.
Художественно-эстетическое развитие
Слушанье «Птичьи голоса»
Заключение:
Проект по познавательно-творческому направлению с использованием ИКТ «Зимующие птицы» полностью реализован.
Проект осуществлялся в форме включения детей в разнообразные виды художественно-творческой, познавательной и речевой деятельности. В результате реализации проекта у детей совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной деятельности, дети приобрели навыки диалогического общения, научились применять практические навыки и знания. Работа над проектом активизировала познавательно-речевые и художественно-творческие способности детей.
В процессе работы родители стали активными участниками проекта.
Используемая литература:
1. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» М. ,2003 г.
2. Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году» М. ,1999 г.
3. Л. П. Молодова «Экологические праздники для детей» М. ,1999 г
4. «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В. Н. ;
5. Долгова Т., Кравченко И. «Прогулки в детском саду»
6. Интернет.