Заира Базрова
Краткосрочный проект «В мире сказок Сутеева»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №1 г. БЕСЛАНА»
ПРОЕКТ «В мире сказок Владимира Сутеева
Подготовила:
Базрова Заира Викторовна – старший воспитатель
Вид проекта :
Групповой, познавательный, творческий, игровой.
Сроки реализации:
краткосрочный десядневный
Участники проекта :
дети, воспитатели старшей группы, логопед, родители воспитанников.
Актуальность проекта :
Публикация «Краткосрочный проект „В мире сказок Сутеева“» размещена в разделах
Необходимость приобщения детей к чтению естественно бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Но в последнее время чтение художественной литературы детям родители заменяют просмотром мультфильмов или компьютером. А взрослый, желающий сделать ребенка читателем, нуждается в грамотной методической помощи. Тем временем значение приобщения детей к художественной литературе через чтение книг трудно переоценить. Именно оно открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Всегда дети любят смотреть книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое восприятие яркими зрительными образами. Иллюстрация учит восприятию образа, цвета, пропорции, фактуры, ассоциативному мышлению, формирует у детей эстетический вкус.
Данный проект разработан для повышения интереса к книге, любви к чтению. Он развивает устойчивый интерес к произведениям как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, языковые средства, способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Знакомство с творчеством Владимира Сутеева – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с историей детской книги и воспитать эстетическое восприятие произведений искусства.
Цель:
Формирование разносторонних знаний о произведениях Владимира Григорьевича Сутеева, бережного отношения к ценнейшему источнику знаний – книгам.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя, художника- иллюстратора, мультипликатора В. Сутеева.
Расширять читательский опыт и навык эстетического слушания и восприятия художественных произведений автора.
Расширить кругозор детей путём ознакомления со сказками из книги В. Сутеева «Сказки и картинки».
Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
Расширять словарный запас детей, воспроизводить сказки В. Сутеева, через театрализованную деятельность.
Развивающие:
Совершенствовать лексико-грамматический строй речи, эмоционально-оценочную и объяснительную речь.
Развивать интерес с театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
Формировать устойчивый интерес к произведениям В. Сутеева.
Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать.
Развивать познавательные способности.
Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания к слабым и беззащитным через произведения В. Сутеева.
Воспитывать бережное отношение к книгам, интерес к художественным произведениям.
Взаимодействие с родителями:
Приобщать родителей к проблеме детского чтения.
Формировать у взрослых навыки грамотного читателя и эмоционального чтения.
Укрепить традиции семейного чтения.
Предполагаемые результаты:
Ребенок:
познакомится с творчеством В. Г. Сутеева;
научится слушать и понимать художественный текст, улучшится объяснительная речь;
пополняет словарный запас;
развивает навыки общения и речь;
стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
разнообразит способы сотрудничества;
развивает художественно-творческие навыки.
Используемые виды деятельности:
НОД;
Игровая;
Чтение художественной литературы;
Изобразительная;
Игры-театрализации.
Работа с родителями:
Подготовка совместной выставки рисунков по сказкам В. Г. Сутеева;
Буклеты для родителей по привлечению детей к чтению.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатели:
Подбор методической, справочной, энциклопедической, художественной литературы по выбранной теме проекта.
Подбор книг, иллюстраций и мультфильмов, аудиозаписи по сказкам В. Г. Сутеева.
Разработка сценария сказки-драматизации «Под грибом».
Изготовление лэпбука «По сказкам В. Г. Сутеева»
Сотрудничество с родителями:
Ознакомление родителей о проводимой проектной деятельности;
Оформление папки – передвижки для родителей по теме проекта;
Совместное с детьми изготовление рисунков для выставки.
2. этап. Практический.
Образовательные области
Виды детской деятельности
Социализация Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес»
Дидактические игры: «Доскажи словечко»,
«Отгадай сказку», «Собери сказку в картинках»
Экскурсия в детскую библиотеку при ДК.
Познание Рассказ о творчестве В. Г. Сутеева;
Беседы по содержанию сказок В. Г. Сутеева;
Подбор и объяснение пословиц к произведениям В. Г. Сутеева.
Коммуникация Рассказывание сказок В. Г. Сутеева по мнемотаблицам;
Пересказ сказки В. Сутеева «Петух и краски».
Труд Изготовление атрибутов к театральной деятельности
Театрализованная деятельность Инсценировка сказки «Под грибом» на русском и осетинском языках.
Художественно-творческая деятельность: Рисование героев сказок В. Г. Сутеева
Лепка героев сказок В. Г. Сутеева.
Чтение художественной литературы Кто сказал мяу?», «Палочка-выручалочка»,«Про кляксу»,«Петух и краски», «Яблоко», «Два цыпленка», «Про бегемота, который боялся прививок». Загадки по сказкам В. Сутеева
Музыка Просмотр мультфильмов и прослушивание аудио автора
3-й этап – заключительный.
Поощрение участников выставки «Сказки В. Сутеева»
Подведение итогов проекта;
Создание отчетной презентации о проведенном проекте.
Консультация для родителей «Сутеев В. Г. – уникальный сказочник»
Необходимость приобщения детей к чтению естественно бесспорна. Книга совершенствует ум реб нка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Но в последнее время чтение художественной литературы детям родители заменяют просмотром мультфильмов или компьютером. А взрослый, желающий сделать ребенка читателем, нуждается в грамотной методической помощи. Тем временем значение приобщения детей к художественной литературе через чтение книг трудно переоценить. Именно оно открывает и объясняет реб нку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Знакомство с творчеством Владимира Григорьевича Сутеева – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с историей детской книги и воспитать эстетическое восприятие произведений искусства.
Сутеев не сразу стал писать для детей. Сначала он создавал мультфильмы, работая художником-мультипликатором. Но в один прекрасный день решил попробовать себя в литературе. Результатом этого решения стало множество удивительных добрых сказок для детей, иллюстрированных рисунками самого автора.
Сказки Сутеева – уникальное явление, ведь они интересны и познавательны и крохам, и детям постарше. Главные герои в них – хорошо знакомые всем животные, которых можно увидеть во дворе, в лесу или в зоопарке.
В сказках Сутеева для самых маленьких персонажи попадают в разнообразные ситуации, позволяющие проявить им свои лучшие качества: доброту, самоотверженность, терпимость.
Каждая история по-своему познавательна и поучительна. В одних сказках автор показывает, насколько важна в жизни дружба. Настоящий верный товарищ всегда придет на помощь и выручит из беды. Другие истории помогают понять, что добро всегда вознаграждается, а зло будет наказано. Его сказки переведены во многих странах. Мультфильмы, снятые по его сценариям, не перестают завоевывать сердца маленьких зрителей. Владимиру Сутееву принадлежат полюбившиеся детям сказки : «Под грибом», «Кто сказал мяу?», «Три котенка», «Мешок яблок», «Цыпленок и утенок», «Разные колеса» и многие другие.
Каждая из сказок несет добро и свет, учит настоящей дружбе, порицает трусость, хвастовство и жадность. Сказки Сутеева легко и ненавязчиво преподают малышам первые уроки любви к природе, доброты, борьбы со злом.
Каждая сказка в книгах автора сопровождается красочными иллюстрациями. Они не только помогают окунуться в мир фантазии, но и делают процесс чтения еще более увлекательным. Автор создавал рисунки для своих книг с особой любовью. Это можно увидеть, если присмотреться к персонажам. Каждая деталь тщательно прорисована, а цвета подобраны с большим мастерством.
Обилие иллюстраций - отличительная черта книг Владимира Григорьевича. Благодаря этому можно сказки Сутеева читать или смотреть как историю в картинках. Этим они чем-то похожи на мультфильмы, которые создавал автор. Искусство В. Г. Сутеева обращено самым маленьким читателям- зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке. Добросердечие и улыбка художника спокойно и просто ведут малышей к постижению справедливости, человечности, нравственной чистоты. И он будет актуален всегда.
Владимир Сутеев. Сказка «Под грибом» (сказка на осетинском языке)
Как-то раз застал Муравья сильный дождь.
Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибом — дождь пережидает.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее.
Ползё т к грибу мокрая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!
— Куда же я пущу тебя? — говорит Муравей. — Я один тут кое-как уместился.
— Ничего! В тесноте, да не в обиде. Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт.
Бежит мимо Мышка:
— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
— Потеснитесь немножко!
Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт. Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
Реклама 09
— Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
— Тут места нет.
— Подвиньтесь, пожалуйста!
— Ладно.
Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится.
— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.
— Зайца не видели? — спрашивает.
— Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
— Не тут ли он спрятался?
— Где ему тут спрятаться! Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло.
Вылезли все из-под гриба — радуются.
Муравей задумался и говорит:
— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
— Эх вы! Гриб-то.
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?
Конспект НОД по творчеству В. Г. Сутеева "Путешествие в страну сказок"
Цель: Познакомить детей с творчеством В. Г. Сутеева (писатель, художник); определять и называть его произведения по иллюстрациям.
Программные задачи:
1. Формировать навыки связной речи, умение строить предложения, отвечать на вопросы «полными ответами».
2. Развивать познавательную активность, зрительную и словеснологическую память.
3. Учить разыгрывать сказку, передавая образ персонажа через выразительные движения, интонационную выразительность речи, мимику, жесты.
4. Развивать лексико-грамматический строй речи через дидактические игры «Скажи какой?» (выделение признаков предмета, «Кто что делает?» (подбор действий к предмету).
5. Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, чуткости, отзывчивости.
6. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность. Воспитывать любовь к художественной литературе.
Ход.
Дети входят в зал под музыку «В гостях у сказки»
Воспитатель. - Здравствуйте, ребята.
Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся с ними. Дети здороваются с гостями.
Воспитатель. Я рада видеть Вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть Вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! (Дети дарят друг другу и гостям улыбки).
-Ребята, посмотрите, что это?
Дети. Камень.
-Правильно, а на нем что-то написано. Давайте я Вам сейчас прочитаю, а вы внимательно слушайте.
«Налево пойдешь - в дремучий лес попадешь, направо пойдешь - в страну сказок попадешь»
-Как интересно! А куда бы Вы хотели пойти ребята?
Дети: В страну сказок. (уточняет у детей, а куда бы пошли он или она)
Рядом с камнем книга. Дети рассматривают ее.
-Дети, кто изображен на книге?
Дети: Владимир Сутеев.
-А кто он, ребята?
Дети: Писатель, автор сказок, художник.
- Правильно!
- Возьмем книгу сказок с собой и отправимся в путь!
Дети идут по ребристой доске и камушкам к первой сказке (звучит музыка из мультфильма «Каникулы Бонифация»)
- Вот и оказалось мы в Стране сказок! Как много здесь интересного и необычного.
1. Подходят к дереву. На дереве яблоко и ворона, под деревом зайчик, ежик, медведь.
В. -- Как вы думаете, к какой сказке мы пришли.
Дети - "Яблоко".
Вспомните, ребята, кто герои этой сказки?
-Что случилось с ними? (Краткий рассказ детей сюжета сказки)
-Правильно, молодцы! Идем дальше.
Дети под музыку продолжают свое путешествие по следам (следы бегемота).
Подходят к кабинету, с вывеской «Всем нужно от слона до мухи….»
-Посмотрите, здесь какие - то необычные для сказки вещи.
Объявление, халат доктора, аптечка. Как вы думаете, это тоже сказка?
Дети: - Да. Это сказка "Про бегемота, который боялся делать прививки".
- Что же случилось с беднягой? (Дети описывают события сказки)
-А вы сами боитесь прививок?
Дети: - Нет!
-Молодцы! Не нужно быть трусишками, а со страхами каждый может справиться! Задержались мы немного, пора дальше путь держать! Возьмемся за руки и продолжим наше путешествие!
Физминутка:
По сказке с тобою гуляем дружок,
И вот мы пришли на волшебный лужок, (двигаются за руки по кругу)
Здесь Белочки с ветки на ветку прыг- скок, (руки перед собой и подпрыгнуть)
От дождика Мышки бегут под грибок (из рук делать крышу домика)
Здесь зайки - трусишки притихли, смотри! (присесть, сделать из рук ушки зайчика)
Там Мишка - топтышка шагает вдали, (встали, идем по кругу вразвалочку)
Лисичка виляет пушистым хвостом, (изображаем лисичку)
А Серый Волчок вслед за нею бегом. (легкий бег по кругу)
С тобой мы вернемся в наш сказочный лес, (идем за руки по кругу)
Ведь здесь еще много волшебных чудес!
- И впереди нас ждет очередная сказка-загадка! Посмотрите, на столе много картинок.
-Как Вы думаете, ребята, это герои одной сказки или здесь есть гости из других произведений?
Дети рассматривают картинки и называют сказку" Петух и краски"
-Молодцы! Вы правильно определили сказку, только нужно собрать картинки по порядку.
-Каждый возьмет картинку и встанет в порядке последовательности (дети становятся в ряд, с картинками в руках и проговаривают сказку по картинке)
-Молодцы! Правильно выполнили задание.
-Вставим картинки в нашу книгу и отправимся дальше.
-Дети идут и на поляне видят гриб. Что это?
Дети – Гриб. (национально - региональный компонент -Осетинский блок)
В. - А как гриб, будет на осетинском языке?
Как вы думаете, а это какая сказка?
- «Под грибом».
Давайте мы с вами сейчас для наших гостей разыграем театрализованное представление по сказке «Под грибом»?
(Дети сами выбирают, кто кем будет, надевают маски и атрибуты). - Начинается представление. (воспитатель говорит слова автора).
Грибок дает детям корзину с книжками.
Дети рассматривают их и видят, что герои сказки убежали.
Воспитатель предлагает приклеить каждого героя на свое место.
(Работа за столами под музыку). Воспитатель спрашивает у каждого ребенка какого персонажа он приклеивает.
После работы воспитатель просит детей показать свои книжки- малышки. Хвалит их за работу.
Воспитатель предлагает подарить книжки гостям, а они их покажут своим деткам в своих садах.
Дети дарят книги гостям.
Рефлексия.
Ребята, вы сегодня были молодцы, справились со всеми заданиями. Собрали красивую книгу. А вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось? (спрашивает каждого ребенка)
Под музыку из сказки «Мешок яблок» входит зайчик. Он угощает детей яблоками и дарит им книжку В. Сутеева с новыми сказками. Дети благодарят зайчика и он уходит к своей семье.
Прощаются с гостями и уходят в группу.