Плаксина Татьяна Сергеевна
Краткосрочный проект «Удивительная планета Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Морошка»
Краткосрочный проект
«Удивительная планета Земля»
Старшая группа «Брусничка»
Воспитатель: Плаксина Татьяна Сергеевна
Салехард 2022
Публикация «Краткосрочный проект „Удивительная планета Земля“» размещена в разделах
- Космос. Проекты
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
М. Пришвин
Актуальность проекта : Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Проблемы с экологией существуют во всем мире, поэтому дети должны об этом знать. Сегодня, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из важнейших проблем современности. Разумное отношение к природе и окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для воплощения целей экологического воспитания. Известно, что маленький ребенок познает мир с открытой душой. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть хорошим хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, которые участвуют в его воспитании, поэтому перед нами стоит задача показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы.
Об экологическом кризисе свидетельствуют часто возникающие экологические катастрофы и бедствия в мире, первопричина которых кроется в человеке, его деятельности и отношении к окружающей среде. Острые экологические проблемы в нашей стране порождает бессистемная и расточительная эксплуатация природы, ее ресурсов.
В воду, например, выбрасываются пластиковые отходы, которые изменяют естественную среду океана и оказывают крайне негативное воздействие на морских обитателей, накапливаются в их организмах (многие из которых употребляет человек, а также провоцируют изменение климатических условий, снижают ресурсность океана.
Разливы нефти являются крайне опасной экологической проблемой. В местах, где случился разлив, растительный и животный мир практически вымирают.
Клубы дыма и смог – еще одна проблема. Их источником являются различные предприятия, например, мусоросжигающие.
Чтобы ликвидировать последствия экологических катастроф и восстановить состояние окружающей среды, нужны большие финансовые затраты и усилия опытных специалистов.
Избежать экологических катастроф поможет лишь деятельность людей, которая совершается на основе глубокого понимания природных законов, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это только лишь часть природы. Это значит, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других негативных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, – она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в целенаправленное, сознательное, планомерно развивающееся взаимодействие с миром природы. Такое взаимодействие осуществимо, когда в каждом человеке есть достаточный уровень экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с самого детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы огромное значение приобретает экологическое воспитание людей всех возрастов и профессий.
Проблема: Дошкольные учреждения уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольных учреждений в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов жизни общества.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: для того, чтобы спасти нашу планету от глобальной экологической катастрофы, необходимо воспитывать будущее поколение высоконравственным, образованным в области экологии начиная с детского сада, и именно мы, воспитатели, наряду с родителями несем ответственность за зарождение и развитие экологического сознания у наших детей.
Цель проекта : Формирования основ экологической культуры у детей – воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально-адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь ее.
Задачи проекта :
1. Образовательная – пробудить в детях живой познавательный интерес, любознательность к окружающему природному миру. Кроме того, реализация образовательной задачи требует проведения информационной работы, которая направлена на экологическое просвещение, развитие компетентности и внутренней культуры отношений с миром природы.
2. Развивающая – сформировать у детей навыки осознанной деятельности по охране окружающего мира.
3. Воспитательная – становление экологического мышления, совершенствование эмоционально-мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.
Ожидаемые результаты
проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе;
проявление у детей эмоциональной отзывчивости на красоту объектов природы;
у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;
проявление желания бережно относиться к природе.
Тип проекта : Краткосрочный (5 дней)
Участники проекта : Воспитатели и дети старшей группы, родители.
Этапы реализации проекта :
I этап подготовительный
II этап основной
III этап заключительный
Подготовительный этап
Подготовительный этап
• изучить методическую, научно-популярную, художественную литературу по теме;
• подобрать иллюстрации, игрушки, атрибуты;
• составить план мероприятий на каждый день.
Основной этап
Реализация плана
Дни Цель
1 день Тема: «Земля – наш общий дом!
Пальчиковая гимнастика «Моя земля»
Чтение х/л «Про всех на свете» Борис Заходер
ООД: «Земля- наш общий дом» (с использованием ИКТ).
Цель: активизировать и дополнить знания о лесе, его обитателях.
Формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации. Поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес.
Цель: вызвать интерес к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе.
2 Тема: «Вода источник жизни»
Беседа: «Что мы знаем о воде?»
Опытно – экспериментальная деятельность: «ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА», «ПРОЗРАЧНАЯ ВОДА» и т. д.
Малоподвижная игра «Море волнуется»
Цели: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение её для всего живого; развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; воспитывать бережное отношение к воде.
Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы.
Цель: учить детей находить выразительный образ. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать выдержку.
3 Тема: «Царство животных»
Беседа: «Царство животных»
Просмотр презентации «Животные, занесённые в красную книгу».
Дидактическая игра «Чей детеныш».
Цель: формировать положительное отношение к природе, интерес к окружающему миру и любознательность; воспитывать культуру поведения в лесу, парке.
Цель: помочь детям осознать свое отношение к природе, правила поведения в лесу, на природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться.
Цель: закреплять знания о животных и их детенышах, расширять представления о животном мире. Воспитывать уважение друг к другу, учить работать в команде.
4 Тема: «Путешествие в лес»
Беседа: «Правила поведения в лесу»
Чтение рассказа Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения в лесу, воспитывать уважение и любовь к природе. Учить детей рассуждать, обосновывать свое мнение.
Цель: обогащать словарный запас детей, формировать знания правил поведения в лесу. Воспитывать выдержку, тренировать внимание и умение слушать рассказчика.
5 Открытое занятие: «Экологическая катастрофа»
Цель: создать условия для познавательного развития детей старшей группы.
Заключительный этап
- выставка рисунков детей совместно с родителями
Список используемой литературы
Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2020. – 192 с. : цв. вкл.
Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2020. – 80 с.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/05/27/ekologicheskaya-katastrofa
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-yekologi-dlja-starshei-grupy-detskogo-sada-deti-chistoi-planety.html