Валентина Юрикова
Краткосрочный проект с детьми младшей группы «Народное чудо» по сказке «Репка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 «Ручеек»
Краткосрочный проект с детьми младшей группы «Народное чудо»
Тема: «Сказка Репка»
Воспитатель
Юрикова Валентина Васильевна
с. Кагальник 2021
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
Публикация «Краткосрочный проект с детьми младшей группы „Народное чудо“ по сказке „Репка“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Репка»
- «Репка». Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
идет развитие духовного мира
детей… ”
(Б. М. Теплов)
Тип проекта : творческо - игровой, краткосрочный
Участники проекта : Воспитатель и дети 1 младшей группы, родители
Продолжительность проекта : с 03.02.2021 по 20.03.21
Проблема.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей, тогда как участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Сегодняшнее отношение родителей к сказке не способствует погружению ребенка и семьи в темы веры, добра, милосердия и послушания, хотя, как раз это и относится к духовно-нравственному замыслу сказок.
Актуальность проекта.
С раннего детства мир сказок знаком ребенку, персонажи сказок раскрывают перед ним мотивы своих поступков и черты характера. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности. Ведущая роль в обучении детей принадлежит педагогу-воспитателю. Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу. Цель проекта. Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок
Цели проекта :
- Прививать интерес к русскому народному творчеству, к театральной деятельности,
Задачи проекта :
- Привлекать детей к участию в инсценировании сказки «Репка»,
- Активизировать речевую активность детей.
-Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки,
- Стимулирование сопереживания персонажам сказки.
- Учить детей внимательно следить за развитием сюжета сказки.
1 этап Подготовительный:
Подготовка материалов для организации познавательной деятельности с детьми.
рассматривание предметных и сюжетных картинок, альбомов на тему: «Овощи», «Домашние животные», книг по сказке «Репка»
рассматривание и обследование героев сказки «Репка»
показ настольного театра «Репка»
показ театра игрушек
Прослушивание звукозаписей детских сказок : «Колобок», «Репка», «Курочка ряба».
Подбор книг:
Работа с родителями по созданию выставки рисунков «Вкусная Репка»
2 этап Исследовательский:
Работа по плану с детьми, выполнение проекта
Чтение сказки «Репка»
Создание проблемной ситуации – «наши родители не знают этой сказки, а мы с вами им ее покажем и расскажем»,
Проведение занятия лепка из пластилина «Репка для мышки»
Проведение занятия рисования «Вкусная репка»
Окружающий мир «Овощи на грядки»
Инсценировка сказки «Репка
3 этап Заключительный:
Подведение итогов, обобщение результатов работы.
Показ инсценировки родителям «Репка»,
Фотоотчет.
Создания выставки «Тянем репку вместе дружно»,
Результаты проекта :
-В ходе проведения проекта дети с удовольствием участвовали во всех видах деятельности и в инсценировании сказки,
-Успешно взаимодействовали с педагогом и детьми.
-Детям приносит радость совместная деятельность,
-Расширилась речь и кругозор детей,
-Научились передавать эмоции персонажей при инсценировании сказки «Репка».
Приложение
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии ребенка»
Сказка. У кого из нас, взрослых, при этом волшебном слове не возникают приятные воспоминания о том, как читала нам в детстве мама сказку. Конечно, тогда нам было просто интересно слушать о приключениях различных героев, мы сопереживали хорошим персонажам и не любили плохих. Сейчас, когда у многих из нас есть свои дети, мы понимаем, что именно с помощью сказки можно воспитать ребенка, помочь ему освоиться в этом сложном мире, помочь разобраться с добром и злом.
Трудно переоценить роль детских сказок в развитии детей. Сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании ребенка, развивая фантазию, знакомя малыша с удивительным миром, в котором есть свои правила, законы, свои отношения. Именно в сказке доступным для ребенка языком легче всего объяснить малышу где добро, а где зло. Ведь дети гораздо легче воспринимают язык сказки, чем взрослые нотации.
Помните о том, что рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир - научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения.
Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. А потому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.
При этом очень важно правильно выбирать время для чтения сказки. Необходимо, чтобы малыш находился в хорошем настроении, и при этом не был возбужден, в таком состоянии он наиболее настроен на обучение, на игру, его фантазия, воображение смогут работать без помех.
Оптимальным временем считается чтение сказки перед сном, так как в это время можно еще и обсудить прочитанное. Взрослые должны помнить о том, что сказка должна читаться с удовольствием - в таком случае ваши эмоции,
ваше настроение, ваше удовольствие передадутся и малышу.
Читая сказку, помните о том, что важно и ваше к ней отношение. Если вы чувствуете сказочный мир, если хотите поверить в чудеса, которые описываются в сказке, то, читаемая вами, она станет еще интересней для вашего ребенка.
Читать сказки нужно с хорошей дикцией: если вы будете во время чтения четко выговаривать все звуки, визиты к логопеду с ребенком вам не понадобятся.
Одна и та же сказка может быть (и должна быть) прочитана ребенку несколько раз. Так ребенок сможет наиболее полно, точно понять ее смысл. Наступит момент, когда сказка малышу станет неинтересна - это значит, что он разгадал для себя ее смысл. Впрочем, можно эту же сказку прочитать опять через некоторое время, вполне возможно, что чуть повзрослевший ребенок воспримет ее совершенно по-другому, откроет для себя что-то новое.
Сказка представляет собой одно из наиболее доступных средств, позволяющих развивать ребенка. Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение.
В любом случае сказка позволяет говорить об эмоциональном, психическом, интеллектуальном развитии ребенка. И именно родитель ответственен на этом этапе за это развитие. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения - все это позволит вашему ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать (творить добро, а значит, станет более счастливым.
Дидактическая игра
«Очистим репку от ботвы»
Задачи. Учить различать овощи по цвету, форме, величине, развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение; воспитывать внимательность во время игры.
- Давайте с помощью прищепок покажем, какая ботва-листья у репки. Прикрепите прищепки к верхней части репки. А вот какого цвета прищепки мы выберем? Листья какого цвета? (Зеленые). Значит прищепки какого цвета мы возьмем (зеленые прищепки, дети прикрепляют прищепки к картонным силуэтам репки).
- Чтобы сварить кашу, нужно репку очистить от ботвы — зеленых листиков (дети снимают с картонных силуэтов репки зеленые прищепки).
- Репка какого цвета? (Желтого). Вот и сложите репки на желтый поднос. А прищепки-ботва какого цвета? (Зеленого). Сложите их на зеленый поднос.
Подвижная игра
«Репка - репонька»
Дети идут по кругу, взявшись за руки, говорят слова:
Репка-репонька,
Расти, расти крепенька.
Ни мала, ни велика, (опускают руки вниз, поднимают вверх)
До мышиного хвоста. (разводят руки в стороны)
Да! (хлопают)
Дети хлопают в ладоши, а репка – пляшет.
Пальчиковая игра
«Как мы репку посадили»
Выглянуло солнышко.
Солнышко, свети — свети!
Зернышко, расти — расти!
Появляются листочки,
Распускаются цветочки
Физкультминутка
«Репка»
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация движения)
И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу)
«Посадили репку в огороде»
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом (ходьба)
Перед нами огород (руки вытянуть вперед)
Дед на помощь нас зовет (махи руками)
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация движения)
И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу)
Быстро справится сумели
И на место тихо сели.
Бодрящая гимнастика
«В огороде –Репка»
В огород мы пойдем. (дети идут по кругу и изображают
Овощей наберем. как будут набирать овощи)
В огороде нашем
Нет нашей репки краше! (поглаживают руками лицо)
Круглый бок, (повороты в стороны)
Желтый бок (наклоны в стороны)
Сидит на грядке колобок (дети приседают)
Врос он в землю крепко
Потянем его детки! (наклоны вперед)
Тянем - потянем
Вот и вытащили репку! (руки поднимают вверх)
А она сочна, кругла, большая, (руки в стороны)
Одним словом удалась –
Желтым солнышком зажглась! (дети закрывают глаза, жмурятся ;руки поднимают вверх)
Занятие по Лепка
«Репка на грядке».
Задачи. Учить детей лепить репку : создавать основную форму способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней, слегка сплющивать и оттягивать хвостик; моделировать листья и прикреплять их к основной форме. Показать возможность создания композиции на бруске пластилина (грядке).
Формировать способы зрительного и тактильного обследования знакомых предметов. Развивать чувство формы.
Воспитывать у детей интерес к созданию образов по мотивам знакомых сказок.
Активизация словаря: репка, выросла, большая – пребольшая, сладкая, вкусная.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Репка», беседа по ее содержанию. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Посади огород», «Что где растет». Рассматривание овощей, знакомство с репкой, обследование (форма, цвет). Рисование «Выросла репка большая – пребольшая».
Материал: кусочки пластилина желтого, оранжевого (на выбор) и зеленого цвета для лепки репки, бруски пластилина коричневого и черного цвета (на выбор, дощечки, матерчатые салфетки. Корзинка с репкой. Основа для коллективной композиции.
Ход занятия:
Воспитатель: (приносит корзину, покрытую салфеткой) Дети, посмотрите, что у меня в руках?
Дети: Корзина.
Воспитатель: А хотите узнать, что в ней лежит?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: В корзине лежит овощ, который вырос на грядке у дедушки с бабушкой.
Дети: (высказывают свои догадки)
Воспитатель (радуется вместе с детьми) : Да, здесь, лежит репка – большая – пребольшая», (показывает репку).
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю слепить много – много репок, только не таких больших, как в сказке, чтобы дедушка с бабушкой могли их вытащить без труда.
Воспитатель (показывает способы лепки и поясняет свои действия) : Для лепки я беру кусочек пластилина желтого (или оранжевого) цвета, раскатываю в ладошках (круговые движения, немножко сдавливаю. Для листочков отрываю пластилин зеленого цвета, сплющиваю (сдавливаю) ладошками, чтобы листочки стали широкими, вот так. Прикрепляю листочки к репке. Репка готова, её можно посадить на грядку».
(воспитатель «высаживает» вылепленную репку на импровизированную грядку – брусок пластилина и предлагает слепить еще много репок для дедушки и бабушки из сказок).
Воспитатель: Молодцы, дети, вы сегодня постарались. Репки у вас получились замечательные, как настоящие. Мы их обязательно передадим с мышкой дедушке и бабушке.
Занятие по Рисование
«Репка»
Задачи. Продолжать учить детей рисовать предмет круглой формы (репка) и овальной формы (листья). Закреплять навык держания карандаша. Продолжать учить закрашивать, полученное изображение сверху вниз. Поощрять попытки детей к простому пересказу сказки «Репка». Развивать память, внимание.
Воспитывать доброжелательность, отзывчивость. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Материал: игрушка репка, карандаши, листы бумаги листа.
Ход занятия:
Дети свободно располагаются по группе. Стук в дверь.
Дети, вы слышите, кто-то стучит в дверь? (Да) Сейчас я посмотрю. (Воспитатель вносит мышку с «чудесным мешочком»
Посмотрите, к нам в гости пришла мышка.
Давайте с мышкой поздороваемся, скажем: «Здравствуй мышка!» (Побуждаю детей произнести)
- С собой мышка принесла чудесный мешочек, потрогайте, что там? Теперь садитесь на стульчики, сели ровно, спинку прямо, ножки вместе. Посадим и мышку на стульчик. Здесь ей будет удобно сидеть и на всех ребят смотреть.
Воспитатель достает игрушку репку и спрашивает.
- Что это? ( Дети хором отвечают: «Репка»- 2-3 инд. отв.)
- Правильно, репка. А где растет репка?
- В огороде
- А из какой сказки репка к нам пришла? (варианты ответов)
- Да, из сказки «Репка».
- А давайте вспомним нашу сказку и расскажем ее нашему гостью мышке, ведь она помогла вытащить репку Деду.
Чтение сказки. Вопросы по сказкам.
Комментированный показ способа изображения
— Воспитатель: Подойдите, дети к мольберту, я покажу, как будем рисовать репку. Дети, репка какой формы? (Ответы детей). Какого репка цвета? (Ответы детей) .
Далее показываю и одновременно комментирую как рисовать репку.
— Воспитатель: Я беру карандаш. Какого цвета у меня карандаш? (Ответы детей) Рисую, не отрывая карандаш от бумаги круглый формы. Затем закрашиваю репку в одном направлении сверху вниз. Какая красивая репка у нас получилась А чего не хватает в репке?
Дети: вершки.
Правильно. А какого цвета вершки. Зеленые.
Рисуем вершки овальные листья.
- Воспитатель: Ребята, а наши гостья, мышка, говорит, что ему хочется увидеть, как вы нарисуете репку.
— Воспитатель (обращаясь к мышке) : Наши дети сейчас помогут тебе. Проходите, ребята за столы.
Самостоятельная работа детей.
По мере необходимости помогаю детям, использую приём «совмещённых (пассивных) действий.
— Воспитатель: Какие, красивые, репки у вас получились. Мышка хочет их все рассмотреть. Давайте, разместим наши рисунки на мольберте. (Прикрепляю детские работы на мольберт). Мышка очень довольна.
Мышка от имени воспитателя: Молодцы, хорошо потрудились, а теперь мне пора Деду помогать Репку вытаскивать. Вот сколько репок вы нарисовали. Дед один не справится. До свидания, ребятки
Все: До свидания.