Наталья Павлова
Краткосрочный проект «Русская изба и традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру : русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Публикация «Краткосрочный проект „Русская изба и традиции русского народа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Русская изба
- Русская изба. Проекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчество, что не соответствует ФГОС. Для повышения уровня знаний решила организовать проект «Русская изба и традиции русского народа».
Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.
Вид проекта : групповой.
Тип проекта : информационно - познавательный,
творческий;
Продолжительность: краткосрочный (4.04.2022 -15.04.2022).
Участники проекта : воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Цель проекта
Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей, героями и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.
Задачи
Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей, героями и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.
План реализации проекта.
Подготовительный этап
-Определение целей и задач
-Сбор информации, материала, создание условий для организации работы
-Составление плана мероприятий по организации детской деятельности (разработка дидактических игр, подготовка фотографий, иллюстраций, костюмов, атрибутов к настольным играм, презентаций).
Практический этап
Дата проведения
Совместная деятельность с детьми
04.04.22 05.04.22 06.04.22 07.04.22 08.04.2022
Беседа об истории русского народа Занятие
«Знакомство с бытом и
традициями
на Руси»
Беседа об истории русской одежде Беседа «Как строили дом на Руси» Итог недели: Чаепитие.
Беседа об истории
самовара, о традициях чаепития.
:
«Слава русской старине» Чтение стихов об истории России («Где теперь Москва – столица, жили раньше зверь да птица», «У Московских древних вод поселяется народ» Экскурсия в школьный музей «Русская изба» Рисование «Народная праздничная одежда» Изготовлени е макета «Русская изба» : из бумаги- трубочкибревна, предметы быта: кровать, печь.
Плетение коврика из ниток Сюжетно –
ролевая игра «Встречаем гостей» приглашение к столу.
Чтение сказки «Лисичка со скалочкой» Знакомство с произведени ями малых форм народного фольклора (песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т.
д Хоровод «Как на тоненький ледок» Обыгрывани
е песни «Где был Иванушка» Дидактически е игры:
«Подбери мебель для избы», «Собери посуду»
Заучивание наизусть
понравивших
ся
произведени й с помощью мнемотехник
а.
Настольный театр
«Заюшкина избушка» Взаимодейст вие с предметами русского быта :
рассматрива ние прялки и
веретена
Показ презентации «История русского самовара»
Загадывание загадок и рассказыван ие потешек Сюжетно – ролевая игра «Русская изба» Показ детям как пряли шерсть и как вязали носки (показывают родители
Совместная работа с родителями
Выставка детских рисунков для родителей "Народная праздничная одежда Консультаци я: «Русские народные
игры».
Выпечка хлебобулочны х изделий для чаепития
Дата проведения
11.04.22 12.04.22 13.04.22 14.04.22 15.04.22
Экскурсия презентация
«Русская изба» Лепка из глины
дымковской игрушки. Беседа об истории русской матрешки. Театрализова нная
деятельность
. Показ сказки
(«Волк и семеро козлят») Итоговое мероприятие
«Этой ярмарки
краски»
Познакомить детей с
предметами русской избы-
светник,
утюг, лапти, колыбель
(люлька для малыш, сундук,
крынка, черепушка Беседа
«Глиняные игрушки – не простые безделушки» Рассматривание альбома
«Русская матрешка» Изготовлени е атрибутов к сказке для
самостоятель ной игровой
деятельности
.
Разучивание песни «Во
поле березка стояла» (придумыван ие движений
к хороводу)
Дидактическая игра
«Найди элементы
геометрическ ого узора
дымковской росписи
(круги, прямые и
волнистые линии,
клетка, точкигорошины). Украшение узором
игрушки матрёшки.
Раскраски
Разукрашива ние разных видов
матрешек
картинок с
изображение м известных матрёшек
(Загорская, Семеновская, Тверская) Игра «Угадай мелодию» 1. «Валенки» 2. «Жили у бабуси….» 3. «Ах вы сени мои сени» 4. Во поле береза стояла»
Совместная работа с родителями
Буклеты на тему:
«Пословицы, поговорки, русские народные игры» Консультаци я «Добро пожаловать в мастеркласс!
Путешествие в Дымково Создать условия для совместной театрализова нной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей Проведение ярмарки совместно с родителями и детьми.
Заключительный этап
Презентация проекта – оформление папки
Создание с детьми макета «Русской избы»
Театрализованное представление сказки «Волк и семеро козлят»
Совместное проведение мероприятия подготовительной группы и родителей «Ярмарка»
Ожидаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
1. Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.
2. Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта : прялка, веретено, ухват, чугунок и др.
4. Научится изготавливать матрешку, дымковскую игрушку.
5. Узнают русские народные игры : «Лиса и зайцы», «Горелки», «Жмурки», «Золотые ворота», «Плетень», «Шишки, желуди, орехи»; хороводные: «Как на тоненький ледок»», «Где был Иванушка», и др.
6. Формировать традиции русского народа : гостеприимства, почитание старости.
7. Узнают русские народные пословицы, поговорки по теме.
8. Положительная динамика взаимодействия с родителями.
9. Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
10. Создать макет «Русская изба».
11. Пополниться предметно-развивающая среда в группе.
12. Дети покажут театрализованный спектакль по сказке «Волк и семеро козлят».(по выбору детей)
13. Итогом проекта проведем «Русскую ярмарку»
Результат:
Дети познакомились с историей и особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность
Перспективы дальнейшего развития:
Реализация проектной деятельности в рамках других тем «Из истории русской кухни», «Русские народные праздники», «Русские народные промыслы (хохлома, городецкая роспись, гжель)», «Русские народные песни»
Используемая литература:
1. Бурухина А. Ф. «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал «Воспитатель ДОУ» 2012г.
2. Качигина Л. Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013г. 3. Тихонова М. В., «Красна изба», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 200г 4. В. С. Горичева, М. И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998г.
5. Н. М. Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002г.
6. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006.
7. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998г.
8. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003г.
9. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003г.
10. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004г.
11. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004г.
12. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003г. Интернет - ресурсы:
Познавательное развитие (формирование целостной картины).
1. Занятие «Знакомство с бытом и традициями на Руси»
Цель: Развивать интерес к народным обычаям через знакомство с
бытом крестьян, убранством русской избы.
Расширить словарный запас по теме, обогатить словарь детей словами: горница, изба, сундук, самовар, ухват, ларь, ложки, чугун, крынка, и т.
д. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, к истокам русской культуры. Совершенствовать умение детей украшать изделие (Каравай) в нетрадиционной технике художественного творчества: аппликация из круп и макарон.
2. Беседа: "Народная праздничная одежда" :
Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом, его особенностями.
Обратить внимание детей на то, как выглядит тот или иной орнамент на сарафане. Активизировать словарь детей словами: сарафан, рубаха, кокошник, порты. Воспитывать интерес к жизни наших предков, уважение к ним.
3. Беседа: «Как строили дом на Руси»
Цель: Формировать представления о строении избы (о частях русского дома, о процессе строительства). Расширить словарь: изба, кровля, плотник, сруб, венец, матица, клеть, причалена, красное окно, ставни, амбар.
4. «Беседа об истории самовара, о традициях чаепития»
Цель: Ознакомить детей с историей появления самовара и его внешним видом (крышка, носик, кран, назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином. Познакомить с традициями чаепития на Руси. Расширить общий кругозор.
5. Беседа: «Народная праздничная одежда»
Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей, дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности. Обратить внимание детей на то, как выглядит тот или иной орнамент на сарафане
6. «Глиняные игрушки – не простые безделушки».
Цель: Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
7. «Беседа о русской матрешке»
Цель: Рассказать ребятам об истории русской матрёшки. Донести ясное представление о символическом значении этой игрушки. Наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла.
Художественное творчество:
1. Рисование "Народная праздничная одежда
Цель: Продолжать знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма, показать красоту вышитых изделий, узоров, учить рисовать русскую народную одежду, передавая её характерные особенности. Воспитывать любовь к народному творчеству.
2. Рисование. «Разукрашивание дымковской игрушки»
Цель: Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки.
Создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием). Воспитывать интерес к декоративному искусству.
3. Рисование. «Русская матрешка»
Цель: Показать характерные особенности игрушки- матрешки, показать росписи силуэта матрешки. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры, приобщать к русскому народному прикладному искусству.
4. Лепка. «Дымковская игрушка»
Цель: Закреплять умение детей лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни, соблюдать пропорции фигуры. Развивать творческое воображение.
Трудовая деятельность.
1. Конструирование. «Макет русской избы» (из бумаги)
Цель: Закреплять умение использовать обобщенный способ действий с бумагой «закручивание прямоугольника в цилиндр». Формировать умение создавать образ конструкции на основе ее словесного описания. Развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление, развивать моторику рук, глазомер.
Коммуникация.
1. Чтение: Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
Цель: Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы по ее содержанию. Понимать и оценивать характер и поступки героев. Подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. Воспитывать положительное отношение к русским народным сказкам.
2. Заучивание наизусть понравившихся произведений с помощью мнемотехники.
Цель: Формировать умение заучивать стихи с помощью мнемотаблицы. Развивать внимание, память, связную речь у детей путем заучивания стихотворения наизусть, используя приемы мнемотехники. Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении, активизировать чувственное восприятие художественного слова, 3. «Заучивание потешек, пословиц, поговорок»
Цель: Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками. Развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос. Воспитывать интерес к народному фольклору.
Игровая деятельность.
1. Сюжетно ролевые игры: «Русская изба», «Встречаем гостей» ( чаепитие с самоваром Задачи:
• Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре. Прививать любовь к русскому народному фольклору;
• Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях;
Продолжать развивать внимание, память, логическое мышление
2. Дидактические игры: «Подбери мебель для избы», «Собери предмет», «Найди элементы дымковской росписи».
Задачи: Продолжать учить соблюдать правила игры; развивать внимание и логику, мышление.
3. Подвижные игры: «Золотые ворота», «Плетень», «Жмурки»», «Шишки, желуди, орехи», «Ровным кругом».
Задачи: Развивать внимание, ловкость, быстроту движений.
4. Хороводные: «Где был Иванушка», «Как на тоненький ледок»,
Цель: Приобщение детей к народному поэтическому творчеству, развитие выразительности движений, музыкального слуха, воображения.
5. Совершенствование двигательных навыков: Итоговое мероприятие «Ярмарка»
Цель: Приобщать детей к русской традиционной культуре. Поддержать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры.