Галина Шигина
Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «В мире воды и песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности в 1 младшей группе на тему: «В мире воды и песка»
Тип: краткосрочный, исследовательский.
Автор проекта: воспитатель Шигина Г. П.
Актуальность:
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет, пробуют языком в сильный мороз сосульки и т. д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.
Цель проекта: знакомство со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.
Задачи проекта:
• укреплять физическое и психическое здоровье малышей;
• обеспечивать эмоциональное благополучие;
• расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия,
• воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив;
• развивать психические процессы детей, познавательные способности;
• развивать мелкую моторику;
• воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений;
• расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
• развивать творчество и креативность участников проекта;
• формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе
Формы работы по проекту
- работа с детьми:
1. Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).
2. Проведение игр с песком, водой.
3. Проведение игровых занятий.
4. Пополнение предметно - развивающей среды группы.
5. Опытно – экспериментальная деятельность.
- работа с родителями:
1 Подбор художественной литературы.
2. Выполнение творческих заданий.
3. Совместная опытно – экспериментальная деятельность.
4. Консультации.
Структура и содержание проекта.
В данном проекте представлены:
• Перспективный план работы на летний период;
• Сборник игровых занятий;
• Опыты с песком и водой
• Иллюстрированный альбом «Водичка, водичка»;
• Консультации для родителей по проведению игровых занятий и опытно – исследовательской деятельности с детьми.
• Творческие работы детей
Срок реализации проекта: август.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Предполагаемый результат:
-расширение знаний о свойствах воды и песка;
-развитие интереса к опытно-исследовательской деятельности;
-развитие умения анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;
-развитие наблюдательности и любознательности, познавательной активности;
-проявление интереса к явлениям неживой природы;
Этапы проекта:
• Подготовительный этап:
1. Подбор методической литературы.
2. Составление плана проектной деятельности.
3. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком,
Оборудование для экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, песок, вода, трубочки, мыло.
• Основной этап:
Проведение опытов и экспериментов с водой и песком
• Заключительный этап:
Организация выставки творческих работ детей. Представление презентации родителям.
Содержание проекта
Тема Цели Материал
«Узнаем, какая вода» Цель: познакомить со свойствами воды – текучестью. Таз с водой, стаканчики
«Свойства воды» Цель: подвести детей к пониманию того, что вода бывает тёплая, горячая, холодная. Чайник с горячей водой, таз с холодной водой
«Вода прозрачная»
Цель: познакомить со свойствами воды – прозрачностью.
Стаканы с водой, маленькие игрушки
«Тяжелый тонет, легкий плавает» Цель: приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают. Стаканы с водой, небольшие игрушки
«Разноцветная вода» Цель: уточнить знания о свойствах воды, показать, как можно сделать воду цветной. Стаканы с водой, краски, кисточки.
«Сухой песок» Цель: познакомить со свойствами сухого песка (состоит из песчинок, мелкий, легко сыплется). Ведерки, воронки, ситечко.
«Мокрый песок»
Цель: познакомить со свойствами мокрого песка (рыхлый, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого). Ведерки, таз с водой.
«Вода очень полезна для растений» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды через поисково-исследовательскую деятельность. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе. Ведерки с водой.
Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Пирожки для мишки» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы.
Вывод: Мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигурки, сухой песок рассыпается Таз с водой, формочки
«Растворимость веществ в воде» Цель: раскрыть понятие о том, что один вещества растворяются в воде, а другие нет. Стаканы с водой, сахар, песок, земля, глина.
«Следы»
Цель: дать детям представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. (Форма организации – игра). Поднос, вода, песок.
«Сеем, сеем, просеиваем
Цель: учить действовать ситечком – просеивать песок;
В данной игре воспитатель учит детей просеивать песок через сито: нужно крепко держать сито за ручку, аккуратно делать движения рукой в разные стороны, таким образом, песок просеивается. Ситечко, сухой песок.
«Рисуем палочкой на песке»
Цель: побуждать детей к творчеству
Воспитатель предлагает ребенку порисовать, только не карандашами, а волшебной палочкой Подносы с мокрым песком, палочки.
«Речка и ручеёк»
Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду.
Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький».
Развивать фантазию, творческие способности.
Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
Песок.
Узкий и широкий совок.
Мерные стаканчики.
Ведро с водой.
Большой и маленький бумажные кораблики.
«Изготовление творческих работ из песка»
Цель: учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь. Формочки по количеству детей.
Вывод: анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Данный проект предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Поэтому, в дальнейшем планируем продолжать опытно-экспериментальную деятельность.
Используемая литература:
Интернет ресурсы
1. Прохорова Л. Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира // Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – Владимир БОИУУ, 2001.
2. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. №2.
3. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997.
4. Подьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.
5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина – М. : ТЦ «Сфера», 2005.