Чаликова Екатерина
Краткосрочный проект по мотивам русской народной сказки «Колобок» для детей 5–7 лет с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
РАС.
Многие русские сказки – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.
К. Д. Ушинский
Участники проекта : дети 5-7 лет с РАС, логопед, воспитатели, родители.
Руководитель: учитель-логопед Чаликова Е. В.
Тип проекта : информационно - творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).
Вид проекта : творческий, индивидуальный, игровой.
Публикация «Краткосрочный проект по мотивам русской народной сказки „Колобок“ для детей 5–7 лет с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
Актуальность темы.
Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.
Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.
Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло.
Категория моих детей весьма специфична, дети с аутистическими расстройствами сложны в анализировании и понимании причинно-следственных связей. Им тяжело уловить весь сюжет сказки, а тем более понять смысл, который в них заложен, даже после длительного рассуждения. У таких детей присутствует недостаточность пространственного гнозиса и, как следствие, фокусирование на деталях, а не на целом, существуют проблемы с кратковременной памятью, они не уменют выстроить логические цепочки и установить связи слов в предложении и тексте.
Проблема.
К сожалению многие родители мало читают своим детям книги. Это связано с дефектами развития их ребят, ведь РАС- это прежде всего нарушение эмоциональный сферы. Поэтому родителю приходится буквально встраиваться в распорядок дня ребенка, учиться адекватно реагировать на крики и истерики, и для некоторых прочитать книгу это целое испытание.
Цель: развитие речевой активности детей на материале русской народной сказки «Колобок».
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать фразовую речь.
2 Развивать слуховое и зрительное внимание, умение слушать сказку.
3. Воспитывать навыки организованного поведения.
4 формировать предпосылки для последующей самостоятельной театрализованной деятельности.
5 формировать у детей интерес к художественному творчеству.
6. Расширить знания о диких животных.
Развивающие:
1. развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
2. развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, творческие способности.
Воспитательные:
1. воспитывать любовь к сказкам, бережное отношение к животным.
Задачи для педагога:
2. составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах детской деятельности.
3. пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.
4. дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка, поместив соответствующую информацию в родительский уголок.
Задачи для родителей:
1. развитие совместного творчества родителей и детей.
Ожидаемые результаты:
1. Умение вести диалогическую речь.
2. Составление коротких предложений по сюжету сказки.
3. Вовлечение родителей в реализацию проекта.
4. повышение компетентности педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Реализация проекта будет способствовать:
1. расширению словарного запаса и формированию связного высказывания.
2. социально - эмоциональному развитию детей.
3. включению родителей в педагогический процесс.
Вся работа по решению поставленных задач была разбита на этапы:
1 этап - подготовительный.
2 этап - основной.
3 этап – заключительный.
Этап - Подготовительный (разработка проекта).
• определение проблемы;
• постановка цели, задач;
• обсуждение проекта с родителями.
• сбор информации, литературы, дополнительного материала.
• составление перспективного плана работы.
Перспективный план.
• Игровая деятельность- дидактические игры: «Книжка-пазл «Колобок». Деревянные кубики и пазлы диких животных (лисы, медведя, волка, зайца)
• Познавательное развитие-иллюстрации сказки «Колобок»
• Речевое развитие-занятие по сказке «Колобок».
• Ознакомление с художественной литературой- чтение и обсуждение сказки «Колобок».
• Театральная деятельность- Кукольный спектакль «Колобок», настольный театр «Колобок»
• Рисование- рисование с помощью трафаретов кругов разных размеров, с дорисовыванием черт лица.
• Лепка-лепка из желтого пластилина колобка.
Пути реализации проекта :
1-й этап
• Подготовительный.
• -Обоснование выбора темы проекта.
• -Постановка целей, задач проекта.
• -Поиск информации:
• - подбор методической литературы
• - подбор наглядно - дидактического материала
• - Разработка конспектов НОД.
• -Оформление книжного уголка по теме.
• - Размещение информации для родителей на темы :«Как читать ребенку книжки» «Выбираем книгу»
• - Подбор различных видов театра по сказке «Колобок»(Би-Ба-Бо, настольный театр).
• - Подготовка атрибутов для игровых занятий.
2-й этап
Основной.
Дидактические игры:
• деревянные пазлы 2-4 частей (заяц, лиса, медведь)
• Лото «дикие животные», «Что бывает круглым» (геометрическое лото)
• Лепка из желтого пластилина Колобка.
• пазл - сказка «Колобок»
• «Собери из кубиков героев сказки»
Речевое развитие
• Чтение русской народной сказки «Колобок».
• Рассматривание иллюстраций по теме.
• Отгадывание загадок по сказке «Колобок».
• Пальчиковая гимнастика :«Колобок»
• Обучение последовательно составлять предложения из 3-4 слов.
Театрализованные игры:
• Игра-имитация движений сказочных героев (зайка - прыжки, лиса - ходьба на носочках, медведь - ходьба "косолапой" походкой, волк- бег).
• Играем в сказку «Колобок» (настольный театр).
• Драматизация по сказке «Колобок» с использованием кукол би-ба-бо.
ИКТ
• Демонстрация сказки «колобок»
• Компьютерная игра с главным героем Колобком «Выбери где больше»-количественный счет.
Взаимодействие с родителями
• Привлечь родителей к участию в выставке творческих работ по сказке «Колобок».
• Ознакомление с папкой - передвижкой «Как и что читать ребенку дома».
• Подбор литературы для детского чтения.
3-й этап
Заключительный.
Подведение итогов:
• Драматизация по сказке «Колобок».
• Фотоотчет родителей о совместном чтении сказки «Колобок».
• Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
• Презентация по итогам проекта.
Продукты проекта :
Фотоотчет родителей и детей по сказке «Колобок».
Результаты проекта :
для детей
• повысилась речевая активность детей.
• дети знают произведение, говорят фразы из сказки, интонационно изменяя голоса.
для педагога
• вовлечение детей и взрослых в реализацию проекта.
• приобщение родителей к чтению сказок детям.
• пополнение развивающей предметно - пространственной среды для
• самостоятельной деятельности детей.
• повышение компетентности педагога по данной теме.
Для родителей
активное участие родителей в реализации проекта. Совместно с детьми делали пироги, использовали проекторный фонарик со сказкой «Колобок»
Итог
Работа над проектом привела к развитию диалогической речи, способствовало увеличения интереса к играм - драмматизациям, дети получали удовольствие от кукол Би-бо-бо. Родители стали тщательнее выбирать книги и чаще их читать.
Реализация проекта прошла успешно и плодотворно. Для себя отметила, что многие дети с РАС, даже если и понимают прочитанное, часто просто не могут подобрать нужные слова для выражения своих мыслей или просто не в состоянии напрямую отвечать на вопросы. Поэтому для извлечения информации использовались разные игровые методики. Важно не допускать сенсорной перегрузки, так как многие дети с аутизмом страдают от сенсорной дезинтеграции (слишком сильной реакции на сенсорные раздражители). Поэтому важно создать подходящие для занятий условия. Ну и конечно же, важно выбрать правильные методики и материалы, подходящие конкретному ребенку.
И в заключении, обязательно продолжу работу по развитию речевой активности детей через другие сказки «Репка», «Курочка Ряба».