Ольга Давыдова
Краткосрочный проект по изучению ПДД в средней группе «ПДД Цветочного города»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели ГБДОУ №1 Невского района г. Санкт-Петербург Давыдова Ольга Федоровна и Соколова Светлана Викторовна, группа "Семицветик"
Введение
В современном мире – мире машин и высоких скоростей – жизненной необходимостью становится ознакомление с азбукой дорожного движения с ранних лет. Растущее количество машин, плотность транспортных потоков становятся причиной дорожных происшествий, в которых жертвами становятся и дети. С каждым годом проблема детского травматизма становится острее. Каждое десятое ДТП в Санкт-Петербурге происходит с участием детей.
Публикация «Краткосрочный проект по изучению ПДД в средней группе „ПДД Цветочного города“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Избежать этих опасностей можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города.
Новизна проекта : реализация данного проекта планируется с привлечением героев прочитанной детям ранее сказки Н. Носова «Незнайка» : жителями Цветочного города. А также предусмотрено использование макета «Цветочный город» (Приложение 1, при помощи которого будет осуществляться моделирование ситуаций на дороге, распределение ролей. Предполагается, что вовлечение в образовательную и игровую деятельность сказочных персонажей даст наибольшую эффективность для формирования навыков и умений поведения на улице у детей среднего возраста.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте.
Задачи проекта :
• познакомить детей со значением дорожных знаков, способствовать умению детей понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
• сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;
• развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде;
• развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
• способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом.
Ожидаемые результаты:
1. Усвоение детьми знаний, представлений о правилах дорожного движения;
2. Повышение уровня ответственности за безопасность жизни;
3. Обогащение словарного запаса детей новыми словами: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекресток, светофор, дорожные знаки;
4. Закрепление и обобщение у детей представлений о различных видах транспорта, о движении транспорта.
Тип проекта : познавательно-игровой, краткосрочный.
Целевая аудитория: дошкольники в возрасте 4-5 лет, педагоги, родители.
Срок реализации: 1 неделя.
Проектная деятельность осуществляется через образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Основная часть
Этапы проекта.
1. Организационный этап.
1.1. Создание РППС (см. Приложение 1)
- макет «Улицы Цветочного города»;
- лэпбук «Правила дорожного движения»
- карточки «Правила дорожного движения в стихах»
- картинки «Дорожные знаки»
- настольно-печатные игры «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации на улице», «Виды транспорта», «Собери знак»
- раскраски «Светофор»
- картотека игр по ПДД.
1.2. Организация информационного уголка для родителей «Безопасность на дороге».
1.3. Подбор художественной литературы по данной теме, ознакомление со сказкой Н. Носова «Незнайка».
2. Реализационный этап.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Понедельник.
Утро:
1) НОД по развитию речи «Знайка знакомит нас с дорожными знаками»
2) Беседа «Зачем нужны дорожные знаки»
3) Пальчиковая гимнастика «Постовой»
4) Д/и «Поставь дорожный знак»
Вечер:
1) Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе в Цветочный город»
2) Чтение худ. литературы «Происшествие с игрушками» Клименко В.
3) Аппликация Дорожный знак»
Вторник.
Утро:
1) НОД по ФЭМП «Пешеходы, пассажиры» (счет в пределах 5; ориентирование в пространстве впереди, сзади, справа, слева; сравнение предметов по длине)
2) Целевая прогулка «Знакомство с улицей»
3) Д/и «Направо-налево»
4) Подвижная игра «Цветные автомобили»
Вечер:
1) Чтение худ. литературы «Моя улица» Михалков С.
2) Д/и «Найди свой цвет»
3) Строительная игра «Дорога и пешеходный переход»
4) Рисование «Автобус для коротышек»
Среда.
Утро:
1) НОД по ФЦКМ «За Незнайкой – по улицам Цветочного города»
2) Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей»
3) Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много»
4) Д/и «Наша улица», «Расскажи по картинке»
Вечер:
1) Сюжетно-ролевая игра «В автобусе»
2) Чтение худ. литературы «Азбука безопасности» Бедарев О.
3) Рисование «Постовой»
Четверг.
Утро:
1) НОД «Светофор» (аппликация)
2) Беседа «Сигналы светофора»
3) Д/и «Доскажи словечко»
4) Подвижная игра «Светофор»
5) Просмотр мультфильма «Смешарики: Азбука безопасности»
Вечер:
1) Чтение худ. литературы «Светофор» Житков Б.
2) Подвижная игра «Помоги Незнайке перейти через дорогу»
3) Театрализованная постановка «Три сигнала светофора»
Пятница.
Утро:
1) НОД «Транспорт на улицах города» (рисование)
2) Беседа «Внимательный пешеход»
3) Пальчиковая гимнастика «Машины»
4) Подвижная игра «Коротышки и автомобили»
Вечер:
1) Чтение худ. литературы «Про правила дорожного движения» Волков С.
2) Д/и «Подбери колеса»
3) Конструирование «Автобус»
Работа с родителями: консультация «Как научить ребенка соблюдать ПДД».
3. Заключительный этап.
Организация выставки творческих работ детей по теме: рисунки, аппликации, поделки из пластилина.
Итоговое развлечение «Мы – участники дорожного движения» (см. Приложение 2)
Заключение
Полученные результаты
1. Обогащен словарный запас детей по лексическим темам «Безопасность на дороге», «Транспорт», «Дорожные знаки».
2. Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках. Дети знают и называют сигналы светофора, что они означают, знаки пешеходного перехода, знают, где ходят пешеходы.
3. Повышена компетентность родителей в вопросах, касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребенка на улицах города.
В ходе проведения проекта выдвинутое ранее предположение относительно эффективности использования сказочных персонажей полностью подтвердилась. Вместе со сказочными героями дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют взаимопомощь.
Анализируя полученные результаты, можно сказать, что цели и задачи проекта были достигнуты.
Конспект развлечения «Мы – участники дорожного движения» в средней группе.
Цель: Закрепить с детьми знания правил дорожного движения, полученные во время образовательной деятельности, о дорожных знаках, пешеходных переходах.
Задачи:
1. Повторить с детьми элементарные правила дорожного движения.
2. Развивать умение действовать согласованно. Способствовать развитию у детей умения сотрудничать с воспитателем и друг с другом.
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
4. Развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление.
5. Обогащать словарный запас.
6. Способствовать созданию дружеской атмосферы в детском коллективе.
Оборудование и материалы: макет «Цветочный город», кукла Незнайка, карточки с загадками, разрезные картинки по теме ПДД, полоски белой бумаги, палочка регулировщика, комплекты геометрических фигур по числу детей.
Ход занятия.
Организационный момент: воспитатель показывает детям куклу Незнайку.
Воспитатель: Ребята, у нас в гостях сегодня с вами снова Незнайка. Целую неделю мы вместе знакомились с правилами дорожного движения. И сегодня Незнайка приглашает нас прогуляться по волшебному Цветочному городу, где живут коротышки. Жители этого города ждут нас в гости, а еще они приготовили для нас игры и задания, чтоб проверить ваши знания.
Дети подходят к макету Цветочного города.
Воспитатель: передвигаться по Цветочному городу мы будем на автобусе (игрушка на макете). Двигаясь от домика к домику, мы будем выполнять разные задания. Итак, поехали.
Первая остановка у нас у домика Ромашки и Мушки.
Незнайка: Маленькие подружки приготовили для вас загадки.
Загадки от Ромашки и Мушки.
1. Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны.
И хотя еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу –
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
Что же это? … (Светофор)
2. Я по городу иду,
Ч в беду не попаду.
Потому что твердо знаю –
Правила я выполняю (Пешеход).
3. Всё водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - (дорожный знак).
4. Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …. (Подземный переход).
5. Полосатые лошадки
Поперек дорог легли –
Все авто остановились,
Если здесь проходим мы (пешеходный переход).
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки разгадали. Можно ехать дальше.
Следующая остановка у домика художника Тюбика.
Незнайка: Что же Тюбик приготовил для вас, ребята? Это - разрезные картинки. Вам нужно правильно их собрать.
Ребята делятся на три команды, каждой из которых выдается разрезная картинка. Какая команда соберет ее быстрее.
Воспитатель: И с эти заданием справились! Молодцы. Продолжаем наш путь. Следующая остановка – домик доктора Пилюлькина.
Незнайка: Чтобы узнать следующее задание, нужно отгадать загадку.
Какое животное помогает нам переходить дорогу? (Зебра)
Конкурс «Зебра» (для двух команд).
Всем участникам в каждой команде раздаётся полоска белого картона. По сигналу первый участник кладёт полосу встаёт на неё и возвращается к своей команде. Второй кладёт свою ступеньку зебры, встаёт на неё и возвращается. И так до последнего участника. Смотрится, чтоб полоски зебры лежали не как попало, а аккуратно, как нарисовано на дорогах.
Воспитатель: Поиграли и даже не заметили, как добрались до следующего домика, в котором живут друзья Винтик и Шпунтик.
Незнайка: (показывает светофор на макете)
С виду - грозный и серьезный,
Очень важный Светофор.
С перекрестка, с перекрестка
На людей гляжу в упор.
Я и вежливый, и строгий,
Я известен на весь мир!
Я на улице широкой
Самый главный командир!
Вот вам, ребята, задание от Шпунтика и Винтика: собрать светофор из геометрических фигур.
Воспитатель: выполнили задание и едем дальше, к домику профессора Знайки. Что же он нам приготовил?
Незнайка: А Знайка приготовил для вас викторину «Подумай и отгадай».
1. Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
2. Кем вы становитесь, когда выходите из дома на улицу? (Пешеходами)
2. Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)
3. Кто управляет автомобилем? (водитель)
4. Что может произойти, если пешеход или водитель нарушили правила дорожного движения? (авария)
5. Где можно переходить проезжую часть дороги? (По наземному, подземному, надземному переходу)
6. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (только на зелёный)
7. Сколько сигналов у светофора? (три)
9. Где можно ездить на велосипеде? (по специальной дорожке или тротуару)
10. Какой свет верхний на светофоре? (красный)
11. На какое животное похож пешеходный переход? (зебра)
Воспитатель: молодцы, ребята, профессор Знайка вами очень доволен. А у нас с вами последняя остановка в Цветочном городе – домик Гусли.
Незнайка: Гусля предлагает вам сыграть в игру «Жезл инспектора».
Все дети образуют круг. Под музыку передают жезл из рук в руки, как только музыка закончилась, у кого в руках остался жезл, тот выходит в круг и танцует танец.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все задания выполнили.
Незнайка: Спасибо вам, ребята, что помогли мне выучить все правила дорожного движения и побывали в моем любимом Цветочном городе. Жду вас в гости снова! А на прощанье вам хочется сказать:
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Должны вы правила движенья
Всегда и всюду соблюдать.
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти.
Помните правила эти всегда,
Чтоб не случилась с вами беда!
Дети прощаются с Незнайкой.
Рефлексия.
Понравилось ли вам наше путешествие?
Задание какого жителя Цветочного города вам показалось самым интересным? А самым сложным?
Что запомнилось больше всего?
Пояснительная записка к комплексу дидактических пособий по изучению правил дорожного движения в средней группе.
Данный комплекс пособий включает в себя макет улицы Цветочного города (по мотивам сказки Н. Носова «Незнайка») и лэпбука по ПДД.
Актуальность данного пособия обусловлена статистикой, свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а также прививать навыки безопасного поведения на улице и не только.
Дидактическое пособие Лэпбук представляет собой картонную папку, содержащую различные кармашки и конвертики с информацией по теме.
Дидактическое пособие Макет улицы выполнен на основе картонной коробки, с нарисованной красками дорогой и украшенной картонными домиками. Макет оснащен дорожными знаками и деревянными машинками.
Данный комплекс предназначен для дошкольников среднего и старшего возраста (с учетом того, что содержание будет дополняться и усложняться). В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Цель данного комплекса: формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.
Задачи:
• Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
• Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
• Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
• Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;
• Развивать связную речь;
• Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
1)В лэпбуке собраны материалы для развивающих занятий с детьми. В него включены: стихи про ПДД, загадки, пальчиковая гимнастика, изображения дорожных знаков, игра «Собери картинку», игра «Расскажи по картинке».
Раздел «Стихи» находится на развороте слева и представляет собой кармашек, в котором лежат карточки с напечатанными стихами.
Раздел «Загадки» находится на развороте слева и представляет собой кармашек, в котором лежат карточки с напечатанными загадками (с ответами).
Раздел «Расскажи по картинке» находится на развороте слева и представляет собой 3 вкладыша на шнуровке. Вкладыш разворачивается, внутри расположена сюжетная картинка (по теме ПДД, по которой ребенку предлагается составить рассказ.
Раздел «Пальчиковая гимнастика» находится в центре разворота и представляет собой «раскладушки», перевязанные лентой. На каждой «раскладушке» напечатана пальчиковая гимнастика (рифмованный текст с описанием движений пальцами).
Раздел «Собери картинку» находится на развороте справа и представляет собой конверт со вложенными частями разрезной картинки по теме ПДД.
Раздел «Дорожные знаки» находится на развороте справа и представляет собой «раскладушки» с изображениями дорожных знаков. Все знаки поделены по четырем группам : предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные знаки и знаки сервиса.
Варианты игры с дорожными знаками:
Дидактическая игра «Кто быстрее найдет свои знаки»
Цель: Развитие памяти, объяснительной речи.
Задание: Нужно разделить знаки по принадлежности на 4 группы :
1-предупреждающие знаки
2-указательные знаки
3- запрещающие знаки
4- знаки сервиса
Ход игры:
Дети выбирают знаки своей группы и рассказывают, какие знаки они выбрали.
1-наши знаки запрещающие: «Стоянка запрещена», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено».
2— наши знаки предупреждающие: «Скользкая дорога», «Крутой поворот», «Дорожные работы».
3— наши знаки предписывающие: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Жилая зона».
4— наши знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Заправочная станция».
Дидактическая игра «Угадай, какой знак»
Цель:
1. Закрепить названия и назначение дорожных знаков.
2. Уметь определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов.
3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний о дорожных знаках в повседневной жизни.
Ход игры:
Первый вариант.
Ведущий указывает на какой-либо знак, ребенок называет знак и объясняет его назначение. За правильный ответ дается фант.
Второй вариант.
Ведущий называет знак. Ребенок указывает нужный знак, рассказывая, что он обозначает.
Третий вариант.
Ведущий описывает знак, не называя его, отгадавший показывает ответ на картинке.
2)Макет улицы выполнен на основе картонной коробки. На нем нарисована дорога, тротуар. На макете расположены домики (жителей Цветочного города, детский сад с площадкой, парк, ДПС. Расставлены светофоры и дорожные знаки, деревянные автомобили (легковые, пожарная машина, полицейская, машина скорой помощи, автобус).
Комплекс дидактических пособий «Правила дорожного движения» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуально-коррекционной работе с детьми, детьми в самостоятельной и игровой деятельности.
Благодаря этой форме работы дети многое узнали о ПДД, знают и с удовольствием читают наизусть стихи о дорожных знаках, придумывают загадки о ПДД, знают правила дорожного движения. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей. Макет обучает игровому моделированию, способствует формированию безопасного поведения на проезжей части.