Ирина Минина
Краткосрочный проект «Неделя экологии»
▼ Скачать
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу-значит охранять Родину».
М. М. Пришвин.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек — это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Публикация «Краткосрочный проект „Неделя экологии“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Краткосрочный проект «Неделя экологии»
в подготовительной группе «Звездочки»
Проект разработан для детей старших и подготовительных групп.
В ходе реализации дети познакомятся с правилами поведения в природе, научатся сопереживать и помогать природным объектам.
Цель проекта : создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Формирование в детях осознано-правильного взаимодействия с окружающим миром природы.
Задачи проекта :
- Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
- Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.
- Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность.
- Развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
- Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда.
- Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Тип проекта
Краткосрочный (апрель)
Участники проекта : Воспитатели и дети подготовительной группы, родители.
Этапы реализации проекта
I -ый этап подготовительный:
• изучить методическую, научно-популярную, художественную литературу по теме;
• подобрать иллюстрации, игрушки, атрибуты;
• составить план мероприятий на каждый день, картотеку стихов, загадок, пословиц.
II -ой этап основной:
Реализация плана проекта
Понедельник : «Мы хотим, чтоб от народа не страдала природа»
1половина дня
• Встреча детей на улице.
Цель: пройти по участку группы и собрать мусор, принесённый ветром за выходные.
• Утренняя гимнастика на улице.
Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.
• Беседа: «Мусор Земле не к лицу…»
Цели: организовать деятельность детей на исследование проблемы, сравнение, анализ полученных результатов опытов и практическое освоение знаниями некоторых свойств предметов окружающего мира; развивать умения вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты; воспитывать культуру поведения в окружающем мире.
• Беседа: «Пословицы и загадки о природе»
Цель: формировать представления о пользе и значимости природных явлениях в жизни человека, учить детей понимать и объяснять значение пословиц и загадок; воспитывать трудолюбие.
• Составление плаката «Экологическая неделя»
2 половина дня
• Просмотр короткометражного фильма «Самая лучшая планета в Галактике».
Цель: вызвать интерес к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе.
• Беседа «Чистый город».
Цель: рассказать, что в городах можно проводить различные акции, например «Чистый город», в рамках которой администрация города может показать местным жителям, какое количество мусора ежедневно оставляют на улицах сами граждане. Выяснить, что нужно делать, чтобы город был чистым.
• Составление правил для сохранения чистоты природы. Создание выставки рисунков «Как сохранить природу?», «Защитим природу!».
Цель: предложить детям ответить на поставленные вопросы и придумать свои вопросы. Учить оценивать свои ответы. Формировать умение выявлять ошибочные суждения, пояснять суть ошибки.
• Игры по интересам.
Цель: учить детей объединяться для совместной игры, поддерживать дружеские отношения.
Вторник: «Вода источник жизни»
1 половина дня
• Встреча детей на улице.
Цель: полив первоцветов на клумбе участка и полив песка в песочнице для игры.
• Утренняя гимнастика на улице.
Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.
• Беседа: «Что мы знаем о воде?»
Цели: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение её для всего живого; развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; воспитывать бережное отношение к воде.
• Опытно – экспериментальная деятельность: «Как вытолкнуть воду?», «Для чего нужна вода?» и т. д. Эксперимент проращивания пшеницы без земли, поливая её только водой.
Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы. Для восхода травы не обязательна почва. Иногда достаточно даже воды, чтобы появились ростки.
• Малоподвижная игра «Море волнуется»
Цель: учить детей находить выразительный образ. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать выдержку.
2 половина дня
• Беседа: «Правила поведения на воде»
Цель: ситуативный разговор о правилах поведения на природе, во время отдыха;
закрепить знание правил безопасного поведения около водоема летом.
• Составление плаката «Бережное отношение к воде»
• Игры по интересам: игры с выносным материалом.
Цель: учить объединяться для совместной игры, поддерживать дружеские отношения.
Среда «Лес богатство и краса! Береги свои леса!»
1 половина дня
• Встреча детей на улице. Рассматривание «Растения на нашем участке»
Цель: расширить представления и знания детей о растениях, об их значении в нашей жизни, развивать речь детей, активизировать внимание и память, формировать желание беречь и сохранять природу, вызвать интерес к окружающему миру. Полив первоцветов на клумбе участка и полив песка в песочнице для игры.
• Утренняя гимнастика на улице.
Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.
• Беседа: «Лесные правила»
Цель: формировать положительное отношение к природе, интерес к окружающему миру и любознательность; воспитывать культуру поведения в лесу, парке.
• Чтение произведения Д. Мамина – Сибиряка «Лесная сказка».
Цель: активизировать и дополнить знания о лесе, его обитателях. Формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации. Поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес.
2 половина дня
• Презентация «Правила поведения в лесу», «Растения, занесённые в красную книгу России».
Цели: помочь детям осознать свое отношение к природе, правила поведения в лесу, на природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться.
• Дидактическая игра «Экологический светофор»
Цель: продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении.
Четверг «Солнце воздух и вода - наши лучшие друзья»
1 половина дня
• Встреча детей на улице.
Цель: полив первоцветов на клумбе участка и полив песка в песочнице для игры.
• Утренняя гимнастика на улице.
Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.
• Беседа: «Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека»
Цель: обобщить имеющиеся знания о значении солнца, воды и воздуха; развивать умение вести беседу (говорить и слушать); воспитывать любовь и доброе отношение к живому.
• Пословицы и загадки о явлениях природы.
Цель: уточнить знания детей о явлениях природы, учить узнавать их по описанию характерных для них явлений. Активизировать в речи конструкции предположения, учить аргументировать свой ответ.
• Прогулка «Жара»
Цель: учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями; развивать интерес к природе; расширять словарный запас детей, учить подбирать синонимы.
2 половина дня
• Показ детям кукольного спектакля «Путешествие на полянку здоровья».
Цель: показать детям, как полезно заботиться о себе, о своем здоровье, если закаляешься и занимаешься спортом.
• Беседа: «Что такое солнечный удар?»
Цель: дать детям элементарные представления о солнечном и тепловом ударе, обучить их мерам осторожности при сильном солнцепеке.
• Свободные игры.
Цель: учить, самостоятельно, находить себе занятие по интересам, развивать двигательную активность, силу, ловкость; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Пятница «День Земли»
1 половина дня
• Встреча детей на улице.
Цель: полив первоцветов на клумбе участка и полив песка в песочнице для игры.
• Утренняя гимнастика на улице.
Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей.
• Наблюдение на прогулке: «Какие насекомые помогают, а какие вредят».
Цель: расширять знания о насекомых. Научить детей быть внимательными ко всему, что их окружает, отражать в игре добрые поступки окружающих людей. Рассматривание структуры почвы.
2 половина дня
• Чтение стихотворения «Богатства Земли», загадывание загадок.
Цель: учить детей понимать образные выражения, сравнения, слышать мелодику поэтического ритма. Поддерживать интерес к чтению.
• Беседа «Растения и кустарники на участке».
Цель: закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо.
• Самостоятельная деятельность: рисунки на асфальте.
Цель: организация совместной игровой деятельности, развитие фантазии и образного мышления.
III -ий этап заключительный:
• Дети группы «Звездочки» будут создавать плакаты по охране природы.
• Беседа «Лес – зелёное сокровище»,
• Рисование правил для сохранения чистоты природы. «Как сохранить природу?»
• Выставка рисунков детей «Защитим природу!»
• Эксперимент проращивания пшеницы без земли, поливая её только водой.
• Рассматривание альбома «Что такое лес» и карточек с растениями.